Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая классическая философия: основные черты и направления. Философия И.Канта.




Немецкая классическая философия развивалась сравнительно недолго – с 80-х годов XVIII столетия по 1831 год (год смерти Гегеля). Однако она, оказавшись вершиной новоевропейской философии, вобрав в себя все ее достижения и развив их дальше, оказала огромное влияние на дальнейшую историю философии.

Величайшими достижениями немецкой классической философии была разработка идей диалектики, проблем гносеологии, учения о человеке, проблем этики и эстетики с опорой уже на новый, более высокий уровень развития наук.

Родоначальником немецкой классической философии был Иммануил Кант.

Иммануил Кант.

Основой гносеологииКанта явилось его учение о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту, независимо от нашего сознания (от ощущений, от мышления) существует мир вещей. Кант называл их «вещами в себе». Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. Но ни ощущения, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия (или «идеи») нашего разума не дают нам и не могут дать теоретического знания о «вещах в себе». «Вещи в себе» непознаваемы. Познаваемы только явления.

Учение о непознаваемости «вещей в себе» имело идеалистический смысл, потому что в конечном счете «вещи в себе» оказываются у Канта трансцендентными, т.е. потусторонними, существующими вне времени и пространства.

Эти взгляды Канта продолжены в учении о знании, в котором он опирается на теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое – то отношение или связь между двумя понятиями: субъектом и предикатом суждения (то, что говорится о субъекте). Существуют два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называл аналитическими. Но есть суждения, в которых знание выводится на основе соединения субъекта и предиката как новое. Такие суждения Кант называл синтетическими. Синтетические суждения он делил на два класса. В первых суждениях знание достигается в опыте. Такие суждения он обозначил как апостериорные. Другие суждения, которые не могут основываться на опыте, назвал априорными.

Решение этих вопросов Кант связывал с исследованием трех основных познавательных способностей человека: 1) чувственности, 2) рассудка, и 3) разума. Чувственность – способность к ощущениям, рассудок – способность к понятиям и суждениям, разум – способность к умозаключениям, доходящим до «идей». «Идеи» - это понятия разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений.

Обращаясь к происхождению знания, Кант считал, что знание всегда состоит в соединении (в синтезе) ощущений с понятиями. Ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания. Ощущения без понятий «слепы», а понятии без ощущений «пусты».

Рассудку присущи 12 априорных категорий, на основе которых в природу привносится закономерность:

1. Категории количества: единство, множество, всеобщность;

2. Категории качества: реальность, отрицание, ограничение;

3. Категории отношения: принадлежность и самостоятельность, причина и действие, взаимодействие;

4. Категории модальности: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.  

 

По Канту, наше сознание само строит предмет – не в том смысле, что оно порождает его, а в том, что оно сообщает ему ту форму, под какой он только и может познаваться, - форму всеобщего и необходимого знания.

Третий основной вопрос кантовской «критики» – вопрос о возможности априорных синтетических суждений в «метафизике», т.е. в теоретической философии сводился им к исследованию способностей разума. «Чистый разум» объединяет правила рассудка в общие принципы. Кант рассматривал разум как способность умозаключения, приводящую к возникновению «идей» – понятий о безусловном, т.е. о том, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте. Например, идея бога как безусловная причина всего существующего или всех явлений.

Разум стремится выйти за пределы явлений, т.е. в мир «вещей в себе». Постоянные попытки разума судить о них, которые для него непознаваемы, приводит разум к противоречиям – антиномиям. Он рассматривал четыре антиномии «чистого разума»:

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

2. Существует только простое и то, что сложено из простого – в мире нет ничего простого.

3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода – нет никакой свободы, все совершается согласно законам природы.

4. Существует безусловно необходимое существо, т.е.Бог, как причина мира – нет никакого абсолютного необходимого существа как причины мира.

Эти противоречия, говорил Кант, возникают в разуме неизбежно, следовательно, разум по своей природе противоречив. Вывод Канта о необходимости диалектических противоречий в разуме составляет его заслугу.

Философская система Г.В.Ф.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...