Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схоластика: основные проблемы и способы их решения. Реализм, номинализм.




Схоластика складывается в поздний период средневековой философии.Схоластика ставила своей целью обоснование веры, бытия Бога с помощью рациональности. Слово «схоластика» можно перевести как ученый доклад, или диспут (от греч. Schola). Схоластика иначе означала школьные риторические упражнения в красноречии. Процесс познания мыслился как процесс преподавания, передачи знаний от знающих к незнающим, а цель познания – как перестройка души с помощью слова Божьего. Метод схоластической философии заключался не в отыскании истины, которая уже была дана в «Божественном откровении», а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Из этого вытекало три цели:

1)с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека;2)придать религиозной и теологической истине 3) используя философские аргументы, исключить критику святых истин.

Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному. .Основных подходов в решении этого вопроса было два. Первый состоял в утверждении, что «универсалии» (общие роды) существуют реально независимо от человеческой мысли и речи. Этот взгляд получил название «реализма». Второй подход противоположен первому. Он утверждал, что «универсалии» не существуют реально независимо от человека. Они только общие имена. Этот взгляд получил название «номинализма».

 

 13. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Аврелий Августин. виднейшим представителем патристики. Главная проблема – проблема Бога. Основной интерес представляет отношение сверхличности Бога и человека.

Основное в отношении Бога и людей – отношение греха. Перед Богом человек грешен, т.к. нарушил его запрет, отведав плод от древа познания добра и зла. Грех пронизывает все мироздание. развивал учение христианской теологии о творении природы БогомБог создает вещество (материю), пространство и время. Бог не только сотворил природу из ничего, но и постоянно поддерживает ее в существовании, непрерывно воспроизводя мир непрерывным творением, воспроизведением природы. Этот взгляд получил название креационизм.

 Понимание человека сводилось главным образом к духовному. Тело презренно. Душа – творение бога. Она есть только у человека и не переселяется из одного организма в другой. Каждая человеческая душа творится Богом, после смерти тела она ждет страшного суда: какой душе – в рай, а какой – в адДуше присущи разум, воля и память. Воля выше разума, поскольку ее высший акт – это акт верыЧеловеческая жизнь является божьим промыслом, божественным провидением. Бог – источник блага человека. Зло – это отсутствие должного добра. Отвергал чувственное происхождение знаний. Умозрительное знание – единственный способ осмысления Бога, человеческой души. Носительницей знания является бестелесная душа. Бог сообщает ей все знания и идеи. Поэтому каждая человеческая мысль, особенно значительная, - это прямой результат озарения Богом души, им же созданной. Этот процесс называется иллюминизмом. Бог наделяет душу человека, как самими вечными истинами, так и неким естественным светом – озаряет душу человека. Умаляя роль разума, он выдвинул единственную форму познания – божественное откровение – внеинтеллектуальное постижение истины.

Фома Аквинский –относится к схоластике. Опирается на учение Аристотеля о связи материи и формы. Бог является первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего. Всякое сущее – и единичное, и божественный абсолют – состоит из сущности («эссенция») и существования («экзистенция»). Сущность вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое. Сущность и существование в вещах не совпадают, т.к. они сотворены Богом и существуют благодаря другим факторам. Только в Боге сущность и существование тождественны, поскольку Бог абсолютен, безусловен, сам является необходимостью. Тем самым бог – бытие простое, а вещь – сложное. Но у Аристотеля форма и материя едины, а форма всех форм – Бог не является телесным, у Аквинского же Бог – сверхличность. сотворенный мир имеет свой иерархический порядок – ступени: неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, далее – мир людей, который переходит в сверхъестественный мир. Центр учения о человеке Аквинского – учение о душе. Душа – бестелесна, она – чистая форма без материи, духовна и независима от материального. Отсюда вытекает ее неуничтожимость и бессмертие. Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она не может быть им уничтожена и как чистая форма не может быть разрушена. Аквинский выделял душу растений, животных и человека. Отличие человеческой души в ее разумности – разумная душа. Разуму в отличие от Августина он отдавал предпочтение перед волей. Смысл жизни человека – счастье как познание и созерцание Бога. В учении Аквинского источник познания – чувственное восприятие, а не причастность к божественным идеям. Разум обрабатывает полученный из чувств материал. Тем самым разум выявляет сущность с помощью абстракций. Но хотя рациональное познание объективно и истинно, оно не может охватить все, оно распространяется лишь на мир чувственных вещей, природу. Человеческий разум не может проникнуть в мир сверхъестественный, в область божественных истин, например, божественное откровение, благая весть содержатся только в вере.

выделял два рода познания, или две истины:

1. Философскую, или научную, направленную с помощью разума на познание природы.

2. «Божественное откровение».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...