Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В практике работы педагога-психолога




Педагог-психолог МОУ СОШ №5,

второй квалификационной категории

Литвинчук Е.А.

Коллективное творческое дело одна из форм работы способствующая созданию комфортной психологической атмосферы в школе, которая является необходимым условием эффективности воспитания и обучения, саморазвития и самореализации педагогов и учащихся. Очень важно проводить в школе работу по оптимизации межличностных отношений в классах, формировать школьную общность детей и взрослых, развивать чувство гордости за свой класс, школу. Эти показатели трудно измерить и представить количественно, и, конечно же, процесс их формирования – достаточно длительный, но необходимый.

В нашей школе за последние два года были проведены несколько коллективных творческих дел. Они прошли при активной поддержке и участии педагогов.

Коллективное творческое дело «Стена мечтаний» (прошло с 22.04.2009 по 28.04..2009). В фойе школы был поставлен ящик, в который учащиеся, педагоги и родители могли опустить листок со своей мечтой (о том, что они хотели бы изменить в школе). Нужно было продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в нашей школе…».

С 28.04.2009 и в течение всей следующей недели все желающие могли ознакомиться с «мечтами» в фойе школы, где они были оформлены на листах ватмана. Все полученные записки можно условно поделить на пять групп. Первую и одну из самых многочисленных групп составили записки, которые касаются организации учебного процесса (чтобы в школе была пятидневка;

уроки были сокращены и т.д.).

Вторая группа записок, не менее многочисленная, касается вопросов связанных с психологическим комфортом учащихся в школе. Можно предположить, что основными авторами этих записок являются учащиеся начальной школы, потому что именно они бывают очень активны на переменах (чтобы все были здоровы; чтобы никто не кричал и не бегал; чтобы была тишина в школе).

Третья группа записок посвящена организации питания в школе. Наиболее часто встречающиеся записки (чтобы кормили вкусно; чтобы питание было дешевле или вообще бесплатно; чтобы бесплатно кормили дежурных в столовой).

Четвертая группа посвящена учителям (часть записок говорит о любви и уважении к конкретным учителям: часть посвящена заработной плате учителей, дети хотят, чтобы учителям повысили зарплату).

Пятую группу записок составляют записки с конкретными предложениями по организации жизни в школе, чтобы в школе было много мероприятий, праздников, конкурсов, викторин, дискотеки; чтобы в школе был живой уголок; чтобы в каждом классе были компьютеры, или ноутбуки, медиадоски и т.д.

Кроме того, 28.04.2009 в начальной школе было проведено коллективное творческое дело «Гирлянда добрых дел». Каждый класс определил место, где любой ребенок из этого класса мог прикрепить свое сообщение о том, какое доброе дело он сегодня совершил. Все детские записи делались на специальных жетончиках (в форме сердечек, цветочков, квадратиков и т.д.) и прикреплялись друг к другу. В результате в конце дня получилась самая настоящая гирлянда добрых дел. Эта акция способствует не только развитию рефлексивных умений, но и позволяет каждому ребенку сравнить свои добрые дела с делами других детей, и оценить насколько значимы его собственные достижения. Заставляет детей задуматься о том, а что же является добрым делом, какие добрые дела можно совершать.

Анализ добрых дел в классах показал, насколько по-разному дети воспринимают добрые дела. Многие считают добрым делом вымыть посуду, заправить постель, приготовить ужин вместе с мамой. В ходе разговора с детьми учителя попытались развести понятия «доброе дело» и «обязанности в семье», в результате дети сами смогли назвать добрые дела: «нашла щенка и отдала его хозяину» (Минц А., 4-А), «помог младшей сестренке с выполнением домашнего задания» (Хакимов К., 4-А), «помогла мыть окна маме» (Таскаева А., 4-А), «помогла соседке донести сумку с продуктами» (Деркачева М., 4-А), «помогла бабушке подняться по лестнице» (Трофимова И., 4-А).

Мы надеемся, что проведенные мероприятия открыли что-то новое не только для детей, но и для взрослых (родителей и педагогов). Позволили взрослым посмотреть на школу глазами детей, увидеть то, о чем мечтают дети, какие добрые дела они совершают, дали пищу для серьезных размышлений о настоящем и будущем взрослеющих детей. Результаты обсуждались на оперативном совещании педагогов.

С 26.04.2010 по 30.04.2010 в рамках Недели психологии прошло несколько коллективных творческих дел.

В понедельник 26.04.2010 в фойе школы был приготовлен рисунок контура дерева, на которое учащиеся могли наклеить разноцветные листочки со своими достижениями. Можно было начать с фразы «Я горжусь…». Желающие могли подписать свои листочки. Мы назвали его – «Дерево достижений учащихся МОУ СОШ №5».. Благодаря активности ребят, одного дерева нам оказалось мало, пришлось добавлять второе. Если анализировать высказывания ребят, то можно поделить их на следующие группы:

● достижения в учебе («Я закончил четверть без троек», «Я научилась красиво писать, читать», «У меня хорошие оценки по математике» и т.п.);

● достижения в спорте (хоккей, футбол, баскетбол, плавание, скалолазание, греко-римская борьба и др.);

● достижения в области искусства («Я научилась красиво рисовать», «Я получила диплом по танцам», «У меня есть победы в музыкальной школе» и т.п.);

● кроме того, ребята гордятся своими друзьями, родителями, учителями, домашними питомцами.

В среду 28.04.2010 в фойе школы появилась выставка «Портреты класса»(коллективное творческое дело), которая пополнялась до пятницы. Ребята должны были представить оригинальный портрет класса (общий рост, вес, средний возраст, увлечения и т.п.). Не было ни одного портрета похожего на другой, все они отличались друг от друга и замечательны по-своему. Каждый класс предстал перед нами с неожиданной стороны. Мы увидели, что наши ребята могут быть разными и интересными.

В пятницу 30.04.2010 в фойе школы было представлено еще одно коллективное творческое дело «Дом, в котором мы живем». На нескольких листах ватмана был нарисован макет школы, на который мы прикрепляли фотографии классов, каждый учащийся смог почувствовать себя частью одной большой общности – школа №5.

Еще мы хотели бы рассказать об акции, которая прошла во многих классах в течение всей Недели психологии – это акция «Тайный друг»

Накануне, 23.04.2010 в классах была проведена жеребьевка. Каждый учащийся вытащил по жребию имя одного из одноклассников. С этого времени он стал «тайным другом» этого одноклассника. Его задача – в течение недели оказывать всяческую поддержку и помогать своему другу, но делать это надо было ненавязчиво, чтобы тот не догадался. Можно было оказывать следующие знаки внимания: написать добрые пожелания, сделать небольшой подарок – сюрприз, оказать помощь и т.д. Каждое послание или другой знак внимания можно было обозначать буквами «ТД». В конце недели (29.04.2010 – 30.04.2010) прошло обсуждение игры в классах. Ребята обсудили следующие вопросы:

● Что они чувствовали, когда оказывали знаки внимания?

● Какие реакции у своих «подопечных» наблюдали? 

● Что им понравилось в роли «тайного друга»?

● Какой из своих подарков или сюрпризов они считают самым удачным?

● Догадались ли они, кто был их «тайным другом»?    

Мы считаем, что если в результате проводимых мероприятий ребята в классе обратили внимание на тех, кого раньше не замечали, если они задумались, о том, чем можно помочь своему однокласснику, если они увидели то, как живут ребята в других классах, какие у них увлечения, то это уже положительный результат!

В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование коллективных творческих дел в практике педагога-психолога позволяет разнообразить школьную жизнь, и вовлекать в проведение и обсуждение этих дел как можно большее число детей, педагогов и родителей.

 

 

Литература:

1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.: ил.

2. Психологический комфорт в школе: как его достичь, акции, тренинги, семинары/ Картушина Е.П., Романенко Т.В. – Волгоград: Учитель, 2008. -239с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...