Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука как система знаний, как процесс генерации нового знания, как социальный институт.




Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Характерное для нового времени интенсивное развитие производительных сил вызвало бурный расцвет науки, особенно естествознания (пр. вс. механики). Отражая мир в его материальности, наука создает единую взаимосвязанную, и развивающуюся систему знания о его законах. Наука разделяется на множество частных наук, которые различаются между собой тем, какую форму движения материи они изучают.

Наука понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же, как соц. институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности. Именно деятельностное понимание науки, особо отмечал В. И. Вернадский: «Ее [науку] содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей».

Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий научный элемент и основная ценность науки.

Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т. д.

Наука, как соц. институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что она является институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, - результат недавнего развития.

В настоящее время наука предстает пр. вс. как социально-культурный феномен. Наука зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в соц. контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социально-культурный феномен. Наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социально-культурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ «К.». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента посл.ей в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.

Наука, понимаемая как социально-культурный феномен, не может развиваться вне освоения знания, ставшее общественным достоянием и хранящееся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: пр-ма интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, пр-мы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Как социально-культурный феномен, Н. включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные.

Наука, как соц. институт включает в себя пр. вс. ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации: научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. В современных условиях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления науки и ее развитием.

Наука была и остается пр. вс. средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки, как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Т.о., основной, конституирующей само здание науки является функция производства и воспроизводства истинного знания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...