Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные теории происхождения государства.
Представления о происхождении государства менялись с течением времени. Главная цель теорий – это найти основные закономерности возникновения государств у разных народов.
В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как социальные по своей природе существа, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимодействующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию – государство. При этом государство служит не только проявлением естественного стремления людей к взаимному общению, но и средством достижения ими морального совершенства. В средневековье преобладала теократическая концепция, рассматривавшая государство как Божий промысел, основываясь на тезисе, что «вся власть от Бога». Такое понимание природы государственной власти предусматривало, что именно Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тираном.
Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и подданных отождествляются с отношениями внутри семьи. К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя 17 века Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского. Представители теории исходили из того, что разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа родственных семей приводит, в конечном счете, к образованию государства. Таким образом, государство – это большая, разросшаяся семья. Эта теория характерна для раннего Нового времени. Такую концепцию, по сути, изложил еще Конфуций, который призывал сроить отношения с подданными на основе добродетели и опекунства. Собственную трактовку происхождения государства даладоговорная теория, находившаяся в оппозиции к «божественному праву королей» и основывавшаяся на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. Возникшая в XVII-XVIII вв.теория общественного договора в самом общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государство, если они не служат их целям. Основными представителями теории были Гоббс, Локк, Руссо и другие. Свою лепту в обоснование источников возникновения государства внесли теоретики, настаивавшие нанасильственном характере этого процессатеория насилия. Возникает в 19 веке. Наиболее известные представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Причину происхождения государства сторонники теории видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – естественным образом возникшая организация властвования одного племени над другим. Поэтому государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. В теории насилия выделяются два направления: - теория внешнего насилия (Каутский, Гумплович) Государство возникает как результат завоевания одного племени другим. Государство необходимо для поддержания власти победителей. - теория внутреннего насилия (Дюринг) Государство возникает как результат насилия одной части общества над другой. Следует признать определенное значение насилия в процессе образования государства, но не следует отводить насилию роль решающего фактора в процессе образования государства. Собственную трактовку происхождения государства даламарксистская теория, в которой указывались определенные предпосылки данного процесса и непосредственная причина создания государства. Возникает во второй половине 19 века. Представители Маркс, Энгельс («Происхождение семью, частной собственности и государства»), Ленин и пр. Государство возникает в силу классовых противоречий. Общественное разделение труда и усовершенствование орудий труда приводит к повышению производительности и появлению прибавочного продукта, который первоначально оставался собственностью общины. Со временем указанный прибавочный продукт начинает присваивать социальная верхушка (вожди, их окружение, жрецы и пр.) Это приводит к появлению частной собственности и имущественному расслоению. Появляются классы и экономическая зависимость неимущих от имущих. Между классами начинаются борьба за обладание прибавочным продуктом. Стремясь сохранить свою собственность, экономически господствующий класс создает специальный аппарат классового господства и угнетения – государство. Энгельс: «Государство не является силой, навязанной обществу извне. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавится от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого необходима сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах «порядка». И эта сила, вышедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждая себя от него, есть государство». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |