Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Применение права как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Стадии правоприменительной деятельности.




Особой специфической формой реализации права является применение.

Правоприменение представляет собой государственно-властный способ организации норм права. С этим связана социально-политическая и юридическая характеристика правоприменения.

Специфика правового регулирования состоит в том, что воздействие на общественные отношения связано с установлением юридических прав и обязанностей их частников, а также с использованием данных прав и выполнением обязанностей. Применение права продолжает нормативное регулирование, заданное правотворчеством с помощью норм права, дополняя его индивидуальным регламентированием, выражающимся в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке, конкретизации их субъективных прав и юридических обязанностей. Поэтому применение права можно считать вторым (после правотворчества) средством регулирования. Если правотворчество являлось нормативным, то правоприменение – индивидуально-определенным, персонифицированным.

В результате применения права происходит конкретизации правовых норм. Наряду с правотворчеством правоприменение является разновидностью правовой формы государственного правления – юридического способа внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемых лиц. Поэтому правоприменительная форма управления предполагает соблюдение ряда правовых требований, предъявляемых к субъектам управления, процедуре управленческой деятельности, содержанию управленческих решений, исполнению принятых решений. Она вносит законность как в само управление, так и в управляемую деятельность, придает управлению официальный характер.

Правоприменение отличается от других форм реализации права тем, что здесь немыслимо бездействие (т.е. пассивное поведение).

Правоприминение носит произвольный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других.

Правоприменение – это властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань правовой системы включаются новые элементы – индивидуальные предписания.

Среди обстоятельств, вызывающих правоприменение, есть такие, которые связаны с возникновением правоотношений (например, при возникновении прав и обязанностей по пенсиям). Но в большинстве случаев обстоятельства, предопределяющие применения права, выражают главную его особенность – необходимость государственно – властной обеспечительной деятельности в процессе правового регулирования. А эти обстоятельства таковы по своему характеру, что требуют использования в процессе правового регулирования государственного принуждения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за этим процессом.

Правоприменением занимаются различные органы государства и уполномоченные им организации. Правоприменительная деятельность реализуется посредством следующих способов: организационно – распорядительного, правосудия, общественно – юрисдикционного, административно – юрисдикционного, следственного, контрольно – надзорного и других. В порядке исключения правоприменительная деятельность может осуществляться негосударственным органом, например третейским судом. Такое делегированное правоприменение осуществляется на основании законодательства под контролем органов государственной власти.

В зависимости от степени жесткости правовой регламентации деятельность органов управления и установленной законом свободы правоприменителя в выборе того или иного варианта решения различают следующие разновидности организационно-распорядительного правоприменения: стандартное и ситуационное.

 Правоприменительная деятельность представляет собой определенную последовательность действий.

Выделяют следующие стадии правоприменительной деятельности:

- анализ фактических обстоятельств дела, с которым связано применение диспозиции или санкции правовой нормы;

- выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношений или для оценки поведения в случае применения санкции;

- уяснение смысла и содержания нормы права;

- разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом;

- применение акта применения права.

Ответ на вопрос №22 к государственному экзамену по дисциплине

«Теория права и государства»

Пробелы в праве. Способы их восполнения и преодоления. Коллизии правовых норм: понятие, способы преодоления. Коллизионные нормы: понятие и основные виды.

Пробелы в праве.

В силу того, что ни один законодатель в процессе выражения права в форме законодательства не в состоянии учесть все многообразие жизненных ситуаций, все те нестандартные случаи, которые могут возникнуть в жизни и потребовать правового реагирования и вмешательства государственных органов в их разрешение, в практике правоприменения может возникнуть (и возникает) ситуация, когда в законодательстве отсутствует норма, в соответствии с которой следовало бы разрешить данное дело.

В таких случаях принято говорить о пробеле в праве (законодательстве).

Под пробелом в правепринято понимать отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового урегулирования.

Можно выделить следующие причины возникновения пробелов в праве:

1) В силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования;

2) В результате недостатков юридической техники;

3) Вследствие постоянного развития общественных отношений.

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие новой нормы или группы норм права. Однако процесс нормотворчества является слишком долгим и не дает возможности быстро устранить возникающие пробелы и разрешить возникший вопрос. В то же время государственные органы не имеют возможности отказаться принимать решение по конкретному делу ввиду неполноты законодательства или отложить принятие решения по делу до принятия соответствующей нормы.

Для преодоления пробелов в праве существует институт аналогий, предлагающий два метода их преодоления: аналогии закона и аналогии права.

Аналогия права применяется в случае, когда в действующем законодательстве отсутствует правовая норма, регулирующая рассматриваемые правоотношения, но имеется другая норма, регулирующая сходные правоотношения, на которую и опирается государтвенный орган при разрешении возникшего вопроса.

Аналогия права применяется в том случае, когда в действующем законодательстве отсутствует также и норма, регулирующая сходные правоотношения. В таком случае дело разрешается на основе общих принципов права. Речь идет, прежде всего, о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах.

Следует помнить, что применяя аналогию в праве правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает. Устранить пробел в праве может только уполномоченный законодательный орган в процессе нормотворчества.

Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законе, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена (ст.6 ГК РФ, ч.4 ст.1 ГПК РФ).

 

Коллизии в праве.

Под коллизиями правовых норм понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные правоотношения. В литературе также встречается более широкое понятие – юридические коллизии, которое включает в себя помимо коллизий правовых норм, также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Наиболее распространенными способами разрешения коллизий в праве являются следующие:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие акты;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

10) международные процедуры устранения конфликтов;

11) коллизионные нормы.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства); т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий.

Помимо этого Конституция РФ предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и Федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом. Данное положение также является способом преодоления коллизий в праве.

 

Коллизионные нормы.

Коллизионные нормы – это правила, определяющие порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу. Коллизионные нормы также являются одним из основных способов преодоления коллизий правовых норм.

Коллизионные нормы закреплены в Конституции РФ (ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 90, ч. ч. 1 и 2 ст. 115, ч. 2 ст. 120) и Федеральных законах. Например, в ч.5 ст.3 Гражданского Кодекса РФ установлено, что в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Гражданскому Кодексу или иному закону, применяется Гражданский Кодекс или соответствующий закон.

Наибольшее применение коллизионные нормы получили в международном частном праве, где трактуются, как правила определения права, применимого для регулирования отношения, осложненного иностранным элементом. Совокупность таких норм называют конфликтным или коллизионным правом, применимым к международному частному праву.

Виды коллизионных норм:

А) По форме коллизионной привязки:

1. Двусторонние коллизионные нормы — это обычный и наиболее распространенный инструмент урегулирования коллизионных вопросов. В данном случае в привязке не указывается право конкретного государства, подлежащее применению, а формулируется общий принцип, используя который можно его определить. Поэтому привязку двусторонней коллизионной нормы еще называют "формулой прикрепления". В качестве примера здесь можно привести ч. 1. ст. 1205 ГК РФ, которая устанавливает, что «право собственности на имущество определяется по праву страны, где это имущество находится».

2. Односторонние коллизионные нормы - в привязке прямо указывается право конкретного государства, подлежащее применению. Как правило, это всегда право страны происхождения соответствующей коллизионной нормы. Например, п. 2 ст. 1213 ГК РФ 2001г. определяет, что «к договорам в отношении находящихся на территории РФ земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и иного недвижимого имущества применяется российское право». Нетрудно заметить, что в данном случае регулирование отношений, определяемых объемом коллизионной нормы, жестко подчинено российскому праву.

Б) По способу регулирования:

1. Императивные коллизионные нормы содержат категорические предписания, касающиеся выбора права, которые не могут быть изменены по усмотрению сторон. В качестве примера здесь можно привести положения п. 4 ст. 156 Семейного кодекса РФ: «Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства». Объем императивных коллизионных норм, как правило, составляют правовые отношения необязательственного характера.

2. Диспозитивные коллизионные нормы - устанавливают общее правило о выборе применимого права, но при этом предоставляют сторонам возможность отказаться от него и заменить другим. В отличие от императивных диспозитивные коллизионные нормы преимущественно применяются в сфере обязательственных взаимоотношений сторон. Примером практического воплощения диспозитивной нормы в законодательстве нашей страны может служить ст. 1222 ГК РФ, которая устанавливает, что «к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа закона».

3. Альтернативные (кумулятивные) коллизионные нормы – они предусматривают несколько правил выбора применимого права по одному объему, оговаривая при этом, как правило, определенную последовательность их использования. Так п.1. ст. 1209 ГК РФ указывает, что «форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако, сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права».

В) В зависимости от степени нормативной конкретизации в МЧП выделяются генеральные и субсидиарные коллизионные нормы. Первые формируют наиболее общее правило выбора права, предназначенное для преимущественного применения. Характерной особенностью вторых является определение одного или нескольких правил выбора применимого права, тесно связанных с главным. Субсидиарная норма используется тогда, когда норма генеральная по какой-либо причине не может быть применена или оказывается недостаточной для установления компетентного правопорядка

 

 

Виды толкования права.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...