Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические формы политических (и «полуполитических») союзов: вождества, полисы.




Государство существовало не всегда. Политическая организация древних обществ охотников и собирателей строилась на кровнородственных отношениях, не было ни официального, политически оформленного разделения труда, ни институтов принуждения, наделенных правом применять силу по отношению к людям. Дифференциация и управление усложнялись вместе с усложнением форм объединения от родовой общины к соседской, от общин к вождествам, племенами и суперсоюзам.

 

Исторически одними из первых форм полуполитических союзов являются вождества.

Вождество – тип социальной организации, состоящий из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, более крупному из них, в котором проживает правитель (вождь).

       

Теория вождества ( от англ chiefdom) принадлежит к числу наиболее фундаментальных достижений западной полит антропологии. Вождество занимает среднюю ступень и понимается как промежуточная стадия интеграции между акефальными обществами и бюрократическими государственными структурами.

Наиболее фундаментальные стороны теории вождеств были сформулированы в трудах Э. Сервиса, М. Салинза.

В качестве иллюстрации вождества можно привести пример одного из Традиционных обществ Северо-Восточной Танзании второй половины 19 века.

Вождества обычно состояли из общин численностью 500-1000 человек. Каждая из них возглавлялась помощниками вождя и старейшинами, которые соединяли общины с центральным поселением.

Общее количество этих лиц не превышало несколько десятков человек.

Общинники подносили вождю подарки продуктами, скотом, пивом.

За это вождь обеспечивал подданных магической защитой в отношениях с богами, защищал их от возможных политических напастей, перераспределял между ними подарки.

Реальная власть вождя была ограничена советом старейшин. Совет при желании мог сместить неудачливого или неугодного вождя, а также выбирал из его родственников нового вождя.

Можно предположить, что в наиболее распространенном варианте вождеств социальная стратификация имела троякий вид:

вверху общественной пирамиды располагались наследственные вожди и другие категории элиты, в середине свободные – полноправные непосредственные производители, внизу различные группы неполноправных и бесправных лиц.

 Сущность вождества:

  • вождество – один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется надлокальной централизацией.
  • в вождестве существует иерархическая система принятия решений и институты контроля, но отсутствует узаконенная власть, имеющая монополию на применение силы
  • в вождестве существует четкая социальная стратификация и ограниченный доступ к ключевым ресурсам, а также имеются тенденции к отделению эндогамной элиты от простых масс в замкнутое сословие
  • важную роль в экономике играет редистрибуция – распределение прибавочного продукта по вертикали
  • чифдом как этнокультурная целостность характеризуется общей идеологической системой, и / или общими культами и ритуалами
  • правитель вождества имеет ограниченные полномочия, а чифдом в целом является структурой, неспособной противостоять распаду ( концепция Р. Коэна)
  • верховная власть в вождестве имеет сакрализованный, теократический характер (мнение разделяемое не всеми)

 

Вождество можно определить форму социополитической организации позднепервобытного общества, которая с одной стороны, характеризуется тенденцией к интеграции посредством политической централизации, наличием единой редистрибутивной экономики, идеологическим единством, с другой стороны тенденцией к внутренней дифференциации посредством специализации труда ( в том числе и управленческого) неравным доступом к ресурсам, отстранением непосредственных производителей от управления обществом, статусной дифференциации культуры.

То есть в вождествах сохраняются старые родовые органы власти – старейшины ….

+ возникают новые во главе с вождем

вождество – типичный вариант перехода от догосударственного образования к государственному

концепция вождества:

неоэволюционистская схема:

  • по уровню соц. интеграции – средняя ступень
  • горизонтальноорганизационная соц. система не справляется с нагрузкой и вводится организационная иерархия, т. е. надобщинная структура управления, вождество. появление вождеств – 1-ый опыт введения полит иерархии.

 

Типология вождеств.

Существует много разных попыток типологии вождеств.

Наиболее популярны классификации по степени структурной сложности.

Распространено на простые и сложные.

                                         

для простых характерен один уровень иерархии,

сложные или составные – след этап социально-политической организации,

они состояли из нескольких вождеств

мог быть и третий уровень иерархии

правители вождеств не имели специализированного аппарата принуждения – главное отличие от государства. в государстве правительство может применять санкции с помощью легитимизированного насилия.

 

 

Альтернативы вождеству.

В схеме Сервиса ему альтернативы нет.

Э. Сервис:

 - локальная группа

-община

-вождество

- архаическое государство

- государство – нация

 

Отличие от военной демократии:

1) народ отстраняется от непосредственного управления. Вождь и его окружение организуют экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества.

2) Более четко просматривается иерархия поселений и родов (вертикальное подчинение).

3) Появление зачатков управленческого аппарата, бюрократии.

4) Тенденция к сакрализации (обожествлению) личности вождя.

 

Полис.

Одной из форм государства как политического союза были античные полисы. Развитие производительных сил греческого общества, социально – экономическая дифференциация и распад общества на классы привели в VIII-VII вв. до н.э. к образованию в Греции античного города – государства – полиса, имевшего некоторые отличия от большинства ранних городов – государств Востока.

Вообще, полис (цивитас) – гражданская община, город-государство.

- форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции, и Др. Риме.

Возник в 9-7 вв. до н.э.

- политическое сообщество, с ярко выраженной публичностью

- органы власти не были отделены от населения

- они слабо выражены, рано говорить о наличии специального аппарат управления

на небольшой территории, необзятально должны быть органы власти

ставят под сомнение, что полис это город-государство

в основе этого суждения отсутствие специализированного аппарата упралвения,

т.к. не возникали потребность, подобная картина в средневековой Европе. Графы, герцоги выступали как вассалы короля, специализированного аппарата нет, он появился с возникновением бюрократии.

 

 

В целом полис, особая форма рабовладельческого государства, по сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями того времени, безусловно, представлял собой явление
исторически прогрессивное.

 

Полис - (греч. pólis, лат. civitas), город-государство, особая форма социально-экономические и политические организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Территория П. состояла из городской территории, а также из окружавших её земледельческих поселений (хоры). П. возникли в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоев с родовой знатью. Экономическим базисом П. являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 471). Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин П. (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию П. населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, занимавшиеся обычно ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы. П. обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов, обязанностью его была забота об экономическом поддержании граждан П.; соответственно, внешняя и внутренняя экономическая политика П. направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий, аграрной законы и т.д.). В П. вводились т. н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной (во флоте) и государственной служб. Все граждане П. от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

Политическое устройство П. при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат П. состоял из народного собрания (апелла

, экклесия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, буле, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого П. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленными слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, П. были либо олигархическими (например, Спарта), либо демократическими (например, Афины). В экономическом отношении различие между П. определялось большей или меньшей ролью хоры, т. е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим П. была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным П.

С установлением рабовладельческого строя П. становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно, к кризису П. Кризис П. приходится в Греции (пережившей период наивысшего расцвета П. в 5 в. до н. э.) на начало 4 в. до н. э., в Риме (где полисные отношения достигли наибольшего развития в 5-3 вв. до н. э.) на 3-1 вв. до н. э.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...