Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Запись номера параграфа на доске.




  Кадр ЛОС № 19а Обратимся к плану главы. Изучение § 1.1.3 позволит нам понять место, которое занимает менеджер в организации, рассмотреть его функции и профессиональные обязанности, сформулировать роли,которые выполняет менеджер, при реализации функции руководства. Этим параграфом завершится изучение темы. Как видно из СЛС (к. 19а) мы рассмотрим понятие «менеджер», остановимся на характере, содержании и особенностях управленческого труда, сформулируем факторы успешной деятельности менеджера, узнаем, какие роли играют менеджеры в организациях и какие профессиональные и личностные качества необходимы для успешного выполнения функций менеджера.

 

Цели изучения § 1.1.3

Конечной целью изучения § 1.1.3 являются умения:

1) определить понятие менеджер; уровень усвоения – шестой;

2) определить характер и содержание управленческого труда; уровень усвоения – пятый;

3) охарактеризовать факторы успешной деятельности менеджера; уровень усвоения – пятый.

Теперь обратимся к содержанию параграфа.

Работа по управлению организацией является частью совокупного труда, который необходим для того, чтобы достичь ее целей. Это один из видов профессиональной деятельности человека. Реализация этого вида деятельности осуществляется управленческими работниками,ключевое место среди которых занимают руководители – менеджеры.

Менеджерэто должностное лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей в рыночных условиях (к. 20-1).

Запись на доске: менеджер: - рук-ль орг-ции; - орг-тор конкр. видов работ,к. 20.

Термин менеджерупотребляется:

· применительно к руководителям организаций разного типа (к. 20-2);

· применительно к организаторам конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп (к. 20-3).

Менеджеры могут занимать в организации различные позиции по уровню в должностной иерархии, по роли, которую они играют в процессе управления, по решаемым задачам. Это связано с разнообразием видов управленческой деятельности, а также с тем, что управленческий труд в больших организациях подразделяется по уровням и функциям.

Управленческая деятельность по виду и характеру чрезвычайно разнообразна (к. 21). Менеджер принимает управленческие решения в области экономики, организации работы или в социально-психологической сфере; является методологом, человеком, работающим с информацией.

Рассмотрим особенности управленческого труда (к. 22-1). Они заключаются в характере труда менеджера и отражаются в содержании труда (к. 22-2), его разделении (к. 22-3) и кооперации (к. 22-4).

Характерными чертами труда менеджеров является то, что этот труд носит преимущественно умственный, творческий характер (к. 22-5). Его главный смысл составляет выявление и устранение проблем в функционировании организации. Однако менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применить в каждом конкретном случае. К примеру, если возникла проблема в производстве, в финансовом отделе или исследовательском звене фирмы, ее решение потребует учета особенностей работы каждого из этих подразделений, а также изучения конкретных причин, по которым она возникла.

Предметом труда в управлении, специфическим объектом его приложения является информация (к. 22-6).В управленческом труде сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой, передачей и хранением информации.

Запись на доске: предмет труда – информация,к. 22.

Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий.

Управляющее воздействие на объект управления – это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.

Содержание управленческого труда определяется функциями,которые необходимо выполнять менеджерам, чтобы достичь целей организации. Исходя из перечня функций, можно установить виды работ,которые должны выполнять менеджеры в процессе своей деятельности (к. 23). К ним относятся:

· установление целей (к. 23-1)для организации в целом, для ее подразделений или отдельных работников;

· разработка и формулированиегенеральной линии развития организации (к. 23-2). Это может быть сделано в виде концепции развития, стратегии, политики, плана. Кроме того, руководитель должен определить, какие именно действия необходимо осуществить для реализации намечаемых путей развития;

· создание условий для достижения поставленных целей (к. 23-3).То есть, распределение работы между исполнителями, определение им конкретных заданий, организация работы;

· стимулирование активности работников, координирование их действий и контроль за выполнением заданий (к. 23-4).

Работа по управлению организацией выполняется управленческим персоналом, который в совокупности составляет аппарат управления. 

Разделение управленческого труда (к. 24)можно рассматривать в функциональном (к. 24-1),структурном (к. 24-2)и технологическом (к. 24-3)аспекте.

Запись на доске: разделение упр. труда,к.24÷26.

Функциональное разделение труда (к. 25-1)основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и др. Соответственно, одни работники управления специализируются на работах по планированию, другие организовывают выполнение планов, третьи осуществляют контроль и т. д.

С точки зрения структурного разделения труда (к. 25-2)в процессе управления менеджеров подразделяют по уровням и сферам деятельности – специальным функциям. Вертикальное разделение трудаменеджеров (по уровням) (к. 25-3)позволяет выделить высший, средний и первичный уровни управления.

Руководители высшего уровня управления принимают важнейшие для организации решения, определяют стратегию ее поведения и развития. Главными задачами руководителей высшего уровня являются:

· определение видения, миссии и целей развития организации;

· установление стратегических целей и направлений развития организации;

· разработка и проведение политики развития ключевых подсистем организации: производства продукции (услуги), маркетинга, научных исследований и нововведений и т. д.;

· разработка финансовой и инвестиционной политики;

· вопросы социального развития и управления персоналом;

· управление подсистемами, обеспечивающими координацию, контроль и оценку деятельности подразделений и организации в целом.

Руководители среднего уровня координируют и контролируют работу менеджеров более низких уровней. В больших организациях руководителей среднего уровня бывает достаточно много, поэтому они сами могут подразделяться по уровням. Руководители среднего уровня часто возглавляют крупные подразделения организации. Характер их работы в большей мере определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, начальник цеха на промышленном предприятии руководит нижестоящими звеньями, взаимодействует с инженерными службами, анализирует данные о работе своего подразделения, обдумывает перспективы его развития.

Руководители первичного уровня (операционные руководители) – это организационный уровень, находящийся непосредственно над исполнителями. Младшие менеджеры обычно непосредственно отвечают за выделенные ресурсы, такие как сырье, материалы, оборудование. Они распределяют производственные задания, организуют их выполнение, осуществляют контроль за работой подчиненных.

Разделение труда по специальным функциям (горизонтальное разделение труда) (к. 25-4)предполагает выделение функциональных подсистем в управлении. Например, управление финансами, управление сбытом готовой продукции и т. д.

Технологическое разделение труда (к. 26-1) учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в аппарате управления выделяют три категории работников: руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

1. Руководители (к. 26-2). Их главной функцией и главным отличием от других категорий работников управления является принятие решений по всем вопросам, относящимся к их компетенции.

2. Специалисты различных профессий – инженеры, технологи, экономисты, юристы и т. д. (к. 26-3). Их главной задачей является квалифицированная проработка конкретных вопросов, решения по которым принимают руководители. При этом они собирают и обрабатывают необходимую информацию, производят различного рода расчеты.

3. Служащие(технические исполнители) (к. 26-4) осуществляют информационное обслуживание аппарата управления, то есть получают, осуществляют первичную обработку, передают, обеспечивают хранение деловой информации, необходимой для осуществления управления. К техническим исполнителям относятся: секретари, машинистки, работники канцелярии и др.

Разделение труда в управлении обуславливает необходимость его кооперации.

Кооперация означает совместную работу для достижения общих целей или предназначения организации (к. 27-1).

Запись на доске: кооперация – совм. работа для достиж. общих целей,к.27.

Для того чтобы наладить слаженную совместную работу сотрудников аппарата управления, необходимо найти связующие элементы, которые позволят объединить усилия исполнителей для достижения общей цели. Объединение усилий должно происходить на определенной основе. При этом должны быть налажены механизмы кооперации (к. 27-2). В качестве механизмов кооперации в управлении могут служить:

· общие ценности и культура организации (к. 27-3);

· сформулированные и доведенные до сведения исполнителей стратегия и планы развития организации (к. 27-4);

· информационная открытость организации (к. 27-5);

· распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления (к. 27-6);

· налаживание групповой (командной) работы (к. 27-7).

Таким образом, мы рассмотрели содержание и особенности управленческого труда. При этом мы отметили, что управленческий труд имеет ряд специфических особенностей. Характер и содержание труда делают труд руководителя сложным, разнообразным, вносят в него элементы непредсказуемости, рискованности.

Для того чтобы менеджер, несмотря на отмеченные сложности, мог успешно осуществлять управленческую деятельность, необходимо, чтобы он имел профессиональные знания, опыт и владел искусством управления (к. 28-1).

Запись на доске: знания, опыт, искусство М.,к.28.

Комплекс научных знаний (к. 28-2) позволяет объективно оценивать ситуацию, грамотно проводить анализ проблем, учитывать факторы и тенденции изменений внешней и внутренней среды организации. В то же время наличие знаний ускоряет приобретение профессионального опыта. Опыт управленческой деятельности (к. 28-3)позволяет менеджеру экономить время за счет того, что многие ситуации ему уже знакомы и решения принимаются по типовым схемам, многие действия выполняются автоматически. Большой и разносторонний опыт руководителя может перерасти в искусство управления (к. 28-4), когда при решении проблемы вместо «сухого» анализа и расчетов (или вместе с ними) происходит многомерное восприятие ситуации, включается интуиция и ощущение того, как это «должно быть». Искусство управления позволяет также находить решения там, где вообще невозможно использовать рациональные методы принятия решений. Например: как выбрать способы эффективного воздействия на человека? Как воодушевить его на работу и ответственное отношение к делу?

Знания, опыт и владение искусством управления дает основу для творческого подхода в управлении, когда руководитель ищет нетрадиционные пути решения возникающих проблем.

Осуществляя свою профессиональную деятельность, менеджеры играют определенные роли.

Роль – это модель поведения человека в системе служебных и неслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих (к. 29).

Запись на доске: роль – модель поведения,к.29.

Можно утверждать, что менеджеры в процессе своей деятельности играют следующие роли: концептолог (к. 29-1),организатор (к. 29-2),лицо, принимающее решение (к. 29-3), инициатор (к. 29-4), арбитр (к. 29-5), эксперт (к. 29-6), консультант (к. 29-7).

Выполнение сложной, разнообразной, требующей инициативного и творческого подхода работы требует от менеджера наличия определенных профессиональных и личностных качеств (к. 30). Среди них можно назвать: интеллект, систему знаний, уровень образования, вариабельное мышление, опыт практической деятельности, решительность и осторожность, нравственность (этичность), целеустремленность, убежденность (уверенность), настойчивость (воля), гуманизм, способность к исследованиям.

Приведенный перечень личностных и профессиональных качеств не является исчерпывающим. Кроме того, в конкретных ситуациях не все из названных качеств являются значимыми и обязательными. Тем не менее, личность менеджера и соответствующие ей качества, безусловно, имеют значение для его успешной профессиональной деятельности.

В общем понимании личность (к. 31-1)– это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности (социальной группы). Личность менеджера(к. 31-2)– это не только требования, которые предъявляются к нему с позиций эффективного управления. Это оригинальное, неповторимое сочетание качеств, которые определяют его стиль управленческой деятельности, выбор позиций в критических ситуациях, отношение к действительности, к людям.

Формирование личности менеджера (к. 31-3)может осуществляться в соответствии со следующими принципами:

· оценка и осознание своих способностей;

· развитие способностей;

· тренировка характера;

· освоение культуры деятельности;

· воспитание социальной ответственности;

· интеллектуальное развитие;

· целеустремленность.

Резюме по § 1.1.3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...