Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.




(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

Упражнение 8Выпишите сначала двусоставные, а затем односоставные предложения, подчёркивая грамматическую основу.

1.Отпусти меня в степи приволжские на житье на вольное, на казацкое (М. Лермонтов). 2.К ночи подмораживало (А.Толстой). 3.Сквозь щели беседки проб..валось закатное солнце (М. Анчаров). 4. Помню деревенское ясное утро (И. Соколов-Микитов). 5.Бульвар длинный и седой (Ю. Яковлев). 6. Направо речка в..лась с..неват..й тенью между белых пустынных полей (А.Толстой). 7.Пахло землей и морозцем (А.Толстой). 8.Мне хотелось к моему письменному столу (Г. Бакланов).

Упражнение 9Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

1.Большинство произведений поэта посвящен теме любви. 2.Часть студентов уже сдал.. экзамены по специальности. 3.Двадцать человек стоял... в стороне. 4.Ряд столов находил...сь посредине большой комнаты. 5.Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигн.. глубокого понимания людей. 6.Множество темноватых туч неясно расползл..сь по небу. 7.Десять учащихся окончил.. школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Упражнение 10.Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.

Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).

Упражнение 11. Запишите и запомните эти слова иноязычного проис­хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение 12. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. е – и

Соб..раться, бл..стеть, соб..рать, заб..рать, зам..реть, зам..рать, расст..лать, расст..лить, выж..гать, бл..стящий, заж..гательный, ст..реть, бл..стать, прот..реть, выт..рать, выб..рать, заст..лить, зам..рло, зам..рало, ум..реть, ум..рать, раст..рать, забл..стать, выст..рали, выд..раю, заб..раю, прот..реть, соб..рающий, выч..сть, выч..тать, расст..лить, расст..латься, зап..реть, зап..рать, приб..рать, изб..ратели, соч..тать, соч..тание, бл..стательный, бл..снет, приб..рет, оп..реться

Упражнение 13 Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Инфантильный, индифферентный, амбиция, анализ, вердикт, вестибюль, менталитет, секвестр, экспорт, мораторий, квота, аквизиция, клиринг, фанаберия, стагнация.

Упражнение 14Объясните значения и происхождение фразеологизмов и крылатых слов. Используйте фразеологический словарь.

Несолоно хлебавши; Эзопов язык; скрипя сердце; Содом и Гоморра; курить фимиам; петь дифирамбы; турусы на колёсах; двуликий Янус; держать в курсе; танцевать от печки.

Упражнение 15 Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Агент, алкоголь, кулинария, премированный, плесневеть, отрочество, обеспечение, завсегдатай, сливовый, жалюзи, жерло, знамение, вечеря, визави, индустрия.

Упражнение 16 Определите стиль данных ниже текстов, последовательно отвечая на следующие вопросы: в какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера? С какой именно целью они используются (основная функция)? Каковы их основные признаки (стилевые черты)?

Следователь ОУР Кировского района ст. лейтенант милиции Гаврин И.А. установил, что 13.08.93г. в хирургическом отделении МЧС 133 скончалась гр. Сидорова В. П. от причинённой ранее черепно-мозговой травмы. Принимая во внимание, что по делу имеются основания для назначения судебно-медицинской экспертизы, руководствуясь ст. 78 и 187 УПК РФ, постановил…

В соответствии с пунктами «г», «е», «м» 71, пунктом «д» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и в целях повышения уровня управления в оборонной промышленности

п о с т а н о в л я ю :

Установить, что государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности имеет статус, равный статусу федерального министерства.

Упражнение 17 Исправьте ошибки в предложениях.

Выборы губернатора области назначены на июнь месяц.

В городе Ростове-на-Дону прошли выборы мэра города.

Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений.

Когда охотник поднял глаза вверх, он увидел перед собой медведя.

Вы будете сдавать зачёт в декабре, ближе к маю.

В связи с тем, что наши дети быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан интенсивный метод обучения.

 


Тест

1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЗВО-НИТ                                       В) КА-ТА-ЛОГ

Б) КУ-ХОН-НЫЙ                               Г) АЛ-ФА-ВИТ

2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) жареный картофель                           В) чёрное кофе

Б) густой вуаль                              Г) компетентное жюри

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа. 

А) нашествие варваров                          В) оружие осетинов

Б) пара резиновых сапогов           Г) отряд солдат

4. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) надеть шляпу                                     В) одеть очки

Б) надеть на палку                         Д) одеть ребёнка

5. Отметьте предложение с ошибкой в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о событиях последних лет, очень понравился мне.

Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

Д)Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

 Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

 В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

 Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

 Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

 В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

 Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.

 Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

 В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

 Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

 




Вариант 3

Упражнение 1. Перепишите предложения, обозначая знаки препинания. Объясните знаки препинания на стыке главных и придаточных частей.

1.Как ни было легко косить мокрую и слабую траву но трудно было спускаться и подниматься по крутым косогорам оврага (Л. Т.). 2.Лисий след она принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.). 3.Хотя было еще рано но ворота оказались запертыми (Кор.). 4.Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так точно она сидела перед лицом самой справедливости (М. Г.). 5.Трава была так густа и сочна так ярко сказочно-прелестно зелена и так нежно розовела от зари как это видят люди и звери только в раннем детстве (Купр.). 6.Дядя Коля доказывал что счастье народа зависит от просвещения. (Пауст.). 7.Все что относилось к хозяйству занимало мою мать столь же мало как если бы она жила в гостинице (Наб.). 8.Впереди виднелась белая пелена будто река вышла из берегов (А. Т.). 9.По мере того как разгорался костер ярче освещались выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев (Арс.). 10.По безмолвно прыгавшим губам его было понятно какие избранные поучения читал он нарушителям тишины (Фед.). 11.По очертаньям облаков по золоту листвы осенний этот день таков что краше дня весны (Инб.). 12.И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света (Кат.). 13.Морозка понял что разговор окончен и уныло поплелся в караульное помещение (Ф.). 14.Я рано понял то что так хорошо поняла мать в отношении подберезовиков: что в таких случаях надо быть одному (Наб.).

Упражнение 2. Перепишите примеры, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с существительными, к которым они относятся. Выделите окончания.

1.В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный звон. 2.Егерь заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. 3.Слух о пожаре быстро разнесся по (окрестный помещичий) усадьбам. 4.Во дворе слышался гул (ребячий) голосов. 5.Удивительных пернатых увидели мы на (птичий) базаре. 6.Веселое оживление царило в (рыбачий) поселке. 7.В его взгляде было какое-то беспокойство, изобличавшее (внутренняя) борьбу эмоций. 8.(Раннее летнее) утром альпинисты начали восхождение на (ближняя высокая) гору.

Упражнение 3. От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

Упражнение 4 Образуйте от чисел порядковые числительные и запишите их.

11, 23, 378, 500, 1000, 1256, 8000, 8663, 37 000, 9 000 000, 77 000 000.

Упражнение 5 Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

1.Тесто хорошо замеш...но. Сосед оказался замеш...н в неприятную историю. 2.Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...ные браконьерами утки все же спрятались в тростнике. 3.Стены комнаты были обкле...ны веселыми обоями. 4.Потер...ная книга случайно нашлась. 5.Замеч...ные вовремя недостатки удалось легко исправить. 6) На засе...ных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7) Работа была оконч...на своевреенно.

Упражнение 6. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут быть и слитного, и раздельного написания.

1.Жили в палатке (в)четвером. 2.Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь (до)нельзя (П.). 3.(По)ныне тропы эти не хожены. 4.Шли долго и (на)пропалую. 5. (В)двоем шагать по жизни легче. 6.Партизаны бились (в)рукопашную (Г.Марков). 7.Величием своей судьбы Москва гордиться (в)праве (С.Щипачев). 8.Отдохнули мы (в)досталь. 9.(В)перемежку с лесами шли поля. 10.Наши истребители шли (на)перехват немецким бомбардировщикам. 11.(На)веки вечные мы вместе. 12.(На)верх горы поднимался отряд туристов. 13.(В)низу плещется река. 14.Работы развернулись (во)всю. 15.(В)миг влетела в разбитое окно ласточка. 16.Стреляли (на)угад. 17.Леса здесь размахнулись на многие километры (в)доль и (по)перек (З. Кур.). 18.Ребятишки бросились (в)рассыпную. 19.(С)верху открывается чудесный вид. 20.Путники шли (в)слепую. 21.(За)частую приходилось трудно.

Упражнение 7 Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 8.Спишите текст. Подчеркните грамматические основы предложений.

Удивительно и невыразимо чувство Родины. Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука! И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли. И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Былинный источник силы от матери — родной земли представляется ныне не для избранных, не для богатырей только, но для всех нас источником исключительно важным и целебным. И посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы  постоянно на Родине.(По В. Распутину)

Упражнение 9Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1.Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2.Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3.В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4.Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5.Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

Упражнение 10Спишите, расставьте знаки препинания, обясните графически их постановку.

Мое единое отечество моя пустынная душа (К. Бальмонт). Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов). Быть с людьми какое бремя! (Ф. Сологуб). Пессимизм и полное безучастие к действительности страстный порыв куда - то вверх, в небо, и сознание своего бессилия вот основные ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький). Самая дурная сторона декадентов это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин).

Упражнение 11Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес.

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что ...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно ...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как ...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

Упражнение 12. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы. о – а

К..сательная, прик..снуться, прик..сновение, предл..жить, предл..гать, предл..жение, изл..жение, изл..гать, прил..гательное, прил..жение, оз..рять, з..ренька, з..рница, з..ря, з..рька, подг..рать, подг..реть, заг..р, заг..релый, подг..реть, наг..реть, выг..реть, заг..реть, сл..гаемые, выр..сли, выр..стать, выр..щенный, возр..ст, ср..щение, р..стительность, г..рит, р..внина, р..вняйсь, м..кать в сметану, г..рели, р..вняется, р..сток, отр..сль, ур..вень, ср..внение, Р..стислав, выр..внять грядки, ср..внить с кем-то, распол..житься, составить ур..внение, р..стение, город Р..стов, непром..каемый плащ, водор..сли, з..ря, разг..рается, к..сались, нар..щение, сл..жение, к..снуться, оз..рена, дог..рали, г..релки, возл..жить, возл..гать, пол..гаю, неприк..сновенный, разл..жить, оз..рять, г..релка, приг..рать, оз..ренный, выр..сти, выр..сший, отр..слевой, р..вносторонний, обувь пром..кает, р..вновесие, р..весники, обм..кнуть кисть в краску, вым..кнуть под дождем, зар..внять швы, соприк..сновение.

Упражнение 13 Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Инфантильный, индифферентный, амбиция, анализ, вердикт, вестибюль, менталитет, секвестр, экспорт, мораторий, квота, аквизиция, клиринг, фанаберия, стагнация.

Упражнение 14 Объясните значения и происхождение фразеологизмов и крылатых слов. Используйте фразеологический словарь.

Несолоно хлебавши; Эзопов язык; скрепя сердце; Содом и Гоморра; курить фимиам; петь дифирамбы; турусы на колёсах; двуликий Янус; держать в курсе; танцевать от печки.

Упражнение 15 Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Агент, алкоголь, кулинария, премированный, плесневеть, отрочество, обеспечение, завсегдатай, сливовый, жалюзи, жерло, знамение, вечеря, визави, индустрия.

Упражнение 16 Определите стиль данного ниже текста, последовательно отвечая на следующие вопросы: в какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера? С какой именно целью они используются (основная функция)? Каковы их основные признаки (стилевые черты)?

Следователь ОУР Кировского района ст. лейтенант милиции Гаврин И.А. установил, что 13.08.93г. в хирургическом отделении МЧС 133 скончалась гр. Сидорова В. П. от причинённой ранее черепно-мозговой травмы. Принимая во внимание, что по делу имеются основания для назначения судебно-медицинской экспертизы, руководствуясь ст. 78 и 187 УПК РФ, постановил…

В соответствии с пунктами «г», «е», «м» 71, пунктом «д» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и в целях повышения уровня управления в оборонной промышленности

п о с т а н о в л я ю :

Установить, что государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности имеет статус, равный статусу федерального министерства.

Упражнение 17 Определите характер ошибок в данных предложениях, исправьте их.

Выборы губернатора области назначены на июнь месяц.

В городе Ростове-на-Дону прошли выборы мэра города.

Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений.

Когда охотник поднял глаза вверх, он увидел перед собой медведя.

Вы будете сдавать зачёт в декабре, ближе к маю.

В связи с тем, что наши дети быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан интенсивный метод обучения.


Тест

1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

 А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ                                В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ

 Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я                                      Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ

2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

 А) моют шампунью                               В) вкусный студень

 Б) полученная бандероль                           Г) новая тюль

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

 А) десять гектар                                                    В) пара ботинок

 Б) жилище якутов                                        Г) забрал из ясель

4. Отметьте неправильное сочетание слов.

 А) проявить способности                            В) проявить интерес

 Б) проявить образцы труда                            Г) проявить сознательность

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

 А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

 Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

 В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

 Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.   

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.

 Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

 В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к истине.

 Г) Витя – ужасный невежда в музыке.

 Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

 Б) Прошло всего лишь несколько часов.

  В) Всегда и во всём надо понимать меру.

 Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

 Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

 В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

 Г) За торт можно оплатить в первой кассе.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

 Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

 В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.

 Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли  ему помочь.

 




Вариант 4

Упражнение 1. Спишите, расставляя знаки препинания и графически объясняя их постановку.

1. Но прежде нежели в седло садиться он долгом счел к коню с сей речью обратиться (Крыл.). 2.Матрена шла уже в хлев будто через силу тащила корытце прежде нежели бабушка появилась (Гонч.). 3.А суматоха была от того что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу (Гонч.). 4.С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка в очах людей читаю я страницы злобы и порока (Л.). 5.Прежде чем я остановился в этом березовом леску я со своей собакой прошел через высокую осиновую рощу (Г.). 6.Но прежде чем говорить о личности офицера и его разговоре необходимо попристальнее взглянуть на внутренность его балагана и знать хоть немного его образ жизни и занятия (Л. Т.). 7.Об общем ходе дел говорили мало частью оттого что ничего положительного не знали частью оттого что смутно чувствовали что общее дело войны шло плохо (Л. Т.). 8.Самойленко с тех пор как уехал из Дерпта в котором учился медицине редко видел немцев и не прочел ни одной немецкой книги (Ч.). 9.В Базеле была воскресная тишина так что слышно было как ласточки оцарапывали крыльями карнизы (Паст.). 10.По мере того как я рассказывал он приходил в себя (М. Г.). 11.Князев говорил так как если бы говорил и делал это же самое много раз уже (В. Ш.). 12. Перед тем как они спустились в блиндаж он еще успел заметить как бойцы возле зениток лихорадочно повозившись у орудий отняли от стволов какие-то тяжелые части (Ф.).

Упражнение2.Образуйте имена прилагательные с суффиксами -ев-, -ив-, -лив-, -чив- от приведенных ниже слов.

Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, ненависть, вече, край, доля, ливень, выносить, терпеть, надоедать, плющ, уступать.

Упражнение 3. Н или НН? Спишите причастия и прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу слова.

Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

Упражнение 4. Образуйте из словосочетаний сложные прилагательные. Запишите их.

Юбилей в 90 лет, мороз в 40 градусов, жара в 38 градусов, высота в 900 метров, дом с 450 квартирами, коллектив в 1,5 тыс. человек, расстояние в 340 километров, бак на 200 литров, город с населением в 1,5 млн человек.

Упражнение 5.Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.

Кле...щие игрушки дети, купл...ная книга, гон...щий табун лошадей пастух, стел...щийся плющ, бор...щийся со стихией человек, разгруж...ная баржа, пристрел...ное ружье, нетопл...ная печь, посаж...ное дерево, вял...ная рыба, брезж...щий рассвет, развеш...ные сети, завеш...ная коврами квартира, колебл...мые ветром травы, замеш...ное тесто, застро...ные домами окраины, выслуш...ное замечание, намасл...ные блины, мел...щая кофе машинка, леч...щий врач, пыш...щий здоровьем человек, удосто...ный награды фронтовик, высуш...ное белье, реж...щий предмет, приемл...мое решение.

Упражнение 6 Спишите предложения, раскрыв скобки.

(В)начале осени стояли ясные, солнечные дни. (В)начале мы шли лесом, потом вдоль реки. Жить в чужом городе (с)начала нам было трудно и непривычно. Эта книга мне понравилась (с)начала. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии. (На)утро они вернулись из похода. Всю работу мы отложили (на)утро. Недавно мы ходили (на)встречу с актерами театра и кино.(На)встречу мне бежали люди.

Упражнение 7 Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

Упражнение 8Дайте общую характеристику простых предложений ( в том числе и в составе сложных); выделите в каждом грамматическую основу.

Из шатра, толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь, дрожит, глазами
Косо водит и мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.
(А.С.Пушкин)
Что, дремучий лес, призадумался, -
Грустью темною затуманился?
(Н.А.Некрасов)
Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
(М.Ю.Лермонтов)

Упражнение 9.Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок.. . 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

Упражнение 10Запишите данные предложения и сделайте вывод о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится.

Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества (А. Волынский). Деянья всех людей как тень в безумном сне (В. Брюсов). Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). Валерий Брюсов, несомненно, символист. Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). Константин Бальмонт тоже символист. Демьян Бедный не символист.

Упражнение 11. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при-.

Пр..вратить, пр..зирать, пр..одолеть, пр..творить, пр..выкнуть, пр..гласить, пр..готовить, пр..остановить, пр..взойти, пр..вратиться.

Упражнение 12. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл..жить, пол..жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распол..житься, вл..дение, сл..гаемые, пол..г, предпол..жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, недор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..стать, р..стения, р..стущий, выр..щенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, зан..мать, пон..мать, нач..нать, выж..чь, взб..раться, проб..раться, пост..лить, отб..рать, заж..гать, соч..тать, соч..тание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прик..снуться, прик..сание, к..снуться, прик..сновение, прик..саться, к..сательная, неприк..сновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, г..релый, уг..реть, разг..раться, подг..рать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наг..р; м..кать в сметану, непром..каемый плащ, вым..кнуть под дождем, обм..кнуть кисть, обувь пром..кает; ср..внить числа, р..вносторонний, все р..вно, р..вняйтесь, р..внина, р..внять грядки, ур..вень, р..весник, пор..вну, подр..внять волосы, ур..внять условия, ср..внение; ск..кать, подск..чить, ск..чок, ск..чу, выск..чка; попл..вок, пл..вчиха, пл..вец, пл..вучесть, пл..вун, жук-пл..вунец; скл..нить, скл..нение, накл..нить, кл..няться, тв..рец, утв..рь, покл..ниться; з..ря, з..рька, з..рево, оз..рение, з..рянка, з..ревать.

Упражнение 13 Что означают данные слова иноязычного происхождения? Дайте их толкование. Подберите к ним русские синонимы. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Консенсус, мониторинг, пасквиль, перманентный, презентация, легитимный, филистер, рецидив, ханжество, эпатаж, ходатайство, эскорт, экзальтированный, импичмент.

Упражнение 14 Объясните значения и происхождение фразеологизмов со словом «язык». Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор). Используйте фразеологический словарь.

Боек на язык; держать язык за зубами; Эзопов язык; говорить на разных языках; язык сломаешь; бегать высунув язык; как языком слизнуло; не сходит с языка (у кого-то); типун тебе на язык; сорвалось с языка.

Упражнение 15 Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Килограммовый, подростковый, искони, втридорога, кашлянуть, принудить, маркировать, черпать, договор, симметрия, генезис, пуловер, красивее, облегчить, жалюзи.

Упражнение 16 Отредактируйте предложения. Какие ошибки в них допущены?

На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».

Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.

Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

Можно начинать собрание: форум уже есть.

За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.

Упражнение 17 Охарактеризуйте данный отрывок из художественного текста. Отметьте в нём черты разговорной речи, в том числе просторечные формы. Обратите внимание на лексику, синтаксис, на особое построение фраз.

-Вы его не хватайте, - посоветовал Потап, - он дерётся. Вы его вдарьте сразу. Не бойтесь, я подсоблю. Момент… Господа студенты, сейчас он у нас в ножках валяться будет…

-Михаил Иваныч, - сказал городовой, а я вас и не признал-с.

Странный человек опустил голову и тихо засмеялся. И тут же забулькал первый ряд столпившихся, за ним остальные. Все тихо смеялись, кроме студентов.

-Уморили, - глупо сказал Потап. – А я думаю: дай-ка я их пугну-с.

-Ну, будя, - сказал Шипов. – Много чести. А чего это у вас никто не пьёт, не ест? Ай случилось чего?

( Окуджава Б. Похождения Шипова).

 

 


Тест

1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

 А) КВАР-ТАЛ                                   В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)

 Б) САН-ТИ-МЕТР                             Г) НА-ЧАЛ

2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

 А) отметить в табели                         В) блестящее монисто

 Б) чёрный кофе                                            Г) звучный контральто

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

 А) купил мандаринов                                 В) не нашёл носок

 В) досидел до сумерек                       Г) две пары туфлей

4. Отметьте неправильную форму множественного числа.

 А) доктора                                         В) инженера

 Б) выговоры                                       Г) катера

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

 А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

 Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили  посетить местный университет.

 В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший

 жильцам полкой.

 Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Артист был удостоен высокой наградой.

 Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

 В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.

 Г) Старики снисходительны до шалостей детей.

 Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

 Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

 В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

 Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой  ноге.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

 Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

 В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

 Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

 Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

 В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

 Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время

 на подготовку.

 
















Вариант 5

Упражнение 1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Объясните употребление знаков препинания.

Хотя к этому располагал рассказ я вопроса о том что такое музыка и что к ней приводит не ставил. Я не сделал этого не только оттого что проснувшись однажды на третьем году ночью застал весь кругозор залитым ею более чем на пятнадцать лет вперед и таким образом не имел случая пережить ее проблематику. Но еще и оттого что она теперь перестает относиться к нашей теме. Однако того же вопроса в отношении искусства по преимуществу искусства в целом иными словами - в отношении поэзии, мне не обойти. Я не отвечу на него ни теоретически ни в достаточно общей форме но многое из того что я расскажу будет на него ответом который я могу дать за себя и своего поэта.

(Б. Пастернак)

Упражнение 2.Вставьте пропущенные буквы.

Бо..вой, беж..вый, дар..витый, дел..вой, дом..витый, заботл..вый, заносч..вый, красн..ватый, луг..вой, прыщ..ватый, угл..ватый, угр..ватый, щегол..ватый, глянц..вый, ковш..вый, пальц..вой, парч..вый, рыж..ватый, сланц..вый, свинц..вый, старуш..чий, кош..чий.

Упражнение 3.Спишите,вставляя НН и Н, графически объясните постановку букв.

Жаре..ый гусь, поджаре..ая колбаса, жаре..ые в масле пирожки, писа..ый красавец, вписа..ый треугольник, писа..ый художником, организова..ая спонсорами ярмарка, тка..ая скатерть, тка..ая золотом скатерть, забракова..ые товары, военизирова..ый отряд, воспита..ый человек, дистиллирова..ая вода, расклее..ые афиши, дисквалифицирова..ый спортсмен, незва..ый гость, связа..ый пленник, завербова..ый агент, сдела..ая надпись, варе..ый в мундире картофель, купле..ые в магазине вещи.

Упражнение 4.Напишите прописью цифровые обозначения.

В 1981 году в Москве проживало 8 302 000 человек, в Новосибирске - около 1 360 000 человек. В Среднем Поволжье днем возможно усиление морозов до 18-22 градусов, ночью -до 25 - 27. Бои продолжались до 12 мая 1945 года. Взято в плен 252 661 солдат противника, захвачено около 650 танков, 3069 орудий, 790 самолетов, 41 131 автомобиль.

Упражнение 5.Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях причастий. Суффиксы и окончания выделить.

1.Печорин — человек решительный, алч...щий тревог и битв (Бел.). 2.Кое-где видны остатки та...щего снега. 3.Троекуров мало заботился о выигрыше зате...ного им дела (П.). 4.Калиныч провел нас в избушку, увеш...ную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5.Падение большого подрубл...ного дерева изумило меня. 6.Мы шли по вымощ...ной серыми камнями мостовой, усе...ной желтой листвой. 7.Дед Щукарь, стремительно увлека...мый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8.Под цвет...щей вишней стояла широкая скамья. 9.Ключ бил из расселины берега, превративш...ся в небольшой овраг. 10.Картины, пис...ные масляными красками, были особенно привлекательны. 11.Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр...ной глади озера. 12.Стро...щиеся дома имели улучш...ную планировку. 13. Завис...щие от нас обстоятельства меняли планы. 14. На полях работали студенты, пол...щие сорняки. 15. Мы увидели редкое явление — маш...щую крыльями мельницу. 16. Нежно розовели окраш...ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев.

Упражнение 6.Спишите, раскрывая скобки и всавляя пропущенные быквы. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест(на)крест, точь(в)точь, бок(о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич..., ударить наотмаш..., дожидаться было невтерпеж..., подойти (с)лев..., посмотреть (на)прав..., известен (из)давн..., пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски.

Упражнение 7 Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 8.Дайте общую характеристику простых предложений. Разберите их по членам предложения.

1. Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герц.) 2. Только наука и демократия, знание и труд, вступив в свободный, основанный на взаимном понимании союз, осеннные общим красным знаменем, символом мира всего человечества, все его превозмогут, все пересоздадут на благо человечества. (Тимир.) 3. Дремота смешала в памяти генерала Крымова севастопольские и одесские бои, крик штурмующей румынской пехоты, мощенные камнем, поросшие плющом одесские дворы и матросскую красоту Севастополя. (Грос.) 4. И новые заводы, и города, одетые в сады, и колхозные поля – все говорит о вдохновенном мирном труде, о бесконечно могучем творчестве масс, смело ставящих маяки новой культуры. (Из газеты)

Упражнение 9.   Запишите предложения, определите их грамматическую основу:

1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.

Упражнение 10Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

О б р а з е ц: Ученье свет, а неученье тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].

1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

Упражнение 11. Замените обороты словами с приставками пре- и при-.

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

Упражнение 12. Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега. (В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака. (В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши. (Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский) 26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

Упражнение 13

 Что означают данные слова иноязычного происхождения? Дайте их толкование. Подберите к ним русские синонимы. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.

Консенсус, мониторинг, пасквиль, перманентный, остракизм, презентация, легитимный, филистер, рецидив, ханжество, эпатаж, ходатайство, эскорт, экзальтированный, импичмент.

Упражнение 14 Объясните значения и происхождение фразеологизмов со словом «язык». Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор). Используйте фразеологический словарь.

Боек на язык; держать язык за зубами; Эзопов язык; говорить на разных языках; язык сломаешь; бегать высунув язык; как языком слизнуло; не сходит с языка (у кого-то); типун тебе на язык; сорвалось с языка.

Упражнение15 Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Килограммовый, подростковый, искони, втридорога, кашлянуть, принудить, маркировать, черпать, договор, симметрия, генезис, пуловер, красивее, облегчить, жалюзи.

Упражнение 16 Отредактируйте предложения. Какие ошибки в них допущены?

На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».

Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.

Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

Можно начинать собрание: форум уже есть.

За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.

Упражнение 17 Охарактеризуйте данный отрывок из художественного текста. Отметьте в нём черты разговорной речи, в том числе просторечные формы. Обратите внимание на лексику, синтаксис, на особое построение фраз.

-Вы его не хватайте, - посоветовал Потап, - он дерётся. Вы его вдарьте сразу. Не бойтесь, я подсоблю. Момент… Господа студенты, сейчас он у нас в ножках валяться будет…

-Михаил Иваныч, - сказал городовой, а я вас и не признал-с.

Странный человек опустил голову и тихо засмеялся. И тут же забулькал первый ряд столпившихся, за ним остальные. Все тихо смеялись, кроме студентов.

-Уморили, - глупо сказал Потап. – А я думаю: дай-ка я их пугну-с.

-Ну, будя, - сказал Шипов. – Много чести. А чего это у вас никто не пьёт, не ест? Ай случилось чего?

( Окуджава Б. Похождения Шипова).

 


Тест № 5.

1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А) БА-ЛО-ВАТЬ                                          В) ДРЕ-МО-ТА

 Б) КОМ-БАЙ-НЕР                             Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ

2. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

 А) серый кенгуру                               В) полная гостей зала

 Б) чёрная вуаль                                               Г) новенькая экю

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

 А) партия кадетов                              В) падал с плечей

Б) килограмм помидор                           Г) несколько ремёсел

4. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) офицера                                    В) колокола

Б) корректоры                               Г) штемпеля

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,

устанавливающий в соответствии с законодательством

Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Мой друг всегда полон новыми идеями.

Б) Лектор оперировал с точными фактами.

В) Эта женщина – прекрасный повар.

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

Россия, Италия, Франция и др.

Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.

 В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

 Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

 А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

 Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не выполнил её просьбу.

 В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,  стремления.

 Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

 




Вариант 6

Упражнение 1. Перепишите предложения; объясните знаки при сравнительных оборотах и сравнительных придаточных.

1. Отец и мать ей как чужие (Добр.). 2. Да, все он делал не как люди (М. Г.). 3. Голова острижена, как у мальчишки (Пан.). 4. Слова его сыплются, как ровные, крупные зернышки (Дост.). 5. Я смотрел как очарованный (Арс.). 6. Брызги и волны были как в жизни (Фед.). 7. Льды как льды, пустыни как пустыни (Кав.). 8. По ним, как химик по спектральным линиям, археолог читал прошлое этих берегов (Пауст.). 9. Все же пользоваться этой картой было надежнее, чем заниматься расспросами местных жителей (Пауст.). 10. Убеждай его, не убеждай - как об стену горох (В. Ш.). 11. Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми (П.). 12. Она сама ходила как дикая (Гонч.). 13. Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица (Л. Т.).

Упражнение 2. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов.

Вязнуть, Волга, Астрахань, богатырь, калмык, казах, кабак, матрос, низ, дьявол, узбек, Сибирь, Урал, Одесса, Томск, рыбак, знахарь, декабрь, приятель

Упражнение 3.Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и ннв причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.

Упражнение 4.Замените цифры словами, поставьте сочетания числительных с существительными в соответствующей падежной форме. В случаях невозможности образования некоторых сочетаний подберите варианты, выражающие данное значение.

На высоте 900 000 метр..., до 500 учрежден..., около 44 барж..., располагать 100 рубл..., добираться в течение 23 сут..., работают 34 ясл... и более 52 детсад..., из 301 претендент... на первенство, более 43 кандидат... на призовые места, продолжаться 5,3 сек..., наблюдать 3 и более случ... заболеваний, около 90 километр..., по рубл... за штуку. По (оба, обе) сторонам дороги стояли стройные ели. Склоны (оба, обе) оврагов размыты дождями. (Оба, обе) веселых друга расстались надолго.

Упражнение 5. От данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.

Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.

Упражнение 6 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед - (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г). 1. В городе было не (по) праздничному тихо (М. Г.). 8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи... (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по)трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по)соседски... (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы... (Купр.). 13. На такой плешине, (по)моему, и должен был находиться бекас (Пришв.). 14. Долго (по) пустому ходили охотники и расстреляли весь свой задор (Пришв.). 15. Сначала все было (по) прежнему тихо (Кор.). 16. Одет он был (по) дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эр.).

Упражнение 7 Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.).

 Упражнение 8Дайте общую характеристику простых предложений. Разберите их по членам предложения.

 5. На болоте, заросшем осокой и чахлыми березками и сосенками, краснела в обе щеки спелая, твердая, как камешки, клюква. (СМ.) 6. Одевшись, Степан Аркадьевич прыснул на себя духами, выправил рукава рубашки, привычным движением рассовал по карманам папиросы, бумажник, спички, часы с двойной цепочкой и брелоками и, встряхнув платок, чувствуя себя чистым, душистым, здоровым и физически веселым, несмотря на свое несчастье, вышел в столовую. (Л.Т.) 7. Аквамарин считается по своему имени камнем, передающим цвет морской волны. (Пауст.) 8. Со всеми остальными в доме он был на короткой ноге. (Т.) 9. Алексей не мог броситься на помощь другу, соблюдая правила воздушной атаки. (Пол.) 10. Рабочий класс, воспитывая и выдвигая из своей среды мастеров культуры, обязан особенно строго и тщательно отбирать из них людей, способных к деятельности педагогической. (М.Г.)

Упражнение 9 Выделите основы в предложениях.

1 Небесное умом не измеримо, лазурное сокрыто от умов. (А.Блок) 2. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт. (С.Есенин) 3. Старик был мастер сказки сказывать. (П.Бажов) 4. Город ночью прост и вечен. (Д.Самойлов) 5. Моя песня была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. (И.Бродский) 6. Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. (С.Довлатов) 7. Все сейчас больны гриппом. (В.Набоков) 8. Весна шла недружно. 9. Краснов держался с глубоким достоинством. 10. Встреча дышала холодком. (М.Шолохов)

Упражнение 10.

Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

1. Дома города точно груды грязного снега. 2. Земля под ними чёрная голая. 3. Деревья садов как бугры. 4. Он скептик и материалист. 5. Жизнь прожить не поле перейти. 6. Жить народу служить. 7. Летний дождик одно только удовольствие. 8. Дважды два четыре.

Упражнение 11. Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание.

Хитрая мангуста

Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.

(По Б. Житкову)

Упражнение 12. Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2.Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3.А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4.Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5.Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6.Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7.Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8.Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9.Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

Упражнения 13. Используя толковый словарь и словарь иностранных слов, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнёр; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.

Упражнение 14 Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.

Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивные, апеллировать, секвестр, мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм.

Упражнение 15 Объясните значение и происхождение фразеологизмов и крылатых слов. Используйте при выполнении задания фразеологический словарь.

Ахиллесова пята, калиф на час, Дамоклов меч, прокрустово ложе, лебединая песня, крокодиловы слёзы, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка.

Упражнение 16 Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Августовский, валовой, грошовый, губчатый, избалованный, красивее, договор, премированный, маркетинг, досуг, щавель, таможня, каталог, мышление, факсимиле.

Упражнение 17 Определите стиль данного ниже текста, последовательно отвечая на следующие вопросы: в какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера? С какой именно целью они используются (основная функция)? Каковы их основные признаки (стилевые черты)?

Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.

 


 Тест № 6.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...