Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков).Стр 1 из 54Следующая ⇒
Раздел 1. Предмет и задачи психиатрии. Понятие о психическом здоровье. Психиатрия (греч. psyhe – душа, iatrea – лечение) – клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств. Предмет психиатрии - психическое здоровье человека. Задачи психиатрии: Психическое здоровье (психическая норма) - понятие неоднозначное в связи с отсутствием его объективных критериев, в психиатрии оно носит договорной характер. Основные подходы к определению психического здоровья: 1) среднестатистические закономерности: норма - то, что характерно для большинства индивидов 2) психическое здоровье - наличие способности человека хорошо адаптироваться к среде (прежде всего социальной) и состояние психического, психологического и социального благополучия. 3) утилитарная точка зрения врача: психическое здоровье - отсутствие болезни, т.е. когда по действующим диагностическим критериям не удается установить диагноз какого-либо расстройства По мнению Всемирной федерации психического здоровья оно определяется: 1) тем, что чувствует человек по отношению к самому себе 2) тем, что чувствует человек в отношении других людей 3) тем, как человек способен справляться с требованиями повседневной жизни Поэтому для психически здорового человека характерно: а) ощущение того, что он способен справиться со значительным большинством трудностей и ситуаций повседневной жизни б) способность получать удовольствие от повседневной реальности в) близкое к действительности представление о своих возможностях, готовность принимать собственные недостатки и посмеяться над собой г) наличие длительных личных взаимоотношений с другими людьми, доставляющих человеку удовлетворение д) способность принимать и нести ответственность, планировать свое будущее, не испытывая страха перед ним и т.д. Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе. Исторические периоды развития психиатрии в мире и Западной Европе: А) донаучный период (до 5 в. до н.э.) - накопление наблюдений в мифах, поэзии - объяснение психических расстройств с примитивно-теологических позиций - описание отдельных болезней в виде разрозненных фактов и наблюдений (эпилепсия, депрессия у царя Саула, Навуходоносора) Б) греко-римский период - отход от теологической медицины - душевные болезни рассматриваются как явления естественного порядка - учение Гиппократа о темпераменте - первые больницы для душевнобольных в Византии (конец 3 в. н.э.) В) период Средневековья - регресс человеческой мысли на стадии донаучного мировоззрения с мистикой, схоластикой - процессы ведьм, пытки, сжигание на кострах - бедлам в Ирландии (16-18 вв.) - первые попытки общественной организации психиатрической помощи; ограждение здоровой части населения от опасных душевнобольных Г) период Возрождения - Филипп Пинель (см. вопрос 3) - Эскироль Жан Этьен: ученик Пинеля, создатель социальной психологии; ввел в психиатрию понятие ремиссий и интермиссий; расширил классификацию психических болезней; разрабатывал вопросы содержания психиатрических больных - Джон Конолли (см. вопрос 3) Д) 19-20 вв. - Эмиль Креппелин (см. вопрос 4) - Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр; создатель теории психоанализа; исследовал клинику истерии; труды: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни». - Альцгеймер – немецкий психиатр, невролог, нейроморфолог. В 1906 г. описал форму пресенильной деменции, названной его именем. Один из создателей психопатологии психозов. 1939 г. – Гитлером подписан декрет об эвтаназии 1946 г. – Конгресс США принял Национальный закон о психическом здоровье 1948 г. – ВОЗ опубликовала МКБ-1 1961 г. – создание Всемирной психиатрической ассоциации 1962 г. – М.Фуко возглавил антипсихиатрическое движение (психических заболеваний нет; есть люди со своим взглядом на мир) 1963 г. – Карлссон разработал дофаминовую теорию шизофрении Наиболее значимые терапевтические стратегии: - маляриотерапия - инсулинотерапия (1932) - кардиазоловая судорожная терапия (1934) - электросудорожная терапия (1938) - введение в практику хлорпромазина (1952 г., начало психофармакологии) Этапы развития психиатрии в России: I. Монастырский (11 век – 1775 г.) II. Приказной (1776 – 1862) – строительство психиатрических больниц (1776 г. – в Нижнем Новгороде, 1803 г. – Преображенская в Москве, 1832 г. – «больница всех скорбящих» в Петербурге) III. Земский (1862-1917) - М.Балинский (вопрос 3) - С. Корсаков (вопрос 3) - В. Кандинский (вопрос 4) - В. Бехтерев (вопрос 4) Развитие психиатрии в Беларуси: Более 200 лет назад – 1-ая психиатрическая больница в Печорском монастыре в Могилеве Конец 19 в. – «дома скорбящих» 1834 г. – психиатрическая клиника на территории городской больницы в Минске 1903 г. – в Новой Вилейке межгубернская окружная больница. 1932 – 1937 г.г. – снятие решеток с окон, ликвидация изоляторов, создание лабораторий, введение инсулинотерапии, судорожной, серо-, маляро-, физиотерапии. 1974 г. – преподавание детской психиатрии в МГМИ. 2005 г. – открытие кафедры детской психиатрии и психотерапии БелМАПО. 1995 г. – закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании 2002 г. – окончательный переход на МКБ-10 Развитие концепции нестеснения в психиатрии (Ф.Пиннель, Д. Конолли, М.И.Балинский, С.Корсаков). Переломным этапом в отношении к психически больным и их содержанию была реформа, проведенная французским психиатром Филиппом Пинелем в 1793 г., в результате которой с психически больных были сняты цепи и стали применяться некоторые методы лечения (кровопускания, насильственные ванны и души). Освобождение больных от цепей положило начало новому этапу в психиатрии — введению системы нестеснения или точнее несвязывания психически больных. Однако, это не значит, что всех больных сразу освободили от всех мер стеснения. На протяжении многих лет (а в некоторых странах и до сих пор) применялись так называемые «смирительные рубашки» (специальные рубахи с очень длинными рукавами, завязывающимися вокруг туловища) и даже небольшие цепи, которыми приковывали больных к скамейке, кровати. В 1775 г. Пинель возглавил кафедру психиатрии, являлся членом французской академии. Джон Конолли – английский психиатр, в Англии разработал мероприятия по организации психиатрических лечебниц, создав на практике «систему нестеснения». Работы посвящены лечению психиатрических больных без механического стеснения. С.Корсаковактивно внедрял систему нестеснения в России. Описал болезнь и синдром Корсакова. Создал клиническую школу психиатров, разработал классификацию психиатрических расстройств. Основатель «Журнала невропатологии и психиатрии». М. Балинский с 1857 г. – заведующий первой в России кафедры психиатрии при медико-хирургической академии в Петербурге. В 1859 г. издал первые в России клинические лекции по психиатрии. Ввел понятия «кристаллизация бреда» и «навязчивые идеи». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |