Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическая партия: понятие, классификация. Партийные системы: понятие, классификация




Политическая партия –это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

 

Классификация политических партий:

1. По организационной структуре:а) организационно оформленные (члены партии получают билеты и платят взносы); б) организационно неоформленные (нет официального членства; чтобы считаться членом партии, достаточно, чтобы за тебя проголосовал комитет этой партии).

2. По характеру доктрин: а) революционные; б) реформаторские;      в)консервативные; г) реакционные.

3.  По месту и роли партий в политической системе: а) государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления); б) авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой); в) парламентские (действующие в конкурентных политических системах.

4.  По критерию организационной структуры: а) централизованные; б)децентрализованные; в) кадровые; г) массовые; д) партии с формально определёнными принципами членства; е) партии со свободным членством.

5. По виду партийного руководства: а) коллективного руководства; б)коллективного руководства с отчётливо выраженным верховенством лидера; в) личностного руководства; г) харизматического руководства; д) консенсуального руководства.

Партийная система –это совокупность всех политических партий, действующих в данном государстве, их взаимоотношения друг с другом.

Три типа партийных систем:

1. буржуазно-демократическая– в обществе идёт легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил. Состоит из следующих видов партийных коалиций: а)многопартийная коалиция (ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства); б) двухпартийная коалиция (имеются 2 сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия); в) модифицированная двухпартийная коалиция (ни одна из 2-х основных партий не собирает абсолютного большинства, и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями); г) двухблоковая коалиция (за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков, не играют существенной роли); д) коалиция доминирования (одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода); е) коалиция кооперирования (наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти);

2. социалистическая (фашистская) –существует только одна легальная партия, которая руководит государством на всех уровнях государственного аппарата; возникновение такой системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления;

3. авторитарная – промежуточный тип правления; доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти; допускается наличие других партий.

Административно-территориальное устройство. Муниципальные образования и органы местного самоуправления на примере РФ.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (деление) -разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов.

Правовой статус административно-территориальных образований в унитарных государствах.

· Правовой статус административно-территориальных образований в унитарных государствах определяется центральной властью. Она же определяет на какие административно-территориальные единицы делиться государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство.

· Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

· Вся территория унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

· Для унитарного государства характерной является единая система права.

· В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны.

· В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

 (Пример: Франция, Испания, Норвегия, Румыния и др.)

 

Правовой статус административно-территориальных образований в федеративных государствах.

· В отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Степень суверенности может быть разной.

· Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства.

· В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции.

· Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему.

· В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации.

(Пример: Россия, США, Германия, Австрия и др.)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...