Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теории происхождения государства.




Представления о происхождении государства менялись с течением времени. Главная цель теорий – это найти основные закономерности возникновения государств у разных народов.

 

В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как социальные по своей природе су­щества, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимо­действующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. При этом государство слу­жит не только проявлением естественного стремления людей к вза­имному общению, но и средством достижения ими морального со­вершенства.

В средневековье преобладала теократическая концепция, рассматривавшая государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога». Такое понимание природы государствен­ной власти предусматривало, что именно Бог выбирает короля и да­рует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, ко­торым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тираном.

 

Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и подданных отождествляются с отношениями внутри семьи. К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя 17 века Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского. Представители теории исходили из того, что разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа родственных семей приводит, в конечном счете, к образованию государства. Таким образом, государство – это большая, разросшаяся семья.

Эта теория характерна для раннего Нового времени. Такую концепцию, по сути, изложил еще Конфуций, который призывал сроить отношения с подданными на основе добродетели и опекунства.

Собственную трактовку происхождения государства даладоговор­ная теория, находившаяся в оппозиции к «божественному праву ко­ролей» и основывавшаяся на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. Возник­шая в XVII-XVIII вв.теория общественного договора в самом общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и пе­редать правителям определенные полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государ­ство, если они не служат их целям. Основными представителями теории были Гоббс, Локк, Руссо и другие.

Свою лепту в обоснование источников возникновения государ­ства внесли теоретики, настаивавшие нанасильственном характере этого процессатеория насилия.

Возникает в 19 веке. Наиболее известные представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.

Причину происхождения государства сторонники теории видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство – естественным образом возникшая организация властвования одного племени над другим. Поэтому государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

В теории насилия выделяются два направления:

- теория внешнего насилия (Каутский, Гумплович)

Государство возникает как результат завоевания одного племени другим. Государство необходимо для поддержания власти победителей.

- теория внутреннего насилия (Дюринг)

Государство возникает как результат насилия одной части общества над другой.

Следует признать определенное значение насилия в процессе образования государства, но не следует отводить насилию роль решающего фактора в процессе образования государства.

Собственную трактовку происхождения государства даламаркси­стская теория, в которой указывались определенные предпосылки данного процесса и непос­редственная причина создания государства. Возникает во второй половине 19 века. Представители Маркс, Энгельс («Происхождение семью, частной собственности и государства»), Ленин и пр.

Государство возникает в силу классовых противоречий.

Общественное разделение труда и усовершенствование орудий труда приводит к повышению производительности и появлению прибавочного продукта, который первоначально оставался собственностью общины. Со временем указанный прибавочный продукт начинает присваивать социальная верхушка (вожди, их окружение, жрецы и пр.) Это приводит к появлению частной собственности и имущественному расслоению. Появляются классы и экономическая зависимость неимущих от имущих. Между классами начинаются борьба за обладание прибавочным продуктом. Стремясь сохранить свою собственность, экономически господствующий класс создает специальный аппарат классового господства и угнетения – государство.

Энгельс: «Государство не является силой, навязанной обществу извне. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавится от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого необходима сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, вышедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждая себя от него, есть государство».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...