Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности учебной деятельности детей с различным доминированием мотивов учения




1. Для учащихся с доминирующим социальным мотивомха­рактерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается. Их не нужно заставлять выполнять домашние зада­ния, они, как правило, выполняют их в полном объеме, пережива­ют, если что-то не успевают сделать или получается не так, как «задавала учительница». При условии достаточного развития дру­гих УВК учатся ровно, без провалов, успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением одноклассников.

При недостаточном развитии других УВК (мышления, памяти, мелкой моторики и др.), даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности в усвоении материала. В этом случае велика вероятность появления таких негативных особенностей личности, как заниженная самооценка, неуверенность в себе, раздражитель­ность; повышается уровень тревожности, интерес к школе падает, ребенок быстро устает, возникают конфликты с одноклассниками и в семье, и, как следствие этого, снижается успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь, то уже во втором, третьем классах он может стать слабоуспевающим.

У учащихся с доминирующим социальным мотивом, но недо­статочно развитой познавательной мотивацией характерно соче­тание добросовестного выполнения заданий и отсутствие стремле­ния к самостоятельному добыванию знаний, они, как правило, не выходят за рамки задания, не ищут новых способов решения учеб­ных задач, главное для этих учеников — точное следование инст­рукциям учителя, скрупулезное воспроизведение предложенных им образцов.

Существует много способов формирования у учащихся осо­знанного отношения к учебе (социальных мотивов учения), в каждом конкретном случае выбор того или другого способа вос­питательного воздействия определяется индивидуальными особен­ностями ребенка, программой начального обучения, традициями семейного воспитания и др. Учитывая то, что социальные мотивы учения формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельно­сти и воспроизводить взрослые образцы поведения, необходимо предоставить маленькому школьнику возможность реализовать эту потребность именно в учебной деятельности.

2. Для учащихся с доминирующим познавательным мотивомхарактерна высокая учебная активность, они, как правило, не ог­раничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.

Если при этом недостаточно развит социальный мотив уче­ния, то возможны спады активности, темп и продуктивность уче­ния в этом случае имеют неровный, прерывистый характер: уче­ник внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен; если учитель рассказывает о том, с чем он уже знаком, или(и) ему это не интересно, то он отвлека­ется, может заниматься посторонними делами, разговаривать с соседом по парте. При выполнении домашних заданий такие школьники быстро и легко выполняют то, что им интересно и нравится, другие задания выполняют с большим трудом или не делают вовсе. Как правило, эти учащиеся не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, тре­бующих усидчивости и добросовестности (написание букв, на­пример), усвоение материала на основе механического запомина­ния вызывает большие трудности (заучивание таблицы сложения и умножения). Чаще всего такие учащиеся в начальной школе учатся на среднем уровне или ниже среднего, у них могут быть пробелы в знаниях. Про них учителя говорят: «Умный, но лени­вый». В средних классах эти ученики нередко учатся лучше, чем в начальной школе.

Познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться дос­таточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормаль­ное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспита­ние в дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка — расширение и обо­гащение его опыта (в дошкольном возрасте — прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интере­сов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.

3. Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок очень чутко реагирует на настроение значимого взросло­го: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его рас­положение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрос­лого являются одним из наиболее эффективных стимулов актив­ности ребенка.

Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и само­контроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляет­ся в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замеча­ния педагога. Оценка (словесная или балльная) в этом случае не стимулирует учебную активность ученика.

У учащихся с доминирующей оценочной мотивациейи недо­статочно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельнос­ти: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Эти учащиеся постоянно спрашивают у педагога правильно ли они делают, при ответе не столько думают о том, что они говорят и делают, сколько пытаются уловить эмоциональную реакцию учителя (одобрение или неодобрение). Нередко возникают конфликтные отношения с одноклассниками, учебные успехи которых выше, чем у них (одна ученица начальной школы жаловалась маме, что ненавидит свою одноклассницу, потому что у той больше пятерок, чем у нее).

4. Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Позици­онный мотив в той или иной мере присутствует у всех будущих школьников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успеш­ность усвоения не оказывает.

Особое внимание следует обратить на детей, в структуре моти­вов которых позиционный мотив занимает доминирующее поло­жениепри слабом развитии познавательного и социального моти­вов. В этом случае формирование собственно мотивов учения в учеб­ном процессе сильно затруднено, так как отсутствует необходимая для этого основа. У таких учащихся интерес к школе угасает доста­точно быстро и из-за отсутствия других стимулов к учению (вне­шний и игровой мотив эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться. С этими детьми работу по формирова­нию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу.

5. Внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учеб­ной деятельности и не оказывают существенного влияния на учеб­ную активность и успешность усвоения знаний. В случае домини­рования внешних мотивовпри недостаточном развитии познава­тельной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отноше­ния к школе и учению.

6. Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной дея­тельности. Дело в том, что в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать. В учебной деятельности учащийся действу­ет в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции. В обучении младших школьников достаточно широко используются игровые методы работы, но это особый вид игры — дидактическая игра, в основе которой лежат учебная зада­ча и познавательный мотив. По своей сути дидактическая игра ближе к учебной деятельности, чем к свободной ролевой игре до­школьников [27].

Когда мы говорим об игровых мотивах в структуре мотивов учения маленьких школьников, то имеем в виду мотивы, присущие ролевой («свободной») игре, правила и содержание которой опреде­ляются самим ребенком. Доминирование игровых мотивовотрица­тельно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфичес­кой функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учеб­ных заданий, в том числе и домашних.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1) формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2) формирование положительного эмоционального отноше­ния к школе;

 3) формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе ис­пользуются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хо­чу учиться» и др.) и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость де­тей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходи­мость помогать школьным товарищам; правила поведения на уро­ке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравне­нии образцов правильного и неправильного (с точки зрения орга­низации школьного обучения) поведения. Дети старшего до­школьного возраста с интересом воспринимают и лучше запоми­нают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), мо­делирование школы будущего (формирование эмоционального от­ношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки — учени­ка, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установлен­ные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов (мы уже отмечали, что это не одно и то же) решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закла­дываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интере­сующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осоз­нание общественной значимости школьного учения, умение под­чинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей рабо­ты с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адек­ватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено не­правильно (либо отсутствует вовсе), положительных результа­тов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями.

Для формирования собственно учебных мотивов на ранних эта­пах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к уче­нию, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на домини­рующие мотивы. [22, 36, 38].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...