Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам
В системе образования
I. Пояснительная записка, которая включает:
1. Актуальность
■ объективное состояние ситуации (психолого-физиолого-социальная специфика учреждения, класса, ребенка, социальная ситуация – это объективно определило необходимость разработки программы);
■ анализ имеющихся программ и обзор литературы по проблеме (научное обоснование);
■ формулировка проблемы;
■ цель (конечный желаемый результат), задачи (конкретизируют цель и соответствуют этапам реализации программы).
2. Организация и особенности реализации программы
■ участники программы;
■ предмет – что конкретно предлагается изменить;
■ количество участников;
■ место проведения;
■ условия (обеспечение);
■ продолжительность программы;
■ периодичность занятий.
II. Содержание программы
Основные принципы реализации данной программы с учетом теории, методологии и специфики участников и их конкретное выражение (например, для тренинга формирования навыков в качестве принципов можно сформулировать: активность каждого участника, принцип здесь и сейчас, принцип принятия и т.д.)
Тематический план
Дата
| № занятия
| Тема
| Методы и формы работы
(без подробных описаний)
| Примечание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
|
|
|
|
III. Реализация программы и оценка ее эффективности
Автором должны быть представлены результаты апробации программы с учетом сравнительного анализа результатов в контрольной и экспериментальной группах и динамики их изменений.
IV. Список использованной литературы в приложении (тексты, видео-, аудио-приложения).
Программно-методическое обеспечение деятельности
Педагога-психолога МДОУ
Автор, название программы, выходные данные
| Категория участников
| Краткое содержание
| Адаптация воспитанников к условиям ДОУ
| | | Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004
| 2-4 лет
| Программа направлена на профилактику дезадаптации детей у воспитанников ДОУ
| Крюкова С.В. Давайте жить дружно! Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения. – М.: «Генезис», 2006
| 4-6 лет
| Программа направлена на создание у детей чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков
| Подготовка детей к обучению в школе
| | | Чернова Т.В., Донскова В.А. Светлячок. Программа для подготовительной группы детского сада по коррекции психического развития детей и формированию качеств обеспечивающих школьную деятельность. – Челябинск, 1995
| 6 – 7 лет
| Система занятий, направленных на формирование и развитие различных психических процессов
| Рябышева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. – Челябинск, 2006
| 6 – 7 лет
| Программа направлена на развитие и коррекцию всех компонентов готовности к обучению в школе. Опирается на основные закономерности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, так и на требования программы обучения в первом классе массовой школы
| Управителева Л.В. Скоро в школу: сценарии занятий. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
| 6 – 7 лет
| Подробные групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста
| Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука: Для подготовки детей к школе. – М: Ювента, 2007
| 5 – 7 лет
| Комплект «Азбука» предназначен для индивидуальной, дифференцированной работы с детьми 5-7 лет при подготовке к школе. Комплект – это «Азбука» – книга для совместной работы взрослых (педагогов, родителей, воспитателей) и ребенка и 4 рабочие тетради для выполнения разнообразных практических заданий.
Комплект рекомендован Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
| Безруких М.М. Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа, 2002
| 5 – 6 лет
| Комплект «Ступеньки к школе» предназначен для работы с детьми 5 – 6 лет в период подготовки к школе. Комплект состоит из методических пособий (книга для педагогов и родителей и программа индивидуального развития – конспекты занятий) и 12 рабочих тетрадей каждая из которых имеет свое назначение: развивает определенные школьно-значимые функции ребенка
| Профилактика проблем в воспитании, обучении и развитии детей
| | | Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: «Генезис», 2006
| 4-6 лет
| Программа направлена на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей
| Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Пб., 2000
| 5 – 9 лет
| Реализация программы способствует формированию у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека
| Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей (средней, старшей) группе. – М.: Книголюб, 2004
| 3 – 4 года,
(4 – 5 лет,
5 – 6 лет)
| Подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий с необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом
| Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной к школе группе. – М.: Книголюб, 2005
| 6 – 7 лет
| Подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий с необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом
| Пазухина И.В. Давай познакомимся! Развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2004
| 4 – 6 лет
| Программа направлена на осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым призвана обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт
| Погосова Н. Погружение в сказку. – СПб.: Речь, 2002
| 5 – 13 лет
| Коррекционно-развивающая программа, для детей имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью
| Калинина Р.Р. Страна понимания. – С-Пб, 2005
| 5 – 7 лет
| Представлено описание разнообразных тренинговых упражнений и игр, которые могут быть использованы в практической работе с детьми.
| Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003
| 5 – 7 лет
| Содержаться подробные групповые занятия с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
| Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас. – СПб.: Речь, 2002
| 5 – 13 лет
| Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков
| Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.
| 3 – 7 лет
| Представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников. Подробно описаны групповые развивающие занятия для трех возрастных групп
|
Программно-методическое обеспечение деятельности
Педагога-психолога МОУ
Автор, название программы, выходные данные
| Категория участников
|
| Краткое содержание
|
| Адаптация обучающихся к условиям МОУ
| | | | | Бильгильдеева Т. Здравствуй, Цветочный город! Развивающие занятия для адаптации детей в образовательной среде. – М.: Чистые пруды, 2006
| I класс
|
| Цикл развивающих занятий «Здравствуй, Цветочный город!» предназначен для работы с детьми, вступающими в школьную жизнь. Программа позволит детям быстрее адаптироваться к новым для них условиям обучения в школе
|
| Виноградова Н.В., Паустьян Е.Е., Сербина Т.А. Программа формирования адаптивных способностей у детей 6-7 лет к систематическому обучению в школе. – Омск, 2004
| I класс
|
| Программа направлена на качественное формирование адаптивных способностей к систематическому обучению, ее основу составляют фундаментальные положения общей, возрастной, педагогической психологии. Целью программы является формирование психолого-педагогической готовности детей 6 – 7 лет к систематическому обучению в школе путем развития познавательной и личностной сфер ребенка
|
| Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Генезис, 2003
| I класс
|
| Программа создана для того, чтобы помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимания и т.д. Содержит подробные занятия с детьми
|
| Коблик Е.Г. Первый раз в 5 класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.
| V класс
|
| Описаны основные задачи психологической службы в этот период, изложен подробный сценарий тренинга. Игры и упражнения направлены на снижение школьной тревожности, формирование учебной мотивации.
|
| Профилактика проблем в воспитании, обучении и развитии обучающихся
| | | | | Казанцева О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. Пособие для практических психологов. – М.: Школьная Пресса, 2005
| II класс
|
| Содержание занятий, методы и приемы работы с детьми с ЗПР помогут решить задачи формирования коллектива, создать условия для эффективного взаимодействия между учащимися и педагогом
|
| Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов, пособие для родителей, рабочая тетрадь школьника. – М.: Генезис, 2000
| II класс
|
| Программа направлена на формирование индивидуального стиля деятельности у младших школьников, включает в себя тематическое планирование курса, подробный сценарий занятий с методическими рекомендациями для ведущих. Отдельные материалы курса могут быть использованы в качестве вспомогательных материалов для коррекционно-развивающей работы с учащимися младшей школы
|
| Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.П. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М., 2003
| I – IV классы
|
| Содержит необходимую информацию для самостоятельного проектирования программы, подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной работы, индивидуальному психологическому консультированию
|
| Тарасова О.В., Шамарина Е.В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР средствами математики. – ООО «Издательство ГНОМ и Д», Москва 2004
| I – IV классы
|
| В программе изложены концептуальные основы коррекционно-развивающего развития младших школьников с ЗПР, а также психологической особенности мыслительной деятельности детей рассматриваемой категории. Представлено содержание коррекционно-развивающей деятельности в процессе обучения математике, и приложения, в которых даны конспекты уроков по математике, разработанные и апробированные
|
| Зак А.З. развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994
| I – IV классы
|
| Включены игровые задания, способствующие развитию различных видов мышления младших школьников, а также методика их проведения
|
| Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития для младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Педагогическое общество России, 2000
| I – IV классы
|
| В книге представлена поурочная система заданий для психологического развития учащихся I – IV классов общеобразовательной школы
|
| Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001
| I – III классы
|
| Подробно изложена авторская программа групповых занятий 1, 2 и 3-х классов
|
| Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов. – С-Пб.: Специальная Литература, 2003
| I – II классы
|
| Направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка: связывание определенных слов языка с собственными ощущениями и чувствами, управление своими эмоциями, определение эмоционального состояния других людей и адекватная реакция на него, умение действовать осмысленно в ситуации нравственного выбора
|
| Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. – М.: Новая школа, 1996
| II класс
|
| Комплект из 2 книг: учебно-методическое пособие для преподавателей и раздаточный материал для самостоятельной работы детей 8 лет
|
| Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.П. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М., 2003
| V – IX классы
|
| Содержит необходимую информацию для самостоятельного проектирования программы, подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной работы, индивидуальному психологическому консультированию
|
| Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет. В книге «Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998
| V – VI классы
|
| Представлена программа, которая имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях
|
| Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет. В книге «Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
| VI – IX классы
|
| Программа предназначена для развития мотивов лежащих в основе межличностных отношений подростков – осознания опасений и страхов и следовать принятым социальным нормам, а также развития чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и самого себя
|
| Литке С.Г., Трофимчук О.М. Психология подростковой преступности. – Челябинск, 2003.
| X класс
|
| Программа направлена на решение актуальнейшей проблемы современности – психологического обеспечения профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков
|
| Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.П. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М., 2003
| X – XI классы
|
| Содержит необходимую информацию для самостоятельного проектирования программы, подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной работы, индивидуальному психологическому консультированию
|
| Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15-17 лет. В книге «Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998
| IX – XI классы
|
| Направлена на помощь подросткам определит свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего, продвинутся в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности
|
| Личностный рост: Комплексная модульная обучающая программа в рамках проекта «Здоровое будущее детей»: Метод. Рекомендации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005
| IX – XI классы
|
| Направлена на укрепление когнитивных и волевых ресурсов личности подростка, противодействующих рискованному поведению
|
| Трудоустройство и профориентация
| | | | | Программа «Трамплин» (Основные навыки поведения на рынке труда). Целевая региональная программа Кемеровской области. 2002
| IX – XI классы
|
| Главная цель программы – повысить шансы молодых людей при поступлении на работу, а также дать необходимые знания для открытия собственного дела. Пособие разработано в рамках целевой региональной программы по повышению конкурентоспособности молодежи Кузбасса на рынке труда
Данное пособие содержит подробные методические указания по ведению программы обучения педагогов, а именно: программа курса, руководство по проведению занятий и раздаточные материалы к занятиям. Для учащихся разработано отдельное пособие, в котором содержится подробная информация по темам программы.
|
| Литке С.Г., Сафронова Л.А. Профессиональное самоопределение личности или Путь к успеху. – Челябинск, 2003
| IX класс
|
| Умелое сочетание самодиагностики, активных форм обучения и постоянной рефлексии профессионального становления и развития личности при опоре на понятие психологии труда и психологии профессии представляет собой, то успешное разрешение проблемы ранней профориентации, которое позволит обеспечить наиболее оптимальный и эффективный путь личностного развития школьника
|
| Трудоустройство и профориентация: Комплексная модульная обучающая программа в рамках проекта «Здоровое будущее детей»: Метод. Рекомендации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005
| IX – XI классы
|
| Направлена на ознакомление учащихся с технологией самопрезентации и подготовки резюме, помочь в раскрытии творческого потенциала, научить отстаивать и защищать свои права, грамотно проходить различные этапы устройства на работу
|
| Психологическое сопровождение подготовки выпускников к ЕГЭ
| | | | | | Белькова А.А., Коробкова И.И. Программа психопрофилактического сопровождения подготовки старшеклассников к итоговой аттестации. – Челябинск, 1999
|
| IX – XI классы
|
| Призвана наполнить содержанием просветительскую работу с обучающимися, учителями; познакомить участников образовательного процесса с тем на что, прежде всего, следует обратить внимание во время подготовки к ЕГЭ
|
| Сафронова Л.А. Экзамены: несколько золотых правил. Готовимся: с чувством, с толком, с расстановкой. – Челябинск, 2002
|
| IX – XI классы
|
| Включает материал по эффективной подготовке к предстоящим экзаменам
|
| Обучающие программы (уроки психологии в школе)
| | | | | Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. III – XI классы / А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж; Изд-во НПО «МОДЭК», 2003
| III – XI классы
|
| Обосновывается необходимость преподавания основ научной психологии в современной школе, раскрываются история и научно-дидактические основания преподавания психологии в школе. Представлена программа учебного курса по психологии, тематические и поурочные планы по каждому году обучения, методические рекомендации по проведению уроков.
|
|
5. Консультативная работа
Консультативная работа педагога-психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направления этой деятельности:
■ консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
■ консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
■ консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;
■ проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
■ консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.
Одной из форм организации консультативной работы с педагогами является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию, которой владеют педагоги, классный руководитель, медицинский работник ОУ, социальный педагог и педагог-психолог, и на основе целостного видения несовершеннолетнего, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, разработать и реализовать общую линию дальнейшего развития и обучения. На ПМПк происходит разработка и утверждение индивидуально-ориентированных профилактических программ.
РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. По общей психологии
■ Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.
■ Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Кн. дом «Университет», 2000.
■ Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000.
■ Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
■ Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998.
■ Современная психология. – М.: ИНФРА-М, 1999.
■ Солсо Д. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.
■ Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика,1986.
■ Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
2. По психологической диагностике
■ Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоров’я, 1989.
■ Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999.
■ Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
■ Диагностика в детском саду: Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. / Под ред. Ничипорюк Е.А., Посевина Г.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
■ Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: ПНИ им. В.М.Бехтерева, 1983.
■ Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984.
■ Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004.
■ Общая психодиагностика. / Под ред. Богалева А.А., Сталина В.В.– М: МГУ, 1987.
■ Основы психодиагностики. / Под ред. Шмелева А.Г. М. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
■ Психологическая диагностика. / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М.: УРАО, 1997.
■ Семаго М.М. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Изд. 3-е, исп., доп. М.: АРКТИ, 2000.
■ Семаго М.М. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст: Руководство для педагогов-психологов. – СПб.: Речь, 2005.
■ Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
■ Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. По детской и возрастной психологии
■ Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1995.
■ Выготский Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды в 6-ти тт. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
■ Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т. 1. – М.: Педагогика, 1986.
■ Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.
■ Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994.
■ Славина Л.С. Трудные дети. М.–Воронеж, 1998.
■ Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Воронеж, 1995.
■ Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Летний сад, 2000.
4. По педагогической психологии
■ Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.,1994.
■ Дети группы риска в общеобразовательной школе / под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2008.
■ Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001.
■ Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1992.
■ Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.
■ Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
■ Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М.: Совершенство, 1997.
■ Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2008.
■ Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной, – М.: Просвещение, 2003.
■ Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В.Лаврентьевой, – М., 1996.
■ Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1987.
■ Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1991.
■ Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999.
■ Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.
■ Стоунс Э. Психопедагогика. – М.: Педагогика, 1984.
■ Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 1999.
■ Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2003.
■ Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, Флинта, 1999.
■ Чесюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.
5. По специальной психологии
■ Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Междунар. пед. акад., 1994.
■ Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. –М.: Педагогика, 1990.
■ Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.
■ Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. –М.: Просвещение, Владос, 1995.
■ Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: МГУ, 1990.
■ Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб.: РГПУ, 1998.
■ Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.
■ Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь ребенку с задержкой психического развития. – СПб: Речь, 2006.
■ Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
■ Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
■ Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия /Под ред. Астапова В.М., Микадзе Ю.В. – М.: Ин-т практической психологии, 1996.
■ Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1996.
■ Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения /Под ред. Розановой Т.В. – М.: Педагогика, 1991.
■ Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. По психотерапии и консультированию
■ Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя». – М.: Класс, 1996.
■ Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998.
■ Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». – М.: Класс, 1996.
■ Мэй Р.Э. Любовь и воля. – М.: Реффл-Бук, Ваклер, 1997.
■ Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М.: Класс, 1997.
■ Психологическое консультирование и психотерапия. Тт. 1, 2. – М.: Московский психотерапевтический журнал, 1998–2000.
■ Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
■ Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 1999.
■ Эриксон М. Мой голос останется с вами. – СПб.: XXI век, 1995.
■ Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. – М.: Класс, 1997
РАЗДЕЛ 6. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
|