Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Классификация норм права: критерии, основные  виды норм права.




 

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям.

Классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:

• определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;

• уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

• определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;

• совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

 

Нормы права подразделяются на виды по самым разным критериям:

I. По функциональной роли:

1. исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно.

К данной группе правовых норм относятся следующие их виды:

- нормы-начала;

- нормы-принципы;

- определительно-установочные нормы — данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования;

- нормы-дефиниции — данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий;

2. нормы — правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования.

II. В зависимости от функций права нормы подразделяются на следующие виды:

1. Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

2. охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

III. Также выделяют специализированные нормы права — это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений.

К специализированным нормам относятся:

- общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.  

- дефинитивные - содержат определения юридических понятий;

- декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;

- оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.

- коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

IV. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права:

-гражданского;

- уголовного;

- административного;

- гражданско-процессуального;

- уголовно-процессуального;

- трудового и др.

 В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды:

- материальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования);

- процессуальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования).

V. По степени категоричности (или по форме предписания):

1. императивные правовые нормы — это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний;

2. диспозитивные правовые нормы — данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения;

VI. По методу правового регулирования:

1. поощрительные правовые нормы — это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений;

2. рекомендательные — данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений.

VII. По юридической силе:

1. правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

- федеральные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах;

- региональные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

2. подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды:

- федеральные правовые нормы — это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

- региональные правовые нормы — это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

VIII. По сфере действия:

1. правовые нормы общего действия — это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия;

2. нормы ограниченного действия — это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации;

3. локальные правовые нормы — это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений.

IX. По степени определенности следует различать:

- бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил;

- отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

X. По кругу лиц (сфере действия):

1. общие - распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе)

2. специальные - распространяются на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

XI. По времени действия:

- постоянные - действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены

- временные нормы – действуют в пределах определённого промежутка времени.

XII. По сфере действия:

- общие нормы, распространяются на всю территорию государства

- местные, действуют в отдельных территориальных единицах.

XIII. В зависимости от особенностей структурных элементов:

1. гипотезы подразделяются:

в зависимости от количества условий

- простая гипотеза

- сложная гипотеза

в зависимости от формы выражения:

- абстрактная гипотеза

- казуистическая гипотеза

2. по форме выражения диспозиции или по характеру изложения в нормативно-правовом акте,  все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

- управомочивающие;

- обязывающие;

- запрещающие правовые нормы;

3. по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

- абсолютно-определенные,

- относительно-определенные,

- альтернативные.

 

Вопрос

 Актуальные проблемы теории государства и права.                  

                 Систематизация законов: понятие, виды.

Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы, всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства.

Систематизация законодательства обеспечивает удобства при реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:

    1. учет нормативных актов - сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного суда РФ.
    2. инкорпорация законодательства- подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов. Это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).
      Инкорпорация представляет собой в принципе постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.
      Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

    3. консолидация законодательства - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу. Это своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство

кодификация законодательства - подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания. это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойство кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.





Вопрос №17.

Правоотношение: понятие, основные признаки, классификация.

 

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Признаки правоотношений:

1) это общественное отношение, которое представляет собой конкретную двустороннюю связь между социальными субъектами;

2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля участников (как минимум с одной стороны);

5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

 

Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:

1) в зависимости от предмета правого регулирования (отраслевого признака) правоотношения подразделяются на конституционные, , административные, уголовные, гражданские и т. п.;

2) в зависимости от характера – на материальные (финансовые, трудовые и т. д.). и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.).;

3) в зависимости от функциональной роли – на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности);

4) в зависимости от природы юридической обязанности – на пассивные, связанные с осуществление запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности), и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа);

5) в зависимости от состава участников – на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношения отбывания уголовного наказания);

6) в зависимости от продолжительности действия – на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);

7) в зависимости от степени определенности сторон – на относительные, абсолютные и общие.

 В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты – покупатель и продавец, истец и ответчик).

В абсолютных правоотношениях точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица – все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения).

Что касается общих (или общерегулятивных) правоотношений, то этот вопрос дискуссионный.

 

Вопрос № 18.

Состав правоотношения: характеристика основных элементов.

В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность.

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей.

Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Субъектам правоотношения присущи правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правосубъектность.

Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем.

Правоспособность неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, "отобрать", "отнять" ее у него или ограничить; не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств; в непередаваема, ее нельзя делегировать другим; по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки; абстрактна.

Правоспособность - непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию. Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована.

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права.

Специальная правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания.

Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лицаъ. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

 Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители - родители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ).

Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная, как уже говорилось, наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью – эмансипация.

Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность.

Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

Общим объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения.

Виды объектов правоотношений:

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности)

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека).

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты.

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.).

Правовое отношение имеет юридическое содержание.

Юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность - как вид и мера должного или требуемого поведения.

В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость.

Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц.

Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием.

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

 

Вопрос










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...