Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение философии. Социокультурные условия и духовные источники.
Философия всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого существования. Возникновение философии было подготовлено всем ходом предшествующей истории, но непосредственным толчком послужила потребность человека в новом онтологическом знании. Духовным источником философии явилась предфилософия. В широком смысле слова предфилософия – это переходные формы знания между мифологическим, религиозным и собственно философским мировоззрением. Иначе говоря, процесс возникновения философии можно понимать как результат противоречия между основанным на эмоциональном, нерациональном воображении мировоззрением и зачатками рационального мышления. Но предфилософия выступает как предпосылка появления философии. Для её реализации нужны были определённые общественные условия. Таким социально – историческим фактором послужил скачок в обществе с переходом от бронзы к железу. Он увеличил возможности человека и повысил его уверенность в своих силах. Религиозно-мифологическое же мировоззрение тормозило дальнейшее становление критического восприятия мира. Тем самым возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечающем уровню, образу жизни человека. Разделение труда, выделение умственной деятельности создало возможность для развития логико – рассудочного уровня Началось оно с поисков генетического начала мира, затем последовали проблемы поиска субстрата (общей основы многообразных явлений), субстанции (внутреннего единства явлений, первоосновы). Но формирование философии – это длительный процесс. Постепенно менялся сам её облик: она всё больше отходила от предфилософии, обретая собственные понятия, категории, методы познания.
Духовность Древней Индии и древнеиндийская философия. Философия Древней Индии. Возникновение философии Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до нашей эры, Древнеиндийская философия возникла на комментировании Вед (религиозные гимны, молитвы, заклинания). Веды – древнейший литературный памятник – начали складываться в третьем тысячелетии до н.э. В них выражалось мировоззрение Ариев, художественное,мифологическое, религиозное знание, а также магия. Согласно Ведам, мироздание (джагат) состояло из трех миров (лока), затем называлось «трилока», каждый из которых возглавлялся своим богом. Агни заведовал землей, Индра – воздушным пространством, Сурья – небом. Человек понимался как творение богов и как часть живой природы. Странствие души по различным телам, не имевшее конца называлось сансара. Дхарма- это первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Закон воздаяния, или карма. Точное исполнение Дхармы представителем высшей касты, брахманом освобождало его душу от дальнейших рождений и тем самым от траданий, связанных с пребыванием в телах. Наступала мокша – освобождение. В учении о сансаре, карме и мокше содержалалась мысль, согласно которой рождение в низшей касте – наказание за прошлые злодеяния, а служение высшей касте – залог посмертного рождения в еще более высоком положении, переход же из одной касты в другую в течение жизни человека невозможен. Брахманы также содержали элементы предфилософии. Создали новую религию – Брахманизм, верховный бог которого Брахма (Брахман). не получил широкого распространения в Индии. Упанишады (буквально: «сидеть около») образуют завершение ведической литературы. Несмотря на отсутствие системности и доказательности, Упанишады стремятся осмыслить мифологию и ритуал. Переход от мифологии к философии в Упанишадах нагляден: живой мифологический бог Брахман переходит в отвлеченное философское начало брахман. Для обозначения индивидуальной человеческой души использовалось понятие Атман. В мироздании человек растворяется в Брахмане, исчезает, места для личности не остается. задача познания: лишь тот, кто осознает единство Атмана и Брахмы, освобождается из бесконечной цепи перерождений. душа возвращается к Брахме,. Это называлось «путь богов»(деваяна). Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные ( не признающие авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относились джайнизм, буддизм и школа чарваков – локаятиков. В результате развития древних учений «мудрецов» возникла философия джайнизма. Вардхамана, Его последователи стали называться джайнистами. Джайнизм в своей главной части – этическое учение, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель философии джайнизма – «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается освобождение. Источником мудрости особые святые, Джайнизм опирался на особое учение о бытии. Из неживых субстанций материи (пудгала). аджива – неживое. Живое отождествлялось с одушевленным – джива. Сущность человека также двояка: джива и аджива. Их связывает карма. Мокша понималась в джайнизме как полное и окончательное разъединение дживы и адживы. джайнизм уделял большое внимание этическим проблемам, получившим название «Три драгоценности», или «Три жемчужины» (триратна): правильное поведение, правильное познание и правильная вера. Правильная вера – это вера в авторитет мудрецов – основателей джайнизма. Правильное поведение – соблюдение аскезы. Правильное познание – душа должна смыкаться с предметами познания без всякого посредничества чувств и ума. В VI – V вв. до н э. возникло другое влиятельное учение – буддизм.Сддхартхи Гуатамы. Первоначально буддизм возник как антибрахманское этическое учение. Брахманизм защищал жрецов, буддизм городские низы. Центром учения явились четыре благородных истины, которые Будда провозглашает в самом начале своей проповедческой деятельности: 1) жизнь есть страдание. Рождение болезнь, старость, смерть, невозможность достичь желаемого – все ведет к страданию; 2) причиной страдания является жажда, ведущая через через радости и страсти к перерождению, рождению вновь; 3) устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды; 4) путь, ведущий к устранению страданий, – благой восьмеричный путь. Он включает в себя: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Будда был сторонником среднего пути, т.е. отвергал и жизнь, посвященную чувственным удовольствиям, и путь аскезы и самоистязания. Каждое из положений разъяснялось с позиций нравственности, например, правильная жизнь требовала соблюдения пяти заповедей (панчашила) буддизма: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. правильное сосредоточение. Оно характеризуется четырьмя степенями погружения (дхана) и относится к медитации и медитационной практике. В результате достигается состояние нирваны. Слово «нирвана» означает «исчезнувший», «умерший», «прекратившийся. Нирвана – это видоизменение понятия мокши. Таким образом, Древнеиндийская философия по сути сливалась с религией и мифологией. Это видно в традиционном решении проблем, в используемой терминологии и понятиях. К числу других особенностей этой философии также относится отсутствие ее связи с науками и слаборазвитое индивидуальное начало. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |