Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация диагностических методик.
Все диагностические материалы могут быть систематизированы по блокам. Блок 1. Психологические методики для диагностики адаптации детей к условиям детского сада: ■ Методика определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ (автор А.Остроухова). Позволяет оценить четыре фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит. Каждый из факторов оценивается от + 3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Уровни, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). ■ Методика А.И.Баркана, Ю.А.Макаренко, М.Я.Студенкина «Комплексная оценка течения и тяжести адаптации детей к ДОУ». Позволяет выявить динамику социально-психологической адаптации детей к условиям ДОУ; выявить группы детей с легкой, средней и тяжелой степенью адаптированности. ■ Комплекс по диагностике адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Включает в себя характеристику родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей), оценку воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений) и оценку психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации). Блок 2. Психологические методики для диагностики психологической готовности к школе: ■ Тест Керна-Йерасека – методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). ■ Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей 5-7 лет. ■ «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. ■ Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. ■ Методика «Вежливость» предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. ■ Методика «Последовательность событий» предназначена для диагностики мышления. ■ Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В.Зейгарник предназначена для диагностики мышления. ■ Методика диагностики готовности к обучению в школе (авторы-составители: Н.Н.Мельникова, Д.М.Полев, О.Б.Елагина). Методика ГОШа существует в двух параллельных формах (А, В), форма «А» предназначена для проведения диагностики в момент окончания дошкольного ОУ, «В» – для диагностики готовности к школе, проводится при поступлении ребенка в первый класс. Методика позволяет определить три фактора, говорящие о возможности успешного обучения: интеллектуальную готовность к школьному обучению (природная составляющая интеллекта), наличие у ребенка знаний, умений и навыков в соответствии с программой ДОУ (культурная составляющая), особенности регулятивной сферы ребенка, важные для прогноза успешности его адаптации к школе. В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками. Субтесты: «Аналогии», «Выбор фигур», «Эскизы», «Метод двойной стимуляции» (определение уровня функционирования памяти), «Осведомленность», «Понятливость», «Пересказ теста», «Арифметический», «Графический диктант», «ДУМ-1» - исследование структуры и устойчивости мотивации, «Групповая экспресс-диагностика РВГ» - диагностика расстройства внимания при гиперактивности (РВГ), «Линеограммы». ■ Методика определения готовности к школе Л.А.Ясюковой. Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков. Первый блок методик предназначен для группового тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная коорди нация), тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности), тест Равена (субтесты А и В – визуальное линейное и структурное мышление), а также проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи» и «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т.п.). Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель – выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен – сфера и уровень тревожности, цветовой тест Люшера – энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе). ■ Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Н.И.Гуткиной. Методики, включенные в диагностический комплекс, направлены в основном на исследование учебной мотивации, уровня произвольности, интеллектуальной и речевой сферы. ■ Методика «Экспресс-диагностика готовности к школе» (авторы: Е.К.Вартохова, Н.В.Дятко, Е.В.Сазонова). Оценивает психологическую готовность к школе по трем параметрам: личностному, умственному и физическому развитию ребенка. Знания, полученные в результате такого тестирования, позволят педагогам-психологам и педагогам увидеть слабые и сильные стороны своих будущих учеников, прогнозировать трудности в обучении и продумать систему своевременной психолого-педагогической поддержки. ■ Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» (разработанная Н.Семаго, М.Семаго). Оценивает уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, представлений «больше–меньше». Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков. Задания созданы, исходя из требований стандартной программы дошкольного образования, и отражают необходимые умения и навыки счетных операций и звукобуквенного анализа, которые должны быть сформированы у детей этого возрастного диапазона. Блок 3. Психологические методики для диагностики познавательной сферы: ■ Тест «Доски форм Сегена» (Seguin Form Boards), известный в нашей стране под названием «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске», разработанный французским врачом Э.Сегеном в 1866 г. Методика Э.Сегена, является достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственного развития). Методика используется для оценки уровня развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способности детей к осмыслению новых способов действия, сформированности действий идентификации и моделирования. ■ Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия. ■ Методика определения кратковременной памяти. ■ Методика «Оперативная память». ■ Методика «Образная память». ■ Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости. ■ Методика «Классификация предметов». Методика позволяет исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий, цветовых и абстрактных аспектов объекта, их возрастную соотнесенность. С помощью этой методики можно также выявлять и возможности логики последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей объема и устойчивости активного внимания, объема поля зрения, специфики цветоразличения и зрительного восприятия в целом, а также особенностей специфических личностных реакций и характеристик работоспособности. ■ Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов. ■ Методика исследования способности формирования понятий (методика Выготского-Сахарова, модификация для детей дошкольного возраста). Модификация широко известной методики позволяет проводить исследование уровня развития абстрактных обобщений и их классификацию, выявить возможности объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе объединения одного или нескольких ведущих признаков. Кроме того анализируется возможность переключения и распределения внимания, гностическая деятельность. ■ Диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольника (авторы Н.О.Озерецкий и Н.И.Гуревич). Методики являются простыми по применению, информативными по содержанию и статистически достоверными. ■ Методика «Опосредствованное запоминание» (предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым) предназначена для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления. ■ Методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В.М. Когана). Методика направлена на исследование возможности распределения и переключения внимания в сенсибилизированных условиях, а также сужения объема активного внимания. Методика позволяет оценить характеристики работоспособности, утомляемость, пресыщаемость, а также отметить инертность деятельности. ■ Методика «Разрезные фигуры». Методика направлена на исследование возможности перцептивного моделирования, оценку способности смыслового и пространственного соотнесения частей и целого и их пространственной координации, т.е. исследование возможностей синтеза на предметном уровне. ■ Методика «Пиктограмма» предназначена для исследования особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. ■ Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания. ■ Методика «Таблицы Шульте» предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. ■ Методика Ф.Д.Горбова «Красно-черная таблица» призвана оценить переключение и распределение внимания. ■ Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов. ■ Методика «Интеллектуальная лабильность» предназначена для диагностики переключения внимания. ■ Методика «Толкование пословиц» предназначения для исследования уровня мышления. ■ Методика «Простые аналогии» позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями у детей старше 10 лет. ■ Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления. ■ Методика «Сравнение понятий» направлена на исследование операций сравнения, анализа и синтеза в детском и подростковом возрасте. ■ Методика «Выделение существенных признаков» позволяет выявить особенности мышления.
Блок 4. Психологические методики для диагностики интеллекта и умственного развития: ■ Комплекс методик, разработанный под руководством Л.А.Венгера, направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. ■ Методика «Психолого-педагогическая диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста» (автор Е.А.Стребелева). Позволяет выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т.е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. ■ Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф.Замбицявичене. ■ Вербальный тест Г.Айзенка предназначен для оценки интеллектуальных способностей лиц в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. ■ Тест Д.Векслера предназначен для исследования умственного развития. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. Считается, что тест может быть использован для диагностики готовности к школе и оценки причин неуспеваемости. В нашей стране тест Векслера был адаптирован А.Ю.Панасюком (1973) и позднее опубликован в обновленной редакции в Санкт-Петербурге (Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеев, 1992). ■ Тест Дж.Равена предназначен для исследования умственного развития. «Прогрессивные матрицы Равена» – это невербальный тест, разработанный Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году в цветном. Черно-белый вариант теста предназначен для обследования детей, начиная с 8 лет и взрослых до 65 лет. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. ■ Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей социальной среды. ■ Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж.Ванды. Тест переведен и адаптирован для выборки российских школьников в ЛПИ (М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др., 1993). Предназначен для диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов. Тест выявляет, насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия – все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы. ■ Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Он создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973г.). Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два – пространственное воображение, один – память. Тест содержит 9 субтестов: осведомленность, классификации, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста), запоминание вербального материала. ■ АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые ряды. 8. Геометрические фигуры. ■ ПИТ СПЧ - подростковый интеллектуальный тест (Авторы: Н.А.Курганский, И.М.Дашков, Л.К.Федорова). ПИТ СПЧ создавался с 1996 по 2003 год учеными Санкт-Петербургского государственного университета. Тест предназначен для исследования уровня и структуры интеллектуальных функций детей и младших подростков в возрасте от 9 до 13 лет. Методика имеет 4 равноценных параллельных формы (А, Б, В, Г), каждая из которых состоит из 11 субтестов: «Осведомленность», «Скрытые фигуры, «Пропущенные слова», «Арифметические задачи», «Понятливость», «Исключение изображений», «Аналогии», «Числовые ряды», «Умозаключения», «Геометрическое сложение», «Заучивание слов». Проводить тестирование можно в бланковой и компьютерной форме. ■ УИТ СПЧ-М - универсальный интеллектуальный тест (Авторы: И.М. Дашков, Н.А.Курганский, Л.К.Федорова. Стандартизация выполнена под руководством Н.А.Батурина и Н.А.Курганского). Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ) создавался в период с 1992 по 1995 год учеными Санкт-Петербургского государственного университета. Тест предназначен для исследования уровня и структуры интеллектуальных функций старших подростков и взрослых людей в возрасте от 13 лет и старше. Проводить тестирование можно в бланковой и компьютерной форме. Методика предназначена не только для диагностики общего интеллектуального уровня, но и отдельных интеллектуальных функций. Методика имеет 4 равноценных параллельных формы (А, Б, В, Г), каждая из которых состоит из 11 субтестов: «Осведомленность», «Скрытые фигуры», «Пропущенные слова», «Арифметические задачи», «Понятливость», «Исключение изображений», «Аналогии», «Числовые ряды», «Умозаключения», «Геометрическое сложение», «Заучивание слов». Блок 5. Психологические методики для диагностики эмоциональных состояний: ■ Цветовой тест М.Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния. Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). ■ Метод рисуночной фрустрации С.Розенцвейга (модификация Н.В.Тарабриной). Предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. ■ Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А.Курганскому и Т.А.Немчину) предназначена для диагностики состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности. ■ Тест тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина. Этот тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент – реактивная тревожность и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека. ■ Методика измерения уровня тревожности Дж.Тейлора (адаптация Т.А.Немчина). ■ Тест школьной тревожности Филлипса позволяет выявить характер и уровень тревожности у школьников. ■ Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния испытуемого. ■ Методика диагностики невротизма (опросник Т.Ташева) предназначена для определения наличия и степени невротического расстройства личности и его вида. ■ Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения» (по Т.А.Немчину) позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения. ■ Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево. Человек». Позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности. ■ Тест «Сказка». Данная методика представляет собой разновидность проективного теста. Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания. ■ САН – методика, позволяющая уточнить особенности самочувствия, активности, настроения. ■ Цветовой тест отношений (А.Эткинд). Это невербальный компактный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент. В ходе эксперимента испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру. ■ Методика «Кактус» М.А.Панфиловой предназначена для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. ■ Анкета Э.Хорварда предназначена для диагностики подверженности стрессу. ■ Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Выбери нужное лицо». Блок 6. Психологические методики для диагностики межличностных отношений: ■ Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений. ■ Методика «Два домика» направлена на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими. В ходе ее выполнения ребенок «распределяет по двум домами» (серый и красный) всех детей своей группы в зависимости от симпатии или антипатии. Методика позволяет определить: отношение каждого ребенка ко всем детям группы; представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы; каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей (личностный статус ребенка). ■ Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Семаго. Методика была создана в 1982-85 гг. по аналогии с тестом Рене Жиля. Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика состоит из 8 рисунков и примерного перечня вопросов, задаваемых педагогом-психологом при рассмотрении ребенком каждого рисунка. ■ Методика «Капитан корабля» предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников. ■ Методика «Мозаика» – естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». ■ Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений. ■ Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе. ■ Методика изучения взаимных отношений «ученик-преподаватель» (по Ханину-Стамбулову). ■ Методика «Изучение сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С.Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления ■ Рисуночный тест «Рисунок семьи» (Т. Г. Хоментаускас) позволяет выявить особенности внутрисемейного общения. Блок 7. Психологические методики для диагностики профессиональной направленности личности: ■ Методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников». Этот диагностический комплекс предназначен для работы с обучающимися 7–11 классов. В состав стандартного комплекта входят: тест Амтхауэра, матрицы Равена, тест на самостоятельность мышления, цветовой тест эмоциональных состояний, опросник Кеттелла, тест Фидлера, тест Тулуз-Пьерона, задачи Гилфорда на измерение творческого потенциала, тесты навыка чтения (русский и английский язык), проективный тест «Рисунок дерева». ■ Методика Д. Холланда. Методика является примером субъективного типологического подхода к изучению личности. Стимульный материал теста отличается от подобного рода опросников и представляет собой 40 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Иными словами ответить на гипотетический вопрос: «Кем предпочтительней для него было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом?» и т.д. На основе психологического анализа профессий, использованных в тесте, автор выделил 6 шкал соответствующих 6 типам личности: 1. реалистический тип, 2. интеллектуальный тип, 3. социальный тип, 4. конвенциальный тип, 5. предприимчивый тип, 6. артистичный тип ■ Тест Дж.Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной). Отличие методики Г.Резапкиной от традиционной методики Дж.Холланда – каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. ■ Методика В. Смекала и М. Кучера. В основе методики Смекала–Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б.Басса. Методика Смекала–Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Назначение исследования – определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие). ■ Методика Йовайши. Позволяет быстро и эффективно провести диагностику интересов и профессиональных склонностей личности. ■ Методика «Карта интересов» (авторы А.Е.Голомшток, Е.А.Климов, О.П.Мешковская и др.) направлена на изучение интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. ■ Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. ■ Методика «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Холланда). Данная модификация теста Холланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей. ■ Опросник профессиональной готовности (ОПГ). ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер: - Ч-З (Человек – знак), Ч-Т (Человек – техника), Ч-П (Человек – природа), Ч-Хо. (Человек – художественный образ), Ч-Ч (Человек – человек). ■ Методика «Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. ■ Активизирующий профориентационный опросник СНГ (Самооценка нравственности и гражданственности). Опросник в полушутливой форме позволяет соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своим представлением о порядочности и, в некоторой степени, даже смоделировать поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении. ■ Анкета оптанта. Позволяет получить первичную информацию об интересах, наклонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки оптанта, а также о главных направлениях профориентационной работы. Так же помогает осознать подросткам свои профессиональные намерения, интересы, склонности. ■ Методика Б.Басс «Определение направленности личности». С помощью методики выявляются следующие направленности: 1. Направленность на себя (Я), 2. Направленность на общение (О), 3. Направленность на дело. ■ Методика КОС направлена на исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника, содержащего 40 вопросов. КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. ■ Методика изучения факторов привлекательности профессии (модификация И.Кузьминой, А.Реана). Методика впервые была предложена В.А.Ядовым, представлена количественно в виде индекса удовлетворенности профессией. Это индекс, который задан так, что может меняться в пределах от -1 до +1, принимая в данных пределах любые значения. ■ Профориентационная компьютерная система «PROFI». Направлена на оказание квалифицированной помощи в профессиональной ориентации учащихся 8-11 классов, в выборе уровня образования с учетом интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей подростка. В качестве прототипа системы была использована компьютерная методика "KUDOS", предоставленная Профориентационной службой Careers Service г.Манчестера (Великобритания). ПКС "PROFI" представляет собой экспертную систему, позволяющую находить оптимальное решение многокритериальной задачи профессионального выбора. Каждая процедура тестирования является уникальной, т. к. характер последующих вопросов определяется совокупностью ответов на предыдущие. ПКС «PROFI» предлагает не только конкретные профессии, которые в наибольшей степени соответствуют его актуальным интересам, профессиональному опыту, индивидуальным требованиям к условиям и характеру труда, но и выдаст подробную информацию по каждой из них: описание профессии, специальные требования к кандидату, возможности переобучения и т.п. ■ Активизирующая методика «За и против 1, 2, 3» Н.С.Пряжникова. Включает в себя три относительно самостоятельных опросника: «За и против – 1» (предназначен для выявления развитых групп качеств); «За и против – 3» (для выявления предпочтительных ценностей). Методика является активизирующей в том смысле, что при внешнем сходстве с «настоящим» тестом, она больше предназначена для стимулирования размышления самоопределяющихся клиентов над сложными мировоззренческими проблемами профессионального выбора, а также – для провоцирования разговоров и индивидуальных консультаций клиентов ценностно-смыслового плана. Тем не менее, методика имеет и собственно диагностическую ценность, которая повышается, если использовать ее вместе с другими распространенными профориентационными опросниками, например, с «Дифференциально-диагностическким опросником» (ДДО) Е.А.Климова, с «Картой интересов», с опросником Дж. Холланда и т.п. Блок 8. Психологические методики для диагностики детско-родительских отношений: ■ Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований. ■ Методика измерения родительских установок и реакций (PARY). Направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. ■ Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (Авторы: А.Я.Варга, В.В.Столин). Представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник состоит из 5 шкал: «Принятие – отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник». ■ Опросник «Лики родительской любви». Поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится отношение к ребенку. ■ Проективный тест «Семейная социограмма». Тест относится к рисуночным проективным тестам. Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникации в семье – прямой или опосредованный. ■ Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) (авторы: Р.Бернс, С.Кауфман). Дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. ■ Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рисунок семьи» и используется для детей и подростков в случае необходимости замаскировать цели обследования. Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует семью животных – тех, кого он выберет. Еще одним вариантом этой методики является методика «Ссорящиеся животные». ■ Методика «Незавершенные предложения». В исходной форме методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Однако представляется интересным использовать ее и для диагностики межличностных отношений ребенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность. ■ Опросник «Подростки о родителях». Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте ■ Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (ДРОП). Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы: 1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка; 2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия; 3. Блок контроля; 4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений; 5. Дополнительные шкалы. ■ Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), разработанный для родителей, содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока: 1. Блок чувствительности; 2. Блок эмоционального принятия; 3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. ■ Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.Марковской (ВРР). Предназначен для параллельного опроса детей и родителей. Методика позволяет измерить одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну – детскую и две – взрослые, по 60 вопросов в каждой. Блок 9. Психологические методики для диагностики педагогического коллектива ОУ: ■ Методика незаконченных предложения по изучению педагогического сознания (автор С.В.Пазухина). Используется для получения первоначальных сведений об отдельных психологических аспектах педагогического сознания, в частности профессиональных целях и мотивах, социальной ценности профессии учителя. ■ Методика диагностики структуры ценностей личности С.С.Бубновой. ■ Методика диагностики толерантности В.В.Бойко. ■ Тест изучения профессиональной позиции педагога «Х и М» («хочу и могу») (авторы А.Бадак, Е.Кившик). Позволяет оценить реальную позицию педагога, представления о том, каким должен быть учитель, увидеть идеальный образ себя как учителя, способность к самоанализу, обратной связи. ■ Тест для изучения профессиональной позиции учителя в педагогическом общения ■ Опросник А.Шостром «Самоактуализация личности». Методика включает 14 шкал: «Ориентация во времени», «Поддержка», «Ценностные ориентации», «Гибкость поведения», «Сензитивность к себе», «Спонтанность», «Самоуважение», «Самопринятие», «Представления о природе человека», «Синергия», «Принятие агрессии», «Контактность», «Познавательные потребности», «Креативность». ■ Методика диагностики уровня готовности к профессионально- педагогическому саморазвитию. Оценивает 7 компонентов профессионально- педагогического саморазвития: мотивационный, когнитивный, нравственно-волевой, гностический, организационный, способность к самоопределению, коммуникативный. ■ Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. ■ Методика диагностики уровня невротизации (по Л.И. Вассерману). ■ Диагностика профессионального выгорания К.Маслач, С.Джексон (в адаптации Н.Е.Водопьяновой). ■ Методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Тест Хейма). Методика E. Хейма позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, под руководством д. м. н. профессора Л.И.Вассермана. ■ Шкала депрессии. Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Г.И.Балашовой. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг – диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. ■ Методика «Личностный дифференциал» (ЛД). Психологическая диагностическая методика, разработанная в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева. Авторы методики – Е.Ф.Бажин и А.М.Эткинд. ЛД позволяет оценить и описать личностные, нравственные качества человека, степень сформированности волевой сферы личности и тревожность, степень общительности или необщительности личности. В целом, мы получаем представление о самооценке личности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 373. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |