Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описание технологии организации учебной дискуссии




Дискуссия - процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы). Выделяют этапы деловой дискуссии:

1. Вступление в контакт.

2. Постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии).

3. Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений)

участников.

4. Выдвижение альтернативных вариантов.

5. Конфронтация участников.

6. Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства.

7. Установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения.

Для учебной дискуссии будет определен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров (то есть представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию — необходимое условие успеха учебного сотрудничества. В дискуссии велика роль ведущего (преподавателя). Он должен:

1. Сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему). Целью дискуссии может быть: 1) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме;

2) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование;

3) выбор оптимальной альтернативы.

2. Установить время дискуссии (20—30—40 минут или более).

3. Заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему а виде некоторого противоречия).

 4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы.

5. Организовать обмен мнениями (желающими или по порядку).

6. Активизировать пассивных (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь).

7. Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);

8. Не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии).

9. Уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников.

10. Помогать группе прийти к согласованному мнению.

И в конце — четкое подведение итогов, формулировка выводов, совокупности решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами, подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.

Описание технологии игровых методов обучения

Деловая игра.

Деловые игры (ДИ) в широком понимании — это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры группы людей или человека в диалоговом режиме с ЭВМ по заданным правилам.

В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая с высокой степенью реальности имитирует конкретные условия и динамику действий, обеспечивает включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей.

Деловые игры делятся на:

· учебные,

· производственные

· исследовательские.

Считается, что в ряду активных методов обучения деловые игры являются самым эффективным методом, несмотря на их сложность.

Основными признаками учебной ДИ являются:

1. Моделирование процесса деятельности руководителей и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

2. Распределение ролей между участниками игры.

3. Различие ролевых целей при выработке решений.

4. Взаимодействие участников игры в соответствии с их ролями.

5. Наличие общей цели у игрового коллектива.

6. Коллективная выработка решений участниками игры.

7. Реализация в процессе игры «цепочки решений».

8. Многовариантность решений, включая альтернативные.

9. Наличие управляемой эмоциональной напряженности.

10.Наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

    В процессе ДИ моделируется взаимодействие участников и их общение.

Общим для ДИ различных направленностей (экономических, обучающих, аттестующих, проверяющих кадры, исследовательских, планирующих и пр.) является наличие информационной структуры, на которую опирается процесс принятия решений.

Информационная структура обуславливает способы связи между ее участниками. Язык имитационной модели служит для воспроизведения образа рассматриваемой ситуации. Творческая деятельность участников игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения, в выборе наиболее эффективного способа. Если это уже заранее сделано В учебной ДИ на первый план ставится не деловая, а познавательная цель, но через конкретную модель деловой ситуации.

Методика создания и внедрения ДИ включает следующие этапы:

1. выбор объекта игры;

2. выбор моделей и исследование их закономерностей;

3. предварительная разработка процесса игры;

4. разработка системы стимулирования;

5. разработка массивов докумен­тов;

6. детальная разработка процесса игры;

7. формирование мате­матического и технического обеспечения;

8. экспериментальное внедрение и корректировка.

Игре предшествуют лекция, практические занятия.

Итогами деловой игры являются лучшее усвоение материала, приближение обучения к реальным условиям, коллективная ответственность за подготовку и уровень знаний каждого студента, сокращение периода адаптации в будущей деятельности, умение находить оптимальное решение.

 

Неигровые имитационные методы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...