Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Демография, ее предмет, содержание, разделы




ОЗиЗ как наука и предмет преподавания.

ОЗиЗ как самост. мед. наука изучает закономерности общ. здоровья, его обусловленность с целью разработки научно обоснованных медико-проф. мер-ий стратег. и тактич. хар-ра по сохр. и укреп. зд.и соверш.-ию мед. помощи населению.

Эта дисциплина изучает здоровье сообществ, групп людей, населения в связи с окр. соц. условиями и процессами и тем самым связывает медицину с обществ. дисциплинами, в том числе социологией. К основным методам изучения показателей ОЗ относятся исторический, экспертный, бюджетый, статистический.К числу специф. методов, которые широко применяются следует отнести метод организ-го эксперимента, эконом. методы, методы планирования.

В нашей стране к настоящему времени сложилась следующая структура предмета:

-история предмета

-история здравоохр

-общие теории и концепции медицины и здравоохр

-Состояние здоровья населения и методы его изучения

-Орг-ция мед. помощи населению

-соц. обеспеч. и страхование здоровья

-экономика, планирование ,финанс-ие здравоохр.

-управ. здравоохр. АСУ в здравоохр

-деятельнось ВОЗ и др.межд.мед. организаций

Т.о., ОЗиЗ имеет свой предмет, объект иссл-ия и изучения и сов-сть методов, подходов, что отвечает соврем. требов. опр-ия их как        самостоятельной науки и предмета преподавания.  

 2.История ,задачи, основные разделы ОЗиЗ

Предпосылки возник-ия ОЗиЗ заклв появл потреб-ти научно обоснованного объяснения природы, хар-ра зд.населения, др. фактор возник-ия –обществ. движения трудящихся за соц-ые политич-е права, среди кот. на одно из первых мест всегда выдвигалось право на охрану здоровья. Правящий класс, прав-тво, идя на уступки этим треб., должны были знать как управ. мед помощью, как наиболее экономно и эффективно воздействовать на ОЗ .В середине XIXв.пр-во ряда евр. стран вынуждены были осущ. реформы принять закон о соц. пом. работающим.Сыграла роль также развитие социологии. Возникает интерес к изуч. соц.условий ,факторов ,процессов, возд. на здоровье чел. и его воспроизвод-во. Созд. предпосылка для форм-ия и иссл. общ. строны гигиены, кот. в конце 19 в и начале 20 в.обозн. как наука об общ. Здоровье и управлении им. Это произошло в Германии ,когда молодой врач Гротьян стал издавать журнал по соц. гигиене в 1903 г, а в 1920-основал первые кафедру соц.гигиены в Берлинском универ-е

Эта дисциплина изучает зд. сообществ, групп людей, населения в связи с окр. соц. условиями и процессами и тем самым связывает медицину с обществ. дисциплинами, в том числе социологией.

Одной из задач явл-ся вскрытие та­ких противоречий и разработка рекомендаций по профилактике нега­тивных явлений, которые отриц. влияют на здор.общества. Выявляет закономерности развития наро­донаселения, исследует дем.проц, прогнозирует пер­спективу, разрабатывает рекомендации по гос. регули­рованию численности населения.

Состоит условно из 2разделов:1)В одном рассм. проблемы охраны и улучш. зд различных возрастно-половых ,соц. и проф. групп и общ-ва в целом,2)в другом –рассм. обоснованные, оптим. метдоы раб мед учережд, пути улучш кач-ва мед пом

История здравоохранения нашей страны. Виднейшие деятели отечественной соц.гигиены

Социальная гигиена в бывшем СССР свою историю начинает с организации музея «Соц.гигиены»Народного комиссариата здравоохранения РСФСР ,директором которого был известный гигиенист проф.А.В.Мольков.Музей9с 1920г-институт соц.гигиены)стал центром формирования дисциплины. В числе первых социал - гигиенистов, теоретиков и ученых были такие организаторы дела охраны здоровья народа как Н.А.Семашко- первый нарком здравоохранения, врач-организатор здравоохр и его зам. З. П, Соловьев- врач, известный деятель общественной медицины. В 1992 г Н.А.Семашко при поддержке З.П.Соловьева , А.В. Молькова ,Н.А. Сысина, С.И. Каплуна и др. авторитетных ученых и деятелей обществ. гигиены организовал при I Мос.Универ.кафедру соц. гигиены .В 1923г З.П.Соловьев и его сотрудники создали кафедру соц.гигиены на мед. фак. II Мос. универ. В 1941 г.кафедры соц. гигиены были переименованы в кафедры орг-ции здравоохр., Эта ситуация самым погубным образом сказалась на развитии науки ОЗиЗ. В 1966г. назначенный министр здравоохр. СССР Б.В.Петровский подписал приказ о преобразовании кафедр в кафедры соц. гигиены и орг-ции здравоохр.В октябре 1999г. на совещании профильных кафедр с участием МинЗдрава РФ было принято решение о переименовании дисциплины в «Общественное зд и здравоохр»в соотв.приказом министра здравоохр РФ.

 5,6,7.Вопросы охр.зд. в законах РФ. Основы законодательства российской федерации об охране здоровья граждан .З-н «о Мед страх граждан”в РФ

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ)

1. конституция – основной з-н страны, где записано, что гражданам гарантировано мед.обслуживание+ статьи по вопросам управления ЗОХ. 2. Основы законодат-ва РФ об охране зд.граждан. Он состоит из 12 разделов. Эти з-ны касаются системы мед.обслуж-я, управления ЗОХ, международ-го сотрудничества, права пациента, выбор уч-я, выбор леч.врача, право на информацию зд, право на различные хир-е вм-ва или отказ. Права врача в этом документе: на занятие мед.деятельностью, на занятие комерч.мед, ответственность врача если он причинил вред зд-ю пациента. В 1 разделе общие положения. Дается формулировка что такое охрана зд-я: это совокупность мер политич-го, экономич-го, правового, соц-го, культурно-научного, мед.сан.гиг-го хар-ра, направленные на сохранение и укрепление психического и физического зд-я, поддержания активной жизни и предоставление мед.пом. Гос-во гарантирует охрану зд-я в соответ-и с контитуцией общепринятыми принципами и междунарожными нормами. 3. Законодат-во РФ мед.страх.граждан. Этим з-ном установлена бюджетно-страховая сист-ма ЗОХ+объязат-е и добров-е страх-е. 4. Подзаконные акты (дополнение расширение действие законов), приказы минздррава по страх-ю, распоряжение федерального фонда ОМС. Мед.страх-е: 1. Организует и проводит научно-обоснова-е мероприятия по перичной и вторичной проф-ке неинф-х заб-й, гиг.обучение и вос

2.воспитание нас-я по пропаганде медиц-х и гиг-х знаний с учетом показателей заб-ти нас-я. 2. Анализ причинно-следственных связей между зд.нас-я, его образом жизни и сан.культурой, уровнем мед.пом, эколог.ситуацией в регионе. 3. Осущ. инфор-го обеспечения специалистов и различных гр.нас-я по вопросам охраны зд. 4. Орган-я, контроль и анализ десяти отделений кабинетов мед.проф-ки и каб-в здорового ребенка. 5. Обеспечение консультативно-оздоровит-й и реалибит-ой деятельности по вопросам сохранения и укрепления зд.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико - социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья

Демография, ее предмет, содержание, разделы

Демография-наука о населении, закономерностях воспроизводства нас-ия и их соц- кономической обусловленности.

В задачи демографии входят изучение террит-го размещения нас-ия ,анализ тенденций и процессов, происходящих среди нас-ия в связи с их соц-эконом усл. жизни ,эколог, мед, правовыми и др факторами. Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направ- статика и динамика населения.

 Статика нас-ия- хар. численным сосотавом на опр. момент времени. Состав изучается по сл признакам: по полу, возрасту, соц. и проф. принадлежности, уровню образ-ия, сем. положению ,месту жит-ва и др.

Динамика населения- включает в себя изучение движения населения, изменение его кол-ва, что может происходить в результате мех-го, соц. ,естеств. движения. К методам изучению дем. событий относят: переписи, выборочные исследования(включающих. изучение некоторых дем. аспектов),текущий учет ряда дем. явлений(регистр рожд, смерти, развода).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...