Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философское понятие сознания. Сознательное и бессознательное.
Философское изучение сознания в отличие от научного фиксирует внимание на содержании сознания, на непосредственную данность этого содержания человеку. В истории философии сознание в различных философских концепциях выступает как «дух», «душа», «психика», «идея», «бог», «сознание». Идеализмвыдвигал сознание в самостоятельную сущность, лежащую в основе всех форм материального бытия. Платон различал смертную и бессмертную человеческую душу. Первая гибнет вместе с телом, а вторая уходит в умопостигаемый мир идей. Гегель сознание (дух) наделял идеальностью и свободой, независимостью от материального, которое, наоборот, зависит от первого. Представители субъективного идеализмарешали проблему несколько иначе, хотя тоже видели в сознании определяющую субстанцию. Беркли, например, утверждал, что идея (по Беркли – вещь) сама по себе не может быть причиной чего-либо. Следовательно, причиной является дух, мыслящая субстанция. Кант начинает исследование с сознания индивида. Таким образом, сознание у Канта получает два определения: во-первых, как чувство, индивидуальное переживание, сопровождающее все явления духовной жизни; во-вторых, как сознание самодавлеющего разума, находящегося по ту сторону индивидуальных проявлений субъекта и не зависящих от него. Дуализмв лице Декарта, разделял сознание и материю как самостоятельные субстанции. Атрибутами духовной субстанции (сознания) он определял такие способности, как ощущение, суждение, желание, отвращение, удовольствие, неудовольствие, некоторые врождённые идеи. Своеобразная позиция по отношению к сознанию разрабатывалась вульгарными материалистами. К.Фогт, Я.Молешотт, Л.Бюхнер считали, что сознание есть продукт материи, мозгового вещества, полностью определяется им: мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени. Сознание отождествлялось с психическим, более того, с физиологическими процессами. Как видно, феномен сознания вызывает столь различные толкования, что определить его сложно. Тем не менее, опираясь на философские и научные исследования, можно заключить, что сознание является свойством движущейся высокоорганизованной материи Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует ещё бессознательное. Бессознательное– это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипноз, состояние невменяемости, а также инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты порождают у него подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка - состояние готовности субъекта к определённой активности. Структуры бессознательного различаются по степени близости к сознанию. Особый слой бессознательного – подсознательное – переход сознания на уровень автоматизма. З.Фрейд. Он отвёл бессознательному решающую роль. Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Он приходит к выводу, что «все душевные процессы по существу бессознательны». Социальную же сторону сознания он вообще не рассматривал, не раскрыл важной роли социального фактора в формировании и развитии сознания и психики человека. Таким образом, бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. Между ними возможны противоречия и конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют и способны достигать единства. Они дополняют и обогащают друг друга. Бессознательное создаёт возможности для развития сознания, особенно в творческой деятельности. В свою очередь сознание в значительной мере формирует бессознательное и способно его контролировать.
30) Онтологический и гносеологический подходы к сознанию. Понятие идеального. Сознание – это функция человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном активном отражении и конструктивно – творческой переделке внешнего мира, выделении человеком себя из окружающего мира и противопоставлением себя ему как субъекта объекту. Сознание – это ещё и эмоциональная оценка действительности, с последующей постановкой целей деятельности, учётом последствий. Поэтому сознание – не простой образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержание сознания определяется несколькими факторами: 1. Внешним предметным и духовным миром. Явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В этих образах нет ничего вещественного, лишь их отображение, копии, несущие в себе информацию о них. 2. Общими понятиями, социальными установками и идеалами, нормами, средствами и способами познания и т.п., выработанными социокультурной средой. 3. Всем духовным миром личности, её собственным уникальным опытом жизни и переживаний, то есть субъективной реальностью отдельного человека. 4. Условно-рефлекторной и биохимической организацией головного мозга, которая также воздействует на состояние сознания. В действительности все эти факторы между собой взаимосвязаны, при этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, исходя из всего сказанного, что идеальноеесть особый характерный для взаимодействия человека и мира, субъекта и объекта способ воспроизведения общих и ценностных характеристик объективной реальности посредством этой реальности. Идеальное включает в себя гносеологические образы (модели, программы, образы предметов) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.). Идеальное может быть индивидуализированным и общественным. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЗНАНИЯ. При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем при непременном понимании их относительной противоположности. Это единство прослеживается по ряду направлений: 1. По своему содержанию сознание является отражением окружающей действительности. «Забегая вперёд», сознание тем не менее в своём содержании опирается на реально существующее. 2. Сознание связано с материальным способом своего выражения – языком. Язык также древен как сознание, он есть практическое существование сознания, его воплощение. Сознание – отражение бытия, а язык – система знаков для самовыражения и коммуникации. 3. Сознание связано со своим материальным носителем – мозгом, на основе которого и существует. С точки зрения философии исследуется, прежде всего, первый аспект: сознание как отражение. Общее свойство отражения(присущее всем объектам действительности) понимается как определённая сторона взаимодействия образований, заключающаяся в способности одного образования своим внутренним состоянием запечатлевать особенности другого образования, взаимодействующего с ним. Отражению присуща активность. Активность вытекает из того факта, что отражение зависит как от отражаемого, так и от отражающего. Главное же в том, что отражающее способно, воспринимая и перерабатывая отражённое, приспосабливать к своим нуждам воздействия внешней среды, изменять действительность.
31) Проблема человека в философии: характер и специфика подхода. Понятие и сущность человека. Изучение человека является стержнем философии, всех ее составных частей: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др., поскольку специфика философского знания – в его антропоориентированности. (биология, психология, анатомия, медицина и т.д.), также занимаются решением этого вопроса. Каждая из них согласно своей задаче изучает отдельные стороны человека. Философия же подходит к его исследованию как целостного феномена. Специфика философского знания заключается в том, что оно не только раскрывает вопрос о целостности человека, но, прежде всего, ориентирует на тот способ исследования, который направлен на познание его сущности. Настрой на сущность философского знания заставляет представить человека в его предельных основаниях и причинах (по Аристотелю), в идее (по Платону), в его «сущностных силах» (по Марксу) и т.п. человек в философии предстаёт не как конкретный субъект (в познании как объект), а как абстрактная идея человека в его общих и существенных качествах. Рефлексия же по поводу человека по сути саморефлексия. Философия представляет человека только в его всесторонних взаимоотношениях миром природы и общества. Извечное и постоянное стремление человека к завершённому совершенству через отражение и изменение мира делает его творческим существом. В этом его деятельностная сущность. Понятие «человек» означает несколько аспектов: Человек – это специфически человеческий способ бытия, отличный от животного способа жизнедеятельности. Человек – это реальный индивид, существующий в определенной культуре и цивилизации. Человек – это некий идеальный образец, эталон человеческого существования и развития. Прикладывание этого эталона к реальным фактам жизни людей позволяет оценивать их как человеческие или не человеческие. Человек – это абстрактный субъект, персонификация абстрактной схемы человеческой деятельности. Человек как человек, человек как таковой – эти выражения означают, что человек берется в абстракции от реальных социокультурных условий. Человек – это и биологическое, и духовное, и социальное существо. Как родовое понятие человек – это биосоциальное существо, сущность которого заключается в его деятельностном отношении к миру, что подчеркивает его надбиологический характер. В цепочке мотиваций деятельности в качестве исходного импульса выступает потребность, а труд – как способ создания средств удовлетворения потребностей и как предпосылка возникновения новых потребностей. Потребность находит свое выражение в интересе. Интерес – это социальный феномен, он присущ только человеку. Под воздействием интереса человек относится к действительности как субъект отражение действительности в сознании людей осуществляется не зеркально, а через призму его интересов как осознание своего к ним отношения. Осознание людьми отношения к социокультурным условиям через призму интересов выражается в целях, которые становятся идеальными побудительными импульсами активной деятельности человека.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |