Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Запись номера параграфа на доске.




Современная экономика – это экономика, построенная на знаниях.

Поэтому мы уделяем теме «Управление знаниями» особое внимание. Фактически в главе рассматривается три крупных вопроса: «Основы концепции управления знаниями», «Функции и этапы управления знаниями», «Применение концепции управления знаниями». Завершает изложение курса глава, затрагивающая вопросы эффективности управления.

Мы начинаем изучение курса «Основы менеджмента» с гл. 1 «Менеджмент и менеджеры». Она находится в первом разделе курса – «Менеджмент и общество». В главе раскрывается понятие менеджмента, необходимость этого типа управления в современных условиях развития общества, а также рассматриваются основополагающие понятия, которые потребуются при дальнейшем изучении курса «Основы менеджмента». В развитие мысли о необходимости управления в деятельности человека разд. 1 содержит также главу «Генезис менеджмента». Вы при изучении этой главы познакомитесь с историей зарождения и развития теории и практики управления и их влиянием на развитие общества.

Главный вопрос, на который мы должны получить ответ:

Что такое менеджмент и кого можно назвать менеджерами?

Обратимся к плану гл. 1 «Менеджмент и менеджеры» (к. 3). При ее изучении мы покажем, что:

1) совместная деятельность людей невозможна без управления;

2) управление – это особый вид профессиональной деятельности человека, который появился в ходе развития общественного производства;

3) управление организациями осуществляют менеджеры – должностные лица, в обязанности которых входит реализация определенных действий для достижения намеченных целей.

Запись плана главы на доске.



Цель изучения главы

Конечной целью изучения главы является усвоение её содержания на четвёртом уровне. Он будет достигнут вами на заключительных этапах обучения. Здесь вы должны будете показать умение воспроизводить содержание всей главы, опираясь лишь на её структурно-логическую схему (СЛС). Вместе с тем, вы должны будете уметь ответить на контрольные вопросы, подобные тем, которые будут приведены в конце лекционной части главы. Им приписан пятый уровень усвоения (выполнение действия путем припоминания, без внешних опор).

Вопросы, знание которых необходимо для эффективного усвоения

материала содержания главы[1]

Эффективность восприятия и понимания материала по курсу «Основы менеджмента» будет зависеть от того, как вы усвоили материал ранее изученных дисциплин. Поэтому прежде, чем мы начнем изучение учебных вопросов гл. 1 «Менеджмент и менеджеры», нам необходимо ответить на следующие вопросы.

1) Что такое дифференциация и специализация трудовой деятельности? В чем она выражается?

2) Что такое вертикальное и горизонтальное разделение труда?

Продолжая введение, рассмотрим чуть более подробно содержание главы.Обратимся к ее СЛС (к. 4).

Кадр ЛОС № 4 Управление как особый вид профессиональной деятельности возникло в ходе развития общественного производства. Его появление связано с укрупнением производства, появлением вместо мастеров-одиночек (к. 4-1) крупных промышленных предприятий (к. 4-2),требующих принципиально иной организации труда и управления. Большей частью причиной появления управления как обособленного вида деятельности является

разделение труда и необходимость углубленных профессиональных знаний для организации и координирования совместной деятельности людей (к. 4-3). Управление представляет собой целенаправленное воздействие (к. 4-4). Виды деятельности в управлении можно рассматривать в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте (к. 4-5). Для того чтобы осуществлять управление, руководителю необходимо выполнять определенные действия. Последовательность и комбинация действий составляет процесс управления (к. 4-6). Осуществление действий происходит в определенной среде – в системе управления (к. 4-7). Для того чтобы управленческие действия достигли желаемого результата, необходимо использовать определенные средства и методы воздействия на людей, то есть механизм управления (к. 4-8).

Управление – понятие широкое. Существуют различные типы управления – бюрократическое, командно-административное, технократическое и др. Мы с вами будем изучать особый тип управленияменеджмент. Именно этот тип управления в наибольшей степени соответствует рыночным условиям хозяйствования. При этом мы рассмотрим основные признаки менеджмента как типа управления (к. 4-9) и его инфраструктуру (к. 4-10), необходимость профессионализма в управлении (к. 4-11). 

Реализуют управление менеджеры– должностные лица, в обязанности которых входит управление организациями и их подразделениями (к. 4-12).Управление представляет собой особый вид деятельности. Его специфика проявляется в особенностях управленческого труда (к. 4-13). Можно определить факторы успешной деятельности менеджера (к. 4-14). Все менеджеры в процессе своей деятельности играют определенные роли, обусловленные их должностным положением (к. 4-15).Специфика управленческого труда предъявляет требования к профессиональным и личным качествам менеджера (к. 4-16). Причем профессиональные качества могут и должны целенаправленно формироваться (к. 4-17).

1.1.1. Управление в деятельности человека (К. 5÷13)

Запись номера параграфа на доске.

Деятельность человека представляет собой совокупность действий, направленных на достижение определенного результата (к. 7-1). Для того чтобы сделать задуманное и в результате достичь желаемого результата, человеку необходимо спланировать свои действия, самоорганизоваться, проанализировать получаемые результаты, при необходимости скорректировать поставленные цели и т.д. В случае, когда человек выполняет какую-то работу своими руками и работает один, он, как правило, даже не задумывается над тем, что реализует самоуправление.

Другая ситуация складывается, когда работает группа людей (к. 7-2). Чаще всего для выполнения большой и сложной работы люди объединяются в организации. Это происходит потому, что совместная согласованная деятельность позволяет достичь гораздо больших результатов, чем если бы каждый человек работал самостоятельно. При совместной деятельности труд организуется на принципиально иной основе. Так, в большинстве случаев при совместной деятельности имеет место разделение труда. То есть, отдельные работники выполняют те или иные трудовые операции, из которых состоит процесс получения продукта в целом. Вследствие разделения труда трудовой процесс оказывается разорванным на части. В таком случае для получения желаемого результата труда необходимо планировать, организовывать, согласовывать работу отдельных людей, а также выполнять еще целый ряд действий для того, чтобы объединить и направить усилия работников на достижение общей цели. Таким образом, работа по координированию действий отделяется от самих действий и становится самостоятельным видом деятельности – управлением.

 

Цели изучения § 1.1.1

Конечной целью изучения (после прохождения всех этапов обучения) § 1.1.1 являются умения:

1) объяснить, почему для осуществления совместной деятельности людей необходимо управление;

2) охарактеризовать виды деятельности в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспектах;

3) объяснитьпонятия процесс управления, система управления и механизм управления.

Каждое из перечисленных умений должно быть усвоено на пятом уровне (выполнение действия замедленно, без внешних опор). Этот уровень умений будет достигнут на рабочих, а в отдельных случаях – и на заключительных этапах обучения.

Теперь обратимся к содержанию параграфа.

В самом общем виде управление – это деятельность по целевому изменению траектории движения управляемого объекта.

В контексте изучаемой дисциплины в качестве управляемого объекта мы будем рассматривать организацию, а также составляющие ее элементы.

Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей (к. 7).

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей, поэтому очень велико разнообразие самих организаций. Они могут различаться по сфере деятельности, по масштабам, по назначению и роли, по формам собственности, по отношению к прибыли и т. д. Например, организации могут быть:

· производственными, научно-исследовательскими, учебными, спортивными;

· крупными, средними и малыми;

· частными, государственными, коммерческими и некоммерческими,

и т. д.

Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами. Они функционируют в форме предприятий, фирм, компаний и корпораций. 

Запись на доске: разделение и спец-ция → орг-ция, управленч. деят-сть,к. 7.

Применительно к организации можно дать следующее определение управления:

Управление организацией– это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях (к. 8-1).

Запись на доске: управление организацией – целенапр. воздействие, согласующее деят-сть,к. 8÷1.

Обратите внимание на то, что специфика управленческой деятельности заключается в воздействии (к. 8-2).Основная задача руководителя состоит в том, чтобы воздействовать на подчиненных и обеспечивать, таким образом, достижение целей организации (к. 8-3).

Воздействия в процессе управления могут быть разными (к. 9): формальное и неформальное, прямое и опосредованное, явное и неявное, жесткое и мягкое, принудительное и мотивирующее, спонтанное и целесообразное, случайное и необходимое, эпизодическое и постоянное и т. д. Воздействия в зависимости от вида могут проявляться в разных формах (к. 10). Например, формальное воздействие (к. 10-1)руководителя на подчиненных может выражаться в приказах, распоряжениях, выдаче устных указаний. Неформальное воздействие (к. 10-2)может выражаться в виде рекомендации, совета, предостережения.

Итак, мы определили управление как воздействие. Из этого следует, что в процессе управления человек (или группа людей) целенаправленно воздействует на кого-то или что-то, чтобы достичь желаемого результата. То есть, существуют субъект и объект управления (к. 11-1).

Субъект управления – это источник воздействия. Источником воздействия в каждой конкретной ситуации является определенное звено системы управления. При этом часть социально-экономической системы воздействует на систему в целом. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое.

Субъект управления (к. 11-2) – это определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия.

Запись на доске: СбУ – источник воздействия,к. 11.

Субъектами управления являются люди, наделенные полномочиями, правами и ответственностью за выполнение своих должностных обязанностей. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления.

Объект управления (к. 11-3) – это часть социально-экономической системы, на которую направлено воздействие.

Запись на доске: ОУ – часть соц.-эк. системы, на к-рую направлено воздействие,к. 11.

Объектами управления могут быть отдельные люди или группы людей, а также процессы, протекающие в организации. Например, мы можем управлять исполнителями, отделами и службами, целыми подразделениями организации. Мы можем также управлять технологическим процессом, финансовыми потоками, потоками информации и т. д.

Всю деятельность, которую осуществляет руководитель в процессе управления, можно рассматривать в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте. Структурно-содержательный аспект (к. 12-1)включает в себя перечень, состав видов деятельности по управлению организацией, а процессуально-содержательный (к. 12-2)– последовательность действий.

Запись на доске: аспекты управления: структурно-содержательный, процессуально-содержательный,к. 12.

Рассмотрим подробнее структурно-содержательный аспект управления. Сюда относятся:

· предвидение (к. 12-3)–планирование или прогнозирование будущего состояния объекта управления;

· организация (к. 12-4)– распределение между работниками функций и задач, предоставление им всего необходимого для выполнения рабочих заданий;

· активизация (к. 12-5)– побуждение людей к работе;

· координирование (к. 12-6)– согласование усилий работников в процессе выполнения работы;

· регулирование (к. 12-7)– устранение нежелательных отклонений в процессе работы;

· контроль (к. 12-8)– выявление и оценка достигнутых в процессе работы результатов.

Перечисленные виды деятельности принято называть общими функциями управления.Они называются общими потому, что любой руководитель, выполняя свою работу, реализует эти функции.

Процессуально-содержательный аспект раскрывает нам последовательность действий в процессе управления. Здесь последовательно реализуются следующие действия руководителя:

· установление цели (к. 12-9);

· оценка ситуации (к. 12-10);

· определение проблем и необходимости их решения (к. 12-11);

· принятие решения (к. 12-12).

На практике управление организациями осуществляется во времени и в пространстве.В связи с этим можно выделить следующие необходимые элементы осуществления управленческой деятельности: действия по управлению организацией, среда, в которой формируется воздействие и средства воздействия (к. 13).

Действия, которые осуществляет руководитель для оказания воздействия на подчиненных ему работников, отражают динамику управленческой деятельности. Управленческая деятельность в динамике получила название процесс управления.

Процесс управления (к. 13-1) – это последовательность и комбинация действий, из которых формируется воздействие.

Запись на доске: ПУ – система действий, форм-щая воздействие,к. 13.

Управленческие действия могут выражаться в постановке целей, разработке способов их достижения, контроле за исполнителями, издании приказов и выдаче распоряженийи т. д.

Действия, которые осуществляет руководитель, протекают в определенной среде. Само понятие среда означает окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность. Для руководителя, выполняющего свою работу по управлению организацией, средой воздействия является, прежде всего, система управления.

Система управления (к. 13-2) – это целостная совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия.

Запись на доске: СУ – система эл-тов, необх. для воздействия,к. 13.

В понятии система управления элементами выступают все работники, участвующие в процессах управления. При этом они могут быть организованы в различные службы и подразделения. В то же время система управления включает не вообще все связи, существующие в организации, а только те, которые отражают отношения, возникающие в ходе управления.Например, отношения подчиненности, восприятия решений или согласования в ходе выполнения функций управления или в ходе принятия решений.

Система управления отражает постоянную основу взаимосвязей элементов, по которым и благодаря которым можно осуществлять управление.

Для того чтобы воздействие руководителя не «повисло в воздухе», а привело к желаемой цели, необходимо нечто, что свяжет воедино и приведет в действие идею руководителя, то есть идея, замысел, слово руководителя преобразуется в действие исполнителя. Это «нечто» есть механизм управления.

Общее представление о механизме заключается в том, что это устройство, благодаря которому происходит передача энергии.В нашем случае – это устройство для трансформации энергии слова в дело.

Механизм управления проявляется в тех средствах и методах, которые использует руководитель для воздействия на исполнителя.

Действия руководителяи система управления являются более очевидными, чем механизм управления. Однако если рассмотреть ситуацию более глубоко, то выясняется, что без определенного передаточного устройства действия осуществляться не будут. Например, мы издаем приказ по организации. Для того чтобы он был исполнен, необходимо предусмотреть: кто и что будет делать, в какие сроки, как будет контролироваться исполнение, кто будет отвечать за неисполнение приказа. Заранее определяя такие условия, мы формируем механизм исполнения приказа. В данном случае мы говорим об административном наказании за невыполнение приказа. В других случаях могут быть использованы иные методы воздействия на работников. Например, побуждение к творческой работе путем постановки интересной и сложной задачи. В этом случае у работника появляется азарт исследователя, включается профессиональная заинтересованность. Или за выполнение срочной работы человеку предлагается денежное вознаграждение в виде премии. Здесь связующее звено – материальное стимулирование.

Как видим, способы вовлечения работников могут быть разными. Но во всех случаях мы активизируем деятельность подчиненных, то есть, запускаем механизм управления.

Итак, средства и методы воздействия являются механизмом управления, то есть тем, что приводит в действие идеи и замыслы руководителя. При этом воздействие осуществляется на интересы и ценностичеловека.

Механизм управления (к. 13-3) – это совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей.

Запись на доске: МУ – средства и методы воздействия на деят-сть,к. 13.

Резюме по § 1.1.1

1. Для того чтобы достичь согласованных действий в совместной деятельности людей, необходимо управление. Это связано с тем, что для получения желаемого результата труда необходимо планировать, организовывать, согласовывать работу отдельных людей, а также выполнять еще целый ряд действий для того, чтобы объединить и направить усилия работников на достижение общей цели.

Кадр ЛОС № 34 2. Структурно-содержательный аспект управления включает в себя перечень, состав видов деятельности по управлению организацией. К ним относятся: предвидение, организация, активизация, координирование, регулирование, контроль. Процессуально-содержательный аспект управления рассматривает последовательность действий в процессе управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблем и необходимости их решения, принятие решения.

Процесс управления – это последовательность и комбинация действий, из которых формируется воздействие. Система управления – это совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия. Механизм управления – это совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей.

1.1.2. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТИП УПРАВЛЕНИЯ (К. 14÷18)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...