Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек и природа. Духовная обусловленность человеческой жизнедеятельности. Понятие индивидуальности.




Человек – часть природы, существо биологическое, как высший вид млекопитающих – Homo sapiens.

Существует ли биологическая запрограммированность человека? Эта проблема возникает в связи расовыми теориями, сопоставлением поведения животных и человека, интеллектуального наследования.

Сходность в поведении человека и животного, бесспорно, есть, иначе и не может быть, так человек тоже в известном смысле – животное, его жизнедеятельность обусловлена инстинктами.

Что касается интеллектуального наследования как и других черт человека, то генетическая заданность присутствует, но для ее развития одной лишь природы недостаточно, в силу вступают и надбиологические факторы. Человек преодолевает природную видовую ограниченность, рядоположенность объектов природы и становится субъектом.

Но утверждение о надприродности человеческого существования не свидетельствует о его вне природности, он не может существовать вне природы.

В преодолении видовой биологической ограниченности человеку помогает социальность, прежде всего, способность к труду.

Не учитывая эти особенности человека, биологизаторские концепции абсолютизируют природное происхождение человека как, например, социал – дарвинизм, распространенный в конце XIX - начале XX веков. Его представители распространили учение Дарвина о естественном отборе на объяснение социального неравенства между людьми, и социобиологии.

человек утверждает свое физическое существование для того, чтобы удовлетворять свои высшие потребности, выраженные в его целях и ценностях.

Отдельный человек – единица человеческого рода, обозначается количественной характеристикой «индивид».

Например, в античности дух понимался как вселенский, а не личный, смыкающийся с высшими состояниями бытия. Для средневековых философов душа являлась, прежде всего, выражением личности человека в его единении с Богом. Душа управляет телом.

В новоевропейской философии Декарт резко разграничивал тело, управляемое физическими законами, и разумную душу.

И.Кант, утверждая самоценность каждого человека, определял душу как восприятие внутренних состояний субъекта. В материалистической философии Нового времени душа рассматривалась как функция мозга.

Современные авторы духовность определяют как ценностное содержание сознания. Формирование духовности тесно связано с уровнем развития душевной жизни. Душевная жизнь – это не просто психика, а неотчуждаемый от человека, непосредственно данный ему мир чувств, его психический уклад, ценностное содержание и целостность его чувственного восприятия мира, психической жизни.

В духовном ценностное содержание рефлексивно представлено выбором доминирующих ценностей.

Духовное и душевное присуще каждому человеку, но реализуется по-разному. Чувственность – это важнейший источник человеческой энергии и ее проявлений

духовное и душевное – это такое содержание сознания, которое определяется не предметом отражения, а целями и ценностями человеческого общества. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на них ответ.

Духовность – это идеальное воспроизведение человеком мира, приобщение к нему, нахождение в нем собственного места на основе нравственной сопричастности и ответственности за него.

Индивидуальность неотделима от неповторимости, которая обуславливает собственное «лицо» индивида.

Как целостная система, индивидуальность включает в себя:

– общие черты, свойственней индивиду как представителю биоло­гического вида и человеческого общества;

– особенные признаки, присущие ему как продукту определенной культуры и цивилизации;

– единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия отдельного человека в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

В качестве конкретного существа индивидуальность обладает собственным бытием.

Индивидуальность человека состоит не столько в том, что каждый индивид – не повторим (хотя и в этом также заключен момент его индивидуальности), а в том, что каждый человеческий индивид – это отдельный, самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность.

индивидуальное бытие нельзя понимать как изолированное от внешнего, как это делает, например, экзистенциализм. Так, К.Ясперс, представитель экзистенциализма, выделяет следующий ряд способов бытия человека: предметное бытие, социальное бытие, экзистенциальное бытие и трансцендентальное бытие,

 

Социальная обусловленность человека как философская проблема. Личность, социализация личности. Проблема соотношения внутреннего и внешнего.

 Исследование социального в человеке связано с проблемой соотношения в нем внутреннего и внешнего.

В философии всегда стояла проблема определения роли внутреннего и внешнего в жизнедеятельности человека. Как видно, например, экзистенциализм настаивает на идеи самоопределяемости: сущность человека детерминирована только внутренними факторами.

Другая крайность – абсолютизация внешней детерминации человека, чаще всего рассматривалась зависимость от природы или социальной среды. Например, социоцентризм проводил мысль об абсолютном приоритете культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человека. Чтобы проникнуть в сущность человека, надо изучить структуру культуры. Наиболее отчетливо это можно увидеть в так называемом структурном функционализме: человек – продукт системы. В свое время эта идея прослеживалась и у К.Маркса: сущность человека – это совокупность общественных отношений.

Личность – это мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях.

Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее внутреннее ядро. Личность, таким образом, социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Формирование личностных качеств человека находятся в тесной связи с его индивидуальным самосознанием.

социализация личности – степень овладения индивидом мировоззренческих установок, ценностных ориентаций.

человеку как субъекту присущи:

1. Самодеятельность, способность к творчеству, которая является главной особенностью человеческой деятельности.

2. Индивидуально-личностное «Я» как осознание и понимание своего отношения к природному и социальному миру, как переживание этого отношения, как выражение того непременного факта, что человек наделен самосознанием;

3. Свобода как способность создавать новое, как возможность самореализации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...