Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правопорядок: понятие, основные черты, функции. Правовой порядок и общественный порядок.




 

Правопорядок - это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении, также правопорядок - порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового  регулирования - реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

 Выделяют следующие основные черты правопорядка:

1. Правопорядок - есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2.Правопорядок - это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, 4. Правопорядок является итогом правового регулирования.

5. Правопорядок  обеспечивается государством.

Функции правопорядка обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся следующие функции:

1. функция упорядочения внешних связей и стабилизации общественных отношений. Испытывая влияние внешней среды — экономических, политических, социальных и иных факторов, правопорядок, в свою очередь, способствует упорядочению и стабилизации всех важнейших связей и отношений с окружающей общественной средой;

2. функция определенности и стабильности внутренних связей и отношений (между составными элементами правопорядка). Эта функция характеризует автономное «бытие» системы правопорядка, обособляет качественную определённость его как целого во внутреннем взаимодействии собственных составных частей. Благодаря этой функции постигается специфика правопорядка, его сущностные признаки как правового состояния системы общественных отношений;

3. функция защиты и совершенствования правопорядка, котораявыражается в его устойчивости и противостоянии к внешним воздействиям разрушающего характера (правовой нигилизм, волюнтаризм, правонарушения, злоупотребление правом и др.), сохранении и развитии собственной качественной определенности, открытости влиянию укрепляющего характера (развитие демократии, совершенствование законов, упрочение законности, улучшение деятельности судебной системы, правоохранительных органов и др.). Единственным средством выживания и развития правопорядка является его совершенствование.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления -  общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой -  состояние общественного порядка обусловливает во многом характер  правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает юридическую ответственность за хулиганство, которое определяется как  грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок - цель и результат правового регулирования, важнейшее юридическое и политическое явление, состояние которого оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь.

 

Вопрос

 Понятия и основные признаки государтсва

 

Государство - суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все населения в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

 

Территория – пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория ограничивается государственной границей – территория государства является не географической единицей, а политико-правовой категорией. Принцип государственной целостности (неприкосновенности границ) – один из устоев современного международного права.

 

Структура территории складывается из следующих элементов:

 

Сухопутная часть (материковая поверхность, острова и анклавы – часть государства, окруженная со всех сторон территорией других государств и не имеющая выходов к морю)

 

Водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а т.ж. морские воды, омывающие его побережье.

 

Подземная территория, а именно недра, расположенные под сухопутной и водной частью государства.

 

Воздушная территория – атмосфера над сухопутной и водной частью государства.

 

Иные объекты – морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, подводные и телеграфные кабели, трубопроводы, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

 

Не относятся к территории никакого государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и др. небесные тела, а также материк – Антарктида.

 

Население – совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством (подданством). Проживания на одной территории недостаточно, чтобы включить индивида в состав населения государства. Требуется особое, устойчивое правоотношение между человеком и государством, включающее взаимные права, обязанности и ответственность. Такое правоотношение называется гражданством. Гражданином становятся – по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства, по ходатайству на имя высшего должностного лица государства, в результате территориальных изменений между государствами.

 

Государственный аппарат – государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющее власть на все население и на всю территорию государства. Государство – политически организованное общество.

 

Власть – способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в т.ч. и принудительно. Реализует публичную власть государственный аппарат, который представляют чиновники, которые не участвуют в производстве материальных и нематериальных благ. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц – правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

 

Суверенитет – неограниченный, самодержавный, абсолютный. Внутренний и внешний.

 

Внутренний – верховенство государственной власти внутри страны

 

Внешний – независимость государства в международных отношениях.

 

Суверенитет – главное свойство, отличающее государство от иных организаций.

 

Денежная система – включает в себя различные элементы финансовой системы – национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии (выпуск новых денег в обращение) и денежного обращения.

 

Налоги – посредством налогов государство формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионный) – централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, т.е. в интересах всего общества. О налогах не договариваются, налог – обязательный взнос в бюджет, установленный государством в одностороннем порядке. Налоги принудительны. Налоги расходуются – социальные выплаты(пособия, пенсии, стипендии), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование нематериального производства (наука, культура, медицина, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство.

 

Национальное законодательство – система правил поведения общего характера, установленных и санкционированных государством. Посредством них государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

 

Государственная символика – включает официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды.

 

 

Вопрос










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...