Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.




Место философии в системе культуры. Особенности философского знания.

          Самая древняя форма человеческого знания – операциональное знание. Операциональное знание не знало резкого противопоставления субъекта и объекта, субъективного и объективного. Оно отвечало лишь на вопрос «как?», как должна быть осуществлена координация деятельности субъекта, раскрыть существенные связи явления оно оказывалось неспособным.

Последующее знание в истории человечества – онтологическое возникло как результат уплотнения операционального знания, в целях совершенствования его деятельности. Дело в том, что операциональное знание, при всей его действенности и практичной эффективности оно становится неэффективно, как в случае управления общей ситуацией так и неэффективным оно было в передаче информации, особенно – от поколения к поколению: необходимо было передавать большое количество информации, предусматривающей все случаи действия.

Онтологическое же знание как раз было эффективнее в этом отношении – оно, говоря не о конкретном действии, а об объекте действия, содержало в скрытом виде всю информацию и о конкретных действиях.

Мировоззрение это результат духовного освоения (осознания) мироздания с точки зрения взаимоотношения таких основных его частей как человек и природа.

Мировоззренческое знание выступает как совокупность идей, взглядов, представлений о мире и о месте в нем человека.

Объектом мировоззрения выступает мир в целом. Предметом же мировоззрения является взаимоотношение мира человека и мира природы. В этом смысле мировоззрение – это не простая совокупность знаний о мире. Центр внимания в мировоззрении – вопрос о соотношении мироздания как такового с его активной, целеполагающей частью – людьми.

Духовное освоение мира имеет два уровня, отсюда и два уровня мировоззрения.

1. Эмоционально-образный.

2. Логико-рассудочный.

На первом уровне, мир осознается человеком через перенесение на него качеств и форм человека и человеческого общества. На втором – человек осознает себя и свое общество, перенеся на себя свойства и законы природы. К мировоззрению первого типа относятся, например, мифологическое, религиозное, художественное и т. д.

Ко второму типу – философское, теологическое.

Основные различия между этими уровнями мировоззрения:

1. По степени расчлененности субъекта (S) и объекта (О) в знании. На первом уровне не проводилось резкого разграничения человека и мира: мир мыслился как продолжение человеческого «я», поэтому поиски причин явлений сводились к вопросам «кто» и «как».

На втором уровне, более высоком, человек переходит к раскрытию сущностных причин, отвечая на вопрос «почему», так как уже отделяет себя от мира, видя его качественную особенность;

2. По способу (форме) существования знания. Мифология, религия, искусство, обыденное знание складываются в форме чувственно-образного знания, а знание второго уровня – абстрактно – понятийное.

В мифологическом мировоззрении мир наделялся чертами человека (активность, целенаправленность, сознательность), причем, все проблемы осмыслялись на эмоционально – образном уровне. Формирование образов шло через ряд единичных, конкретных образов. Образ при этом понимался, безусловно (поэтому, согласно мифу, мир населялся богами, кентаврами и т.п.).

В религиозном мировоззрении к мифологическому пониманию добавляется преклонение перед образами на основе идеи о том, что человек своими действиями способен умилостивить природу (обряд, культ). Поэтому религия нацелена на осуществление некоторый системы действий, носящей культовый характер в отличие от утилитарно -–практического знания. Причем эта система действий опосредована произволом сверхъестественной личности.

В художественном мировоззрении образы, которыми человек наделяет природу, понимаются условно.

С развитием общества, практики появилась возможность и объективная необходимость в построении более строгого концептуального объяснения мира и жизни людей в целом.

Формируется рационально – философское знание, направленное на решение глобальных вопросов о происхождении мира (земли, звезд, солнца), человека и сознания, об отношении человека к природе и другим людям.

Философия, находящаяся на втором (логико - рассудочном) уровне, характеризуется:

1) рационализированностью и системностью, т. е. основана на доказательности, а не на вере и вымысле, опирается на четкие понятия и категории, внутренне едина;

2) осознанностью проблемы человека, как части проблемы структуры мира.

Сущность философии определяется, прежде всего, ее мировоззренческим характером, она заключается в размышлении над всеобщими проблемами в системе «мир – человек».

Философия – это концептуализированная система взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру.

Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом:

1. Как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

 

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

философия обладает мировоззренческимхарактером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы: «мир – человек», выражая его отношение к действительности. Человек понимается не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное в познании, в практике проявлять активное отношение к миру.

Этим философия отличается от других форм мировоззрения: она есть сущностное мировоззрение. Еще Аристотель в «Метафизике» отмечал, что философия – это «… наука исследующая первые начала и причины…».

Философия не просто констатирует наличие человека и мира, она раскрывает глубинные основы бытия, открывает мир в его наиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках.

Следовательно, обращение к всеобщему, познание всеобщего является важной чертой философского знания.

Еще одна особенность философского мировоззрения – рефлексивность. Философская рефлексия – это не просто осмысление, а осознание предельных (исходных) оснований той или иной культуры. Философия – умозрительна (оторвана от опыта, практики), поэтому рефлексия осуществляется над знаниями, а не над конкретными событиями и явлениями; это – осмысление субъектом собственного мировосприятия как целостности. Тем самым, рефлексия, философское мышление вскрывает исходные смыслы той или иной модели культуры, формирует социальную и личную ориентации человеческой деятельности, по праву занимая центральное место в системе мировоззрения.

Смысл же культуры выражается, прежде всего, в системе ценностей. По существу все многообразие окружения человека оценивается им с точки зрения различных критериев: добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого и т. д. Рефлексирующая способность философии позволяет ей выделить основополагающую систему ценностей- ориентаций и предпочтений человека той или иной культуры. В этом выражается аксиологическаячерта философского знания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...