Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические формы политических (и «полуполитических») союзов: вождества, полисы.
Государство существовало не всегда. Политическая организация древних обществ охотников и собирателей строилась на кровнородственных отношениях, не было ни официального, политически оформленного разделения труда, ни институтов принуждения, наделенных правом применять силу по отношению к людям. Дифференциация и управление усложнялись вместе с усложнением форм объединения от родовой общины к соседской, от общин к вождествам, племенами и суперсоюзам.
Исторически одними из первых форм полуполитических союзов являются вождества. Вождество – тип социальной организации, состоящий из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, более крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).
Теория вождества ( от англ chiefdom) принадлежит к числу наиболее фундаментальных достижений западной полит антропологии. Вождество занимает среднюю ступень и понимается как промежуточная стадия интеграции между акефальными обществами и бюрократическими государственными структурами. Наиболее фундаментальные стороны теории вождеств были сформулированы в трудах Э. Сервиса, М. Салинза. В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из Традиционных обществ Северо-Восточной Танзании второй половины 19 века. Вождества обычно состояли из общин численностью 500-1000 человек. Каждая из них возглавлялась помощниками вождя и старейшинами, которые соединяли общины с центральным поселением. Общее количество этих лиц не превышало несколько десятков человек. Общинники подносили вождю подарки продуктами, скотом, пивом. За это вождь обеспечивал подданных магической защитой в отношениях с богами, защищал их от возможных политических напастей, перераспределял между ними подарки. Реальная власть вождя была ограничена советом старейшин. Совет при желании мог сместить неудачливого или неугодного вождя, а также выбирал из его родственников нового вождя. Можно предположить, что в наиболее распространенном варианте вождеств социальная стратификация имела троякий вид: вверху общественной пирамиды располагались наследственные вожди и другие категории элиты, в середине свободные – полноправные непосредственные производители, внизу различные группы неполноправных и бесправных лиц. Сущность вождества:
Вождество можно определить форму социополитической организации позднепервобытного общества, которая с одной стороны, характеризуется тенденцией к интеграции посредством политической централизации, наличием единой редистрибутивной экономики, идеологическим единством, с другой стороны тенденцией к внутренней дифференциации посредством специализации труда ( в том числе и управленческого) неравным доступом к ресурсам, отстранением непосредственных производителей от управления обществом, статусной дифференциации культуры. То есть в вождествах сохраняются старые родовые органы власти – старейшины …. + возникают новые во главе с вождем вождество – типичный вариант перехода от догосударственного образования к государственному концепция вождества: неоэволюционистская схема:
Типология вождеств. Существует много разных попыток типологии вождеств. Наиболее популярны классификации по степени структурной сложности. Распространено на простые и сложные.
для простых характерен один уровень иерархии, сложные или составные – след этап социально-политической организации, они состояли из нескольких вождеств мог быть и третий уровень иерархии правители вождеств не имели специализированного аппарата принуждения – главное отличие от государства. в государстве правительство может применять санкции с помощью легитимизированного насилия.
Альтернативы вождеству. В схеме Сервиса ему альтернативы нет. Э. Сервис: - локальная группа -община -вождество - архаическое государство - государство – нация
Отличие от военной демократии: 1) народ отстраняется от непосредственного управления. Вождь и его окружение организуют экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. 2) Более четко просматривается иерархия поселений и родов (вертикальное подчинение). 3) Появление зачатков управленческого аппарата, бюрократии. 4) Тенденция к сакрализации (обожествлению) личности вождя.
Полис. Одной из форм государства как политического союза были античные полисы. Развитие производительных сил греческого общества, социально – экономическая дифференциация и распад общества на классы привели в VIII-VII вв. до н.э. к образованию в Греции античного города – государства – полиса, имевшего некоторые отличия от большинства ранних городов – государств Востока. Вообще, полис (цивитас) – гражданская община, город-государство. - форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции, и Др. Риме. Возник в 9-7 вв. до н.э. - политическое сообщество, с ярко выраженной публичностью - органы власти не были отделены от населения - они слабо выражены, рано говорить о наличии специального аппарат управления на небольшой территории, необзятально должны быть органы власти ставят под сомнение, что полис это город-государство в основе этого суждения отсутствие специализированного аппарата упралвения, т.к. не возникали потребность, подобная картина в средневековой Европе. Графы, герцоги выступали как вассалы короля, специализированного аппарата нет, он появился с возникновением бюрократии.
В целом полис, особая форма рабовладельческого государства, по сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями того времени, безусловно, представлял собой явление
Полис - (греч. pólis, лат. civitas), город-государство, особая форма социально-экономические и политические организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Территория П. состояла из городской территории, а также из окружавших её земледельческих поселений (хоры). П. возникли в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоев с родовой знатью. Экономическим базисом П. являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 471). Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин П. (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию П. населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, занимавшиеся обычно ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы. П. обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов, обязанностью его была забота об экономическом поддержании граждан П.; соответственно, внешняя и внутренняя экономическая политика П. направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий, аграрной законы и т.д.). В П. вводились т. н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной (во флоте) и государственной служб. Все граждане П. от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма. Политическое устройство П. при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат П. состоял из народного собрания (апелла , экклесия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, буле, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого П. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленными слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, П. были либо олигархическими (например, Спарта), либо демократическими (например, Афины). В экономическом отношении различие между П. определялось большей или меньшей ролью хоры, т. е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим П. была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным П.С установлением рабовладельческого строя П. становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно, к кризису П. Кризис П. приходится в Греции (пережившей период наивысшего расцвета П. в 5 в. до н. э.) на начало 4 в. до н. э., в Риме (где полисные отношения достигли наибольшего развития в 5-3 вв. до н. э.) на 3-1 вв. до н. э. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |