Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)




Подробное описание технологии см. на сайте www.trizminsk.org

Автор ТРИЗ - Генрих Альтшуллер. Основными механизмами являются алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и система стандартов на решение изобретательских задач.

В ТРИЗ имеются свои методы и приемы, основным из которых считается вепольный анализ (ВЕ-щество — ПОЛе).

Веполь — это минимальная модель технической системы, отражающая самые основные элементы, например, изделия, инструмент и энергию (поле), необходимую для воздействия инструмента на изделие.

Модель сложной системы сводится к сумме веполей. Для эффективного использования ТРИЗ необходимы универсальные целостные знания на фундаментальном уровне. Широта знаний на уровне понимания сущности позволяет быстро и комплексно оценивать взаимосвязи и находить оптимальные решения.

ТРИЗ может рассматриваться как углубление функционально-физического анализа системы. Максимальная эффективность может быть достигнута там, где использование ТРИЗ носит не эпизодический характер, а охватывает весь цикл производства - от проектирования нового изделия до его модернизации. Такой подход реализуется в рамках системы функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Суть ФСА заключается в следующем: применение системного подхода для выявления, по возможности, всех излишних затрат (трудо-, энерго-, материалоемкости и т. д.) в существующих или проектируемых технологиях или устройствах; применение методов инженерного творчества, направленных на повышение функциональных характеристик и снижение затрат всей системы; четкая эффективная организация работ. Этот перечень подчеркивает многоплановость инженерного творчества.

Методы ТРИЗ успешно могут использоваться не только в изобретательстве, но и в других областях деятельности, в том числе в системе образования.

2. Метод мозгового штурма, созданный в конце 30-х гг. А. Осборном (США), имеет ряд модификаций: групповое решение задач, концентрация идей, массовая мозговая атака и др.

Основная идея — отделение генерирования новых идей от их оценки путем запрета критики, что позволяет высказывать смелые идеи, не боясь насмешек, отрицательного отношения руководства и коллег. Поощряется любая идея, в том числе и шуточная, и явно нелепая. Обычно в группу включаются 6—8 человек — генераторов идей. Руководители не включаются. Создается непринужденная обстановка. Идеи стенографируются или записываются на магнитофон, а затем передаются группе экспертов для оценки и отбора. За час группа из 8 человек может выдвинуть 50—60 идей, из которых 1—2 могут оказаться эффективными.

Мозговой штурм эффективен, когда ведущий имеет большой опыт решения задач, владеет техникой общения, обладает личным обаянием, остроумием и многими другими качествами. Но и в этом случае успешно решаются относительно несложные проблемы. Наибольшие успехи достигаются при решении управленческих задач.

Метод синектики разработан в 50-е гг. У. Гордоном (США). В его основе лежит мозговой штурм, проводимый профессионалами со значительным опытом такой работы. Синектика допускает конструктивную критику. Обучение синекторов возможно только на практике. Большинство синекторов прекращали свою деятельность через несколько лет, возможно, из-за разрушающего влияния метода на нервную систему.

Применяется обратный штурм, который поощряет критику, потому что только так можно выявить недостатки кажущейся «благополучной» идеи, конструкции или другой разработки.

Усиление «растормаживания» людей и избегание привычных, а потому часто бесплодных ассоциаций возможно, если взглянуть на объект под необычным углом. Это достигается в методе фокальных объектов, предложенном в 1926 г. Э. Кунце (Германия) и Ч. Вайтингом (США).

Совершенствуемую техническую систему держат как бы в фокусе внимания, перенося на нее свойства других, не имеющих к ней никакого отношения объектов. Получающиеся необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций. Наибольший эффект достигается при поиске новых возможностей выпуска товаров народного потребления, для решения задач рекламы. Метод может быть применен и для тренировки творческого воображения.

Формой промежуточного контроля является зачет, а формой итогового контроля знаний студентов является письменный экзамен, в ходе которых оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения экономических задач, выполняемых студентом.

Планы практических и семинарских занятий

Практическое занятие № 1.

Тема. Операционная система Windows, ее приложения.

1. Основные элементы экранного интерфейса. Функции и свойства Проводника. Каталоги, их создание и удаление. Панель задач. Файловая структура.

2. Основные действия в Windows: создание, копирование, переименование, перемещение файлов и папок. Удаление и восстановление файлов и папок. Поиск файлов и папок. Создание ярлыков файлов, папок и программ.

3. Настройка Windows. Настройка панели задач.

4. Способы выделения информации. Копирование, перемещение, вставки и удаление.

5. Приложения Windows: Блокнот, Paint, Калькулятор.

6. Приложение Блокнот. Возможности программы Блокнот.

7. Графический редактор Paint. Возможности графического редактора Paint. Интерфейс и особенности работы. Создание рисунков, схем, диаграмм.

8. Приложение Калькулятор. Возможности программы Калькулятор: стандартный, инженерный режимы работы. Работа с различными мерами измерения углов. Вычисление значений статистических, логических функций.

 

Практическое занятие № 2.

Тема. Операционная система Windows, ее приложения.

1. Использование буфера обмена.

2. Обмен данными между приложениями через буфер обмена.

3. Ole-технология. Связывание и встраивание объектов. Приложение-источник и приложение-приемник.

4. Организация связывания и внедрения объектов через буфер обмена.

5. Организация связывания и внедрения объектов из приложения-клиента.

6. Копирование, перемещение и удаление объекта. Редактирование объекта. Работа с объектами, представленными в виде пиктограмм.

7. Необходимость архивации файлов. Программы для архивации.

8. Архивный файл. Помещение файлов в архив. Восстановление файлов их архива.

9. Архивация и разархивация каталогов. Просмотр архивов.

10. Архиватор WinRAR. Создание многотомных и самораспаковывающихся архивов.

11. Основные методы защиты от компьютерных вирусов.

12. Действия при заражении компьютера вирусом.

13. Профилактика против заражения компьютера вирусом. Программы-детекторы и программы-доктора.

 

 

Практическое занятие № 3.

Тема. Текстовый редактор Microsoft Word.

1. Способы запуска Microsoft Word. Интерфейс Microsoft Word.

2. Создание нового документа или шаблона.

3. Элементы окон: строка заголовка, строка меню, системное меню документа.

4. Панели инструментов, настройка панели инструментов. Линейки и полосы прокрутки.

5. Набор и удаление текста.

6. Копирование, вставка, перемещение и замена текста.

7. Использование буфера обмена. Повторение и отмена команд.

8. Сохранение документов. Различные форматы файлов. Опции для сохранения файлов.

9. Вставка различных объектов.

10. Редактор формул. Ввод математических формул.

11. Создание, редактирование и форматирование таблиц.

12. Обрамление и заполнение таблиц.

13. Вставка новых строк, столбцов и ячеек таблицы.

14. Удаление строк, столбцов и ячеек таблицы.

15. Построение диаграмм по данным таблицы.

16. Задание типа и настройка параметров диаграммы.

17. Редактирование диаграммы. Оформление диаграммы.

Практическое занятие № 4.

Тема. Текстовый редактор Microsoft Word.

1. Создание, редактирование и форматирование таблиц.

2. Обрамление и заполнение таблиц.

3. Объединение и разбиение ячеек. Изменение ширины строк и столбцов страницы.

4. Вставка новых строк, столбцов и ячеек таблицы. Удаление строк, столбцов и ячеек таблицы.

5. Автоформат таблиц. Преобразование текста в таблицу. Преобразование таблицы в текст.

6. Сортировка текста в таблице.

7. Создание визитки при помощи таблицы.

8. Работа с рисунками: вставка, редактирование, изменение размера и положения рисунка в документе.

9. Вставка рисунка в документ как объекта и через буфер обмена. Панель инструментов «Рисование». Использование панели «Рисование» для создания простых рисунков.

10. Работа с графическими объектами. Создание рисунков и работа с ними. Вставка рисунка из файла.

11. Вставка рисунков и их форматирование. Основные приемы работы с рисунками.

12. Создание рекламного объявления, визитки, афиши различной степени сложности.

13. Текстовые эффекты с помощью WordArt.

Практическое занятие № 5.

Тема. Текстовый редактор Microsoft Word.

1. Оформление текста в несколько колонок. Линия раздела между колонками.

2. Сноски и концевые сноски, их форматирование.

3. Надписи. Использование надписей при оформлении документа.

4. Рисование с помощью возможностей Microsoft Word.

5. Создание графических объектов и их форматирование. Обрамление, заливка, заполнение узором.

6. Работа с геометрическими объектами. Редактирование фигур произвольной формы.

7. Размещение графических объектов относительно других объектов документа.

8. Автофигуры.

9. Текстовые эффекты с помощью WordArt.

10. Колонтитулы. Оформление колонтитулов. Размещение колонтитулов на странице.

11. Создание колонтитулов, отличающихся для нечетных и четных страниц.

12. Форматирование документа: выравнивание текста, стили, размер и цвет шрифта, межстрочное расстояние, границы, красная строка.

13. Параметры страницы. Нумерация страниц.

14. Некоторые специальные вопросы форматирования. Задание обрамления и заливки.

15. Буквица.

16. Проверка грамматики и орфографии. Задание режима автоматической проверки орфографии. Создание словаря исключений. Создание, подключение и редактирование вспомогательного словаря. Расстановка переносов автоматически и вручную.

17. Использование различных способов форматирования шрифтов и абзацев при оформлении документа.

18. Форматирование всего документа в целом. Выравнивание абзацев.

19. Сложное форматирование документа.

20. Разбивка документа на страницы, на разделы.

21. Сноски, их оформление.

22. Создание оглавления и его обновление. Автоматизация создания оглавления документа.

23. Предметный указатель и его создание. Пометка слов для включения в предметный указатель.

24. Автоматическая пометка слов для включения в предметный указатель.

25. Шаблоны, мастера. Работа с Мастерами.

26. Изменение шрифтов, выбор рисунков.

27. Подготовка типовых документов с помощью шаблонов.

28. Подготовка писем, факсов, поздравительных адресов грамот, календарей.

Практическое занятие № 6.

Тема. Электронные таблицы Microsoft Excel.

1. Основные принципы работы в Microsoft Excel. Использование справочной системы.

2. Создание, сохранение и открытие рабочих книг.

3. Вставка, удаление, копирование и перемещение рабочих листов. Оформление рабочих листов, их переименование.

4. Создание рабочих листов и манипуляции с ними.

5. Форматирование рабочего листа. Ввод данных. Копирование, вставка, удаление, очистка и перемещение содержимого ячеек.

6. Основные действия с данными и листами в Microsoft Excel.Форматирование данных.

7. Форматирование чисел. Установка шрифтов.

8. Границы и линии. Высота строк и ширина колонок.

9. Выделение ячеек, блока ячеек. Форматирование и ориентация содержимого ячеек.

10. Вставка и удаление строк и столбцов.

11. Копирование и перемещение содержимого ячейки, содержимого нескольких ячеек.

12. Изменение вида шрифта и его расположения в ячейках таблицы.

Практическое занятие № 7.

Тема. Электронные таблицы Microsoft Excel.

1. Автоматическое суммирование строк и столбцов. Использование автосуммирования.

2. Ввод формул суммирования с помощью кнопки Автосуммирование.

3. Построение простых таблиц для нахождения итоговых сумм.

4. Использование простейших функций. Составление функций.

5. Применение Мастера функций для использования функций.

6. Использование формул для расчетов.

7. Редактирование формул, содержащих функции.

8. Создание шапок таблиц.

9. Копирование ячеек, содержащих формулы.

10. Вставка примечаний, форматов, значений.

11. Транспонирование таблиц.

Практическое занятие № 8.

Тема. Электронные таблицы Microsoft Excel.

1. Составление формул, вычисляющих процентное соотношение.

2. Создание диаграмм. Мастер Диаграмм. Виды и типы диаграмм.

3. Создание диаграммы на отдельном листе. Создание внедренной диаграммы на рабочем листе.

4. Создание круговой диаграммы.

5. Редактирование диаграммы. Изменение данных диаграммы.

6. Изменение типа диаграммы.

7. Создание диаграмм. Мастер Диаграмм. Виды и типы диаграмм.

8. Создание диаграммы на отдельном листе. Создание внедренной диаграммы на рабочем листе.

9. Редактирование диаграммы. Изменение данных диаграммы. Изменение типа диаграммы.

10. Элементы диаграммы, их выделение и редактирование.

11. Формат диаграммы. Активизация диаграммы.

12. Добавление меток данных, названий и других составляющих диаграммы.

Практическое занятие № 9.

Тема. Электронные таблицы Microsoft Excel.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...