Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОУ




Руководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога. – Челябинск, 2010г.

Коллектив авторов-составителей:

Давыдова В.И., начальник управления образования Калининского района администрации города Челябинска.

Трофимчук О.М., директор МОУ ЦПМСС, кандидат психологических наук.

Башак Т.В., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Кривошеина И.Ю., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

Аббакумова С.И., педагог-психолог СПП и СП МОУ ЦПМСС, высшая кв. категория.

 

В сборнике дано систематическое изложение основных методических и практических вопросов деятельности педагога-психолога в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Сборник будет полезен в первую очередь практическим психологам, а так же всем тем, кто проявляет внимание к такой сложной и увлекательной профессии, как педагог-психолог.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие                                                                                                   6

Раздел 1. Первые шаги педагога-психолога ОУ                                       8

1. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог                                                             8

2. С чего начать работу в ОУ?                                                                10

 

Раздел 2. Документация педагога-психолога ОУ                                   12

1. Основные типы документации педагога-психолога ОУ                    12

Законодательно-правовые акты и нормативные документы                                      12

Специальная документация.                                                                                           16

Организационно-методическая документация                                                             17

2. Этический кодекс педагога-психолога                                                18

3. Образцы документации по организации деятельности педагога-психолога ОУ 23

Должностная инструкция педагога-психолога ОУ                                                      23

Примерная номенклатура дел педагога-психолога ОУ                                               27

Форма годового планирования педагога-психолога ОУ                                             29

Циклограмма работы педагога-психолога ОУ                                                              32

Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы педагога-психолога 36

Протокол психодиагностического обследования                                                         40

Психологическая характеристика и психологическое заключение                           43

Алгоритм составления справки (заключения) по результатам психодиагностических исследований                                                                                                                                            49

Психолого-педагогическая карта развития                                                                   50

Формы стандартизированных отчетов педагога-психолога ОУ                                 51

Итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год.                                    59

 

Раздел 3. Модель кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении 65

1. Расположение кабинета педагога-психолога                                      65

2. Температурный режим                                                                        66

3. Организация пространства кабинета педагога-психолога                66

4. Требования к организации фитодизайна                                            68

5. Требования к применению музыкальных средств                             69

6. Светоцветовое оформление кабинета                                                 70

7. Материально-техническое наполнение кабинета.                              73

8. Методическое обеспечение работы педагога-психолога                   75

9. Организация хранения материалов.                                                   78

 

Раздел 4. Направления профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ОУ                                                                                                 80

1. Психологическое просвещение                                                           81

2. Психопрофилактическая работа                                                         82

3. Психодиагностическая работа                                                            83

Содержание диагностической работы педагога-психолога ОУ                                 83

Классификация диагностических методик                                                                   84

Стандартизация психодиагностического инструментария                                         99

4. Развивающая и психокоррекционная работа                                  103

Содержание развивающей и психокоррекционной работы педагога-психолога ОУ 103

Организация психолого-педагогической коррекции на диагностической основе 104

Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам в системе образования                          109

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МДОУ 110

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МОУ 112

5. Консультативная работа                                                                   117

 

РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА                                 118

РАЗДЕЛ 6. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ                                                          122

Подсказки начинающему дошкольному психологу.

Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73              122

 

Развитие креативности и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Малкова Е.Ю., педагог-психолог МДОУ №219                              126

 

Коллективные творческие дела в практике работы педагога-психолога.

Литвинчук Е.А., педагог-психолог МОУ СОШ №5                        132

 

Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия.

Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73              136

 

Волшебные дети.

Залятова Я.Э., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №454                 140

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Вы держите в руках книгу, которая написана с тем, чтобы как можно более эффективно и действенно помочь начинающему свой профессиональный путь педагогу-психологу.

Педагог-психолог приходит в образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В данной книге отражены разные стороны работы педагога-психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места педагога-психолога.

 

 

Клятва детского психолога.

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности я вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, – для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить, и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

РАЗДЕЛ 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОУ

1. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог.

Педагог-психолог в образовательном учреждении – это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Основные функции психолога в ОУ связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами ОУ.

Успешность работы педагога-психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с администрацией и остальным персоналом ОУ. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача – выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для начала необходимо понимать различия профессиональных позиций педагога и психолога.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...