Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос. Классификация норм права: критерии, основные виды норм права.
Правильность и полнота классификации зависят прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям. Классификация правовых норм позволяет производить следующие действия: • определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве; • уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; • определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; • совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Нормы права подразделяются на виды по самым разным критериям: I. По функциональной роли: 1. исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно. К данной группе правовых норм относятся следующие их виды: - нормы-начала; - нормы-принципы; - определительно-установочные нормы — данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования; - нормы-дефиниции — данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий; 2. нормы — правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования. II. В зависимости от функций права нормы подразделяются на следующие виды: 1. Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей. 2. охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав. III. Также выделяют специализированные нормы права — это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений. К специализированным нормам относятся: - общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. - дефинитивные - содержат определения юридических понятий; - декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи; - оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д. - коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае. IV. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права: -гражданского; - уголовного; - административного; - гражданско-процессуального; - уголовно-процессуального; - трудового и др. В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды: - материальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования); - процессуальные нормы права — данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования). V. По степени категоричности (или по форме предписания): 1. императивные правовые нормы — это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний; 2. диспозитивные правовые нормы — данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения; VI. По методу правового регулирования: 1. поощрительные правовые нормы — это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений; 2. рекомендательные — данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений. VII. По юридической силе: 1. правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды: - федеральные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах; - региональные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации. 2. подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды: - федеральные правовые нормы — это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти; - региональные правовые нормы — это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. VIII. По сфере действия: 1. правовые нормы общего действия — это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия; 2. нормы ограниченного действия — это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации; 3. локальные правовые нормы — это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений. IX. По степени определенности следует различать: - бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил; - отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия. X. По кругу лиц (сфере действия): 1. общие - распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе) 2. специальные - распространяются на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.) XI. По времени действия: - постоянные - действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены - временные нормы – действуют в пределах определённого промежутка времени. XII. По сфере действия: - общие нормы, распространяются на всю территорию государства - местные, действуют в отдельных территориальных единицах. XIII. В зависимости от особенностей структурных элементов: 1. гипотезы подразделяются: в зависимости от количества условий - простая гипотеза - сложная гипотеза в зависимости от формы выражения: - абстрактная гипотеза - казуистическая гипотеза 2. по форме выражения диспозиции или по характеру изложения в нормативно-правовом акте, все юридические нормы подразделяются на следующие виды: - управомочивающие; - обязывающие; - запрещающие правовые нормы; 3. по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды: - абсолютно-определенные, - относительно-определенные, - альтернативные.
Вопрос Актуальные проблемы теории государства и права. Систематизация законов: понятие, виды. Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы, всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Систематизация законодательства обеспечивает удобства при реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:
кодификация законодательства - подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания. это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойство кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества. Вопрос №17. Правоотношение: понятие, основные признаки, классификация.
Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой конкретную двустороннюю связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля участников (как минимум с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).
Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям: 1) в зависимости от предмета правого регулирования (отраслевого признака) правоотношения подразделяются на конституционные, , административные, уголовные, гражданские и т. п.; 2) в зависимости от характера – на материальные (финансовые, трудовые и т. д.). и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.).; 3) в зависимости от функциональной роли – на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности – на пассивные, связанные с осуществление запретов, пассивных обязанностей (правоотношения собственности), и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий (правоотношения займа); 5) в зависимости от состава участников – на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношения отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия – на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон – на относительные, абсолютные и общие. В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты – покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных правоотношениях точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица – все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения). Что касается общих (или общерегулятивных) правоотношений, то этот вопрос дискуссионный.
Вопрос № 18. Состав правоотношения: характеристика основных элементов. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность. Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды). Субъектам правоотношения присущи правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правосубъектность. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособность неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, "отобрать", "отнять" ее у него или ограничить; не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств; в непередаваема, ее нельзя делегировать другим; по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки; абстрактна. Правоспособность - непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию. Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством. Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Специальная правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания. Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лицаъ. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители - родители, опекуны, попечители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ). Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная, как уже говорилось, наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью – эмансипация. Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность. Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. Общим объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения. Виды объектов правоотношений: 1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности) 2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). 3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. 4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда). 5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Правовое отношение имеет юридическое содержание. Юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения. Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность - как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость. Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента: 1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия; 2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; 3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); 4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием. Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента: 1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них; 2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.
Вопрос |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |