Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ эффективности работы по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
После реализации программы была проведена повторная диагностика. Сравнивались показатели испытуемых контрольной группы и экспериментальной группы с целью изучения эффективности использования познавательных игр при развитии познавательной активности старших дошкольников. Показатели испытуемых контрольной группы: Уровень сформированности самостоятельности и инициативности (методика 3) а) высокий уровень наблюдается у 4 х детей. б) средний уровень – у 5 х детей. в) низкий уровень выявлен у 2 х дошкольников. Наличие познавательной потребности (методика 2,4): а) высокий уровень наблюдается у 5 ти детей. б) средний уровень у 5 тидошкольников. в) низкий уровень выявлен у 1 горебёнка. Любознательность (методика 1): 1) высокий уровень выявлен у 3х человек. 2) средний уровень наблюдается у 6 ти детей. 3) низкий уровень - у 2 х детей. Показатели испытуемых эксперементальной группы: Уровень сформированности самостоятельности и инициативности а) высокий уровень наблюдается у 7 х детей. б) средний уровень – у 3 х детей. в) низкий уровень выявлен у 1 х дошкольников. Наличие познавательной потребности (методика 2,4): а) высокий уровень наблюдается у 6 ти детей. б) средний уровень у 4 х дошкольников. в) низкий уровень выявлен у 1 го ребёнка. Любознательность (методика 1): 1) высокий уровень выявлен у 6 ти человек. 2) средний уровень наблюдается у 3 х детей. 3) низкий уровень - у 2 х детей. в) низкий уровень выявлен у 1 го ребёнка.
Критерии оценки уровня познавательной акивности после проведения эксперемента в двух группах представлены на рисунке 3.1 Рис. 3.1
Критерии оценки уровня познавательной акивности в констатирующей группе представлены на рисунке 3.2
Рис. 3.2 Критерии оценки уровня познавательной акивности в эксперементальной группе представлены на рисунке 3. Сравнивая диаграммы до проведения эксперемента и после, мы видим, что после включения в педагогический процесс познавательных игр повысился уровень сформированности познавательной активности, изменился показатель наличия познавательной потребности, возросла самостоятельность и инициативность. Так как это критерии познавательной активности, то мы можем сделать вывод, что повысился и сам уровень познавательной активности. Таким образом, гипотеза доказана. При реализации программы были созданы следующие психолого-педагогические условия, такие как: учет индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников; предоставление детям самостоятельности в поиске решений, развитие инициативы; проведение занятий с помощью познавательных игр; включение в занятия разных видов интеллектуальной активности, постепенное усложнение материала; использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей различные затруднения.
Заключение Ознакомившись и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме: «Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр» можно сделать вывод, что эта тема актуальна в настоящее время, ак как уровень познавательной активности снижается, но на уровень познавательной активности, на ее развитие можно влиять, например, как мы уже выяснили в данной работе, с помощью познавательных игр. На сегодняшний день важнейшая задача психологов, педагогов, родителей сформировать у детей познавательную активность, так как от нее зависит дальнейшая жизнь ребёнка, его успехи в обучении и воспитании, его творческий потенциал. Познавательная активность – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием субъективных и объективных факторов. К объективным факторам относятся: личность педагога, приемы и методы обучения, окружающие условия. К субъективным то что зависит от самого ребёнка:воля, любознательность, усидчивость, мотивация и т.д. Познавательной активности необходим постоянный рост. Способы передачи знаний от взрослого к ребёнку могут быть самыми различными, а средства должны быть как можно более простыми, но увлекательными.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г.) // "Российская газета", №6241(265), 25.11.2013 2. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Абдрахманова // Вестник ТГПУ – 2015. - №3. - 38-41 с. 3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. / Э. А. Баранова - СПб.: Речь, 2005. - 128с. 4. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю.Березина //Теория и практика общественного развития – 2013. - № 8 5. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова - Екатеринбург, 2000. – 396 с. 6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.-Воронеж, 1995. - 520 с. 7. Вахитова, Г. Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности. / Г. Х. Вахитова. // Научно – педагогическое обозрение. - 2014. - № 4. – 12-13 с. 8. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с. 9. Волошина, Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. - 2014. - №9. – 37 с. 10. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годикова // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. 11. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с. 12. Голицин, В. Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- 19-22 с. 13. Губанова, Н. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Губанова Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 105 с. 14. Давидчук, А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре : методическое пособие / А. Н. Давидчук. - Москва : Сфера, 2013. - 88 с. 15. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В. В. Давыдов – М.: Академия, 2004. 16. Данюшенков, В. С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении / В. С. Данюшенков. - Киров : Радуга-ПРЕСС, 2016. - 195 с. 17. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. / О. М. Дьяченко. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. 18. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1960. - 430 с. 19. Каличенко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А. В. Каличенко, Ю. В. Микляева. - М. : Академия, 2004. - 202 с. 20. Клопотова, Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации / Е. Е. Клопотова // Психологическая наука и образование. – М., 2005 - № 2 21. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджоспаров - М.: Академия, 2005. – 1, 8 с. 22. Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е. Э. Кригер. - Барнаул, 2000. - 32- 35 с. 23. Круглова, Н. Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка. / Н. Ф. Круглова. – М.: Эксмо, 2010. - 187 с. 24. Крупская, Н. К. Роль игры в детском саду. / Н. К. Крупская. М., 1959. - 345 с. 25. Кудинова, Л. С. Основные подходы к феномену «игра» как средству формирования познавательной активности детей дошкольного возраста. / Л. С. Кудинова // Вестник Тамбовского университета. – 2009. - №1 26. Ладывир, С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, / С. О. Ладывир // Дошкольное вопитание – 2008. - № - 5. - 3-6 c. 27. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. - 229 с. 28. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. 18-35 с. 29. Лобанова, Е. А. Организация развивающейся среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: учеб. -метод. пособие / Е. А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 57 с. 30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
31. Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) / И. В. Марусева. – М., Берлин: Директ - Медиа, 2015. 32. Марусинец М. Изучение познавательной активности/ М. Марусинец // Дошкольное воспитание - М.: Просвещение, 1999. - №11. – 12 с. 33. Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста / С. В. Мильситова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. 34. Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста / С. В. Мильситова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. - 131 с. 35. Мухина, В. С. Психология дошкольника. / В. С. Мухина - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с. 36. Никитин Б. П. Развивающие игры / Б. П. Никитин – М.: Педагогика, 2000. – 43 с. 37. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. / Б. П. Никитин - К., 1995.-130 с. Павлова, Т. В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности / Т. В. Павлова //Журнал Современные исследования социальных проблем - 2010.- №4 38. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. / Н.Н. Поддьяков. СПб. - М., 2013. - 26с. 39. Подласый, И. П. Педагогика. / И. П. Подласый. М.: Юрайт - 2017.- 223 с. 40. Познавательная активность и память / под ред. Н. И. Чуприковой; Московский психолого-социальный ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: МПСИ, 2010. - 223 с. 41. Пугач, Г.В. Познавательная активность человека: Сущность, природ. и социал. предпосылки / Г. В. Пугач. - М.: Политиздат, 1985. - 96 с. 42. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер и т. д. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с. 43. Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Рябова // Вестник Череповецкого государственного университета – 2011. - №4 44. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. – М.: Питер, 2009. - 298 с. 45. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском садике. / А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1975. – 114 с. 46. Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников / М. Ю. Стожарова - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2011. - 116 с. 47. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. / Л. Д. Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с. 48. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1990. – 228 с.
49. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина – М.: Просвещение, 1988. – 175 с. 50. Усова, А. П. Психология и педагогика игры дошкольника / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1966. 51. Усова, А.П. Обучение в детском саду. / А. П. Усова - М.: Просвещение, 1970. – 67 с. 52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А. П. Усова. М. : Просвещение, 1976. - 6-7 с. 53. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина -Балашов: Николаев, 2004. - 80 с. 54. Шанц, Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Шанц // Концепт. – 2016. – Спецвыпуск № 2. – 3 c. 55. Шмаков, С.А. Игра и дети. / С. А. Шмаков – М.: Знание, 1999. – 164 с. 56. Шорина, С.В Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики: метод. пособие. / С. В. Шорина - М.: ЦГЛ, 2005. – 36-40с. 57. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с 58. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. / Г. И. Щукина. М., Просвещение, 2005. 59. Щукина, Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике. Педагогика / Г. И. Щукина. М., 2007, - 22-23 с. 60. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Фельдштейна Д.И – М., 2005. 61. Эльконин, Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5. 62. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989 - 56-61 с. 63. Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности детей предшкольного возраста /С. В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации. Институт научной информации и мониторинга РАО [Электронный ресурс]. URL: http://paedagogia. ru/2010/41-04/208-litvinenko(дата обращения: 05.03.2017) 64. Жогина К. А.Дидактическая игра и ее содержание [Электронный ресурс].URL: http://infourok.ru/didakticheskaya-igra-i-eyo-soderzhanie-1239081.html (дата обращения: 05.03.2017)
[U1]ГИПОТЕЗУ НУЖНО ДЕЛАТЬ. НЕТ УСЛОВИЙ ПРИ КОТОРЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬЬНЫЕ ИГРЫ БУДУТ ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ НАПРИМЕР: РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ. ОБ ОКРУЖЫЮЩЕМ, СТИМУЛИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОГАДОК И ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ, СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ИГР С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 561. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |