Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классика античной философии. Основные черты и представители. Учения Сократа и Демокрита




 

Античная философия сформировалась в VII-VI в.в. до н.э. классическая, суть которой заключается в гармоничном сочетании мировоззренческого и рационально-системного аспектов философии, в тесной связи с науками и развитием логического аппарата.

Античная философия обладала рядом характерных особенностей:

– Культура древних строилась на традициях в духовной жизни, поэтому философия принципиально отличалось от мифологии и религии.

– Большая степень разделения труда, в особенности отделения умственного от физического, привели к возможности формирования более абстрактного философского знания, поэтому оно приобрело рационально-концептуальный характер.

–многосторонняя связь с науками. Это позволило ей развить принцип рационального обоснования, приведшего к собственно философским понятиям и проблемам. Само слово «философия» обозначало любовь к мудрости, истине.

Античная философия многообразна. В ней имелись в зародыше уже почти все последующие типы философствования. Она занимает большой исторический период, в котором можно выделить ряд этапов.

Первый этапопределяется как досократовский. В этот период основное внимание философских воззрений было направлено на область познания природы и окружающего мира: интенсивно развивалась натурфилософия.

Второй периодназывается классическим, или сократовским. в центр ставится проблема человека. Возникают значительные философские системы.

третий периодв развитии античной Он определяется как эллинистический. В отличие от классического на этом этапе возникает множество разнообразных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля.

Начало четвёртого периода. Философия продолжала греческие традиции. В её же рамках начинает формироваться христианская философия, которая выходит за рамки философской атмосферы Античности.

 

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).

Сократ вошел в историю как величайший мыслитель, хотя сам ничего не писал.

В центре внимания Сократа – человек. Он рассматривал его только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа – это этический антропологизм. Он не интересовался мифологией и физикой.

Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Изучение природы он считал излишним и принципиально невозможным, поскольку мир является творением божества, а основой, сущностью мира – «духовный принцип»

Основное внимание Сократ обращал на познание сути добродетели. Мораль для Сократа сливалась со знанием. Истинная нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Основными добродетелями он считал сдержанность, мужество и справедливость. Достижение понятийного знания и истины выстраивалось им с помощью индукции, восхождения от частного к общему в процессе беседы.

Демокрит (ок. 470 – 370 гг. до н.э.).

Демокрит являлся представителем так называемого атомистического материализма, продолжая идеи ионийского философа Левкиппа.

Исходное положение его атомистического учения – тезис о существовании пустоты и атомов, образующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. Под атомами он понимал мельчайшие, невидимые глазу, материальные непроницаемые и неделимые частицы.

Исходя из атомистических принципов своей натурфилософии, Демокрит представил широкую космогоническую картину происхождения земного мира. Миры образуются вследствие столкновения атомов. Столкновение порождает их вихревое движение. В вихре они соединяются друг с другом и образуют большие скопления, принимающие форму шара.

Большая заслуга Демокрита состояла в признании им закономерности. Однако его понимание причинности было ограниченным, т.к. он отрицал случайность. Случайность – это только то, о чем люди еще не знают.

Понимание Демокритом бога расходилось с религиозно – мифологическим мировоззрением. По его мнению, боги – тоже создания природы, но более совершенные, чем люди. Они также состоят из атомов и в дела мира не вмешиваются.

Учение о человеке. Явления человеческой психики, сознания объясняются наличием особого рода атомов. Душа состоит из тонких атомов, круглых, мелких, подвижных, подобных атомам огня. Атомы души рассеяны по всей природе но в наибольшей степени находятся в человеческом теле. Здесь они составляют примерно половину всего организма, образуя его душу, рассеянную по всему телу. Смерть человека наступает в результате потери большого количества этих атомов.

Гносеология Демокрита основана на признании возможности познания внешнего мира, поскольку человек состоит из тех же атомов.Вещи испускают маленькие материальные образы – идеи.

Качества вещи Демокрит делил на два рода: 1) качества, реально присущие вещам (фигура, величина, неделимость, непроницаемость); 2) качества, присутствующие в представлениях (цвет, запах, звук).

 

Философские системы Платона, Аристотеля.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.).

Платон продолжил учение своего учителя Сократа Общие понятия он называл эйдосами, или иначе – идеи (общие понятия, виды).Онтология Платона. По его учению, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственно воспринимаемые вещинепрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Таким образом, у Платона – два мира, оторванных друг от друга. Мир идей – эйдосов вечен и неизменен, он обладает действительным реальным бытием.Мир же чувственных вещей изменчив, непостоянен, поэтому его существование иллюзорно.

состояние чувственных вещей Платон объясняет небытием(бытие – это мир идей), которое отождествляет с материей. Материя – «хора», некое пространство, бесформенное и неуловимое. вместе с идеями она создает физическую материю – вещи.

Центральная часть философии Платона – это учение об идеях – мире подлинного бытия. Идеальный мир есть сущее, которое неизменно. мир идей – это мир объективированных понятий. Число идей велико, но не бесконечно, они образуют систему, на вершине которой находится идея блага.

Учение о человекеПлатона вытекает из противопоставления идей и материи, т.е. вещей: тело смертно, душа бессмертна. Тело человека создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у тел космоса, и должны быть возвращены назад – космосу. Души состоят из трех частей: разумное начало души , аффективной и вожделяющей.

Гносеология. Далее Платон объясняет процесс познания. Оказавшись на земле, души забывают об идеальном мире. Начинает низшая – чувственная. Подлинное знание мира идей – сущностей доступно лишь разумной душе.

Исходя из своей позиции, Платон выделял следующие виды знания:

1. Знание совершенно достоверное – знание идей, получаемое до вселения душ в тело. Оно возникает через созерцание в мире идей, а после вселение в тело – через припоминание.

2. Знание чисел, близкое к достоверному, и основанных на них наук, помогающее знанию идей.

3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое знание вещей чувственного мира. Опирается на чувственные восприятия, в которых нет истины. Сюда же относится и воображение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...