Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Форма организации науки. Наука в системе культуры.




Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Наука и производство.

Наука как соц инс-т или форма обществ сознания, связанная с пр-вом научно-теоретич зн, яв-ся опр-ной с-мой взаимосвязей м/у научными орг-циями, членами науч сообщества, с-мой норм и ценностей. Н как соц инс-т включает в себя ученых с их зн, квалификацией и опытом, разделение и кооперацию науч труда, четко налаженную с-му науч информации, научные орг-ции и учреждения, науч школы и сообщества, экспер-ное и лабор-ное оборудование и др. Как социокульт феномен, Н всегда опирается на сложившиеся в об-ве культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деят-сть вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурно-технологическая ф-ция Н, связанная с обработкой и возделыванием человеч материала – субъекта познават деят-ти, включение его в познават процесс. Культурная сущность Н влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Основная задача Н - познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек. В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка Н., она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства. Функции науки: культурно-мировоззренчесская; непосредственная производственная сила; социальная сила. В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры. Различия традиционной и техногенной цивилизации носят радикальный характер. В культуре традиционных обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность.Для техногенной цивилизации ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры. Такое активное взаимодействиеоказывается столкновением, которое приводит к уничтожению многих культурных традиций, к гибели этих культур как самобытных целостностей.

 

Общие закономерности развития Н. Преемственность в развитии Н .Проблема традиций и новаций в Н.

Будучи детерминирована в конеч счете общественной практикой и ее потребностями, Н. вместе с тем развив-ся по своим собств-м закономерностям, т.е. обладает относит-й самостоятельностью и внутр логикой своего развития.Каждая более выс ступень в разв Н возн-т на основе предш-щей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предш-щих ступенях. Объективной основой преемственности в Н я-ся то реальное обстоят-тво, что в самой действит-ти имеет место поступат-е разв-е предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями. Воспроизведение реально развив-хся объектов, осуществляемое в процессе познания, также происх-т через диалектически отрицающие друг-друга теории, концепции и др формы знания. Каждый шаг Н подгот-ся предш-щим этапом и к-й ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя дост-я предшест-й эпохи, Н непрерывно движ-ся дальше. Однако это не есть механ-кое, пассивное заимствование полностью всего сод-я испол-х теорий, гипотез, м/дов иссл. Она объязательно вкл-ет в себя момент критич-о анализа и творческого преобразования. Преемственность представ-ет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Процесс преемст-ти в Н м.б. выражен в терминах «традиция» и «новация».

Новация –это все то, возникло впервые, чего не было раньше. Хар-ный пр-р новаций-науч откр-я, фундамент-е, «сумашедшие» идеи и концепции-квантовая механика, теория относит-ти и т.п. Формируя нов науч идеи, мы должны пров-ть старые идеи и теории, ибо это – единств-е ср-во понять знач-сть нов идей и lim-ы их справедл-ти.

Традиции в науке-знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающ-ся послед-им поколениям и сохр-щиеся в конкр-х науч сообществах, направлениях, отдельных науках и науч дисциплинах. Множественность традиций дает возм-ть выбора нов поколениям иссл-лей тех или иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными(что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций корениться в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых усл-х. Новации вырастают из традиций, все положит-е и ценное,что было в трад-х, в «снятом виде» остается в новациях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...