Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ эффективности работы по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр.




После реализации программы была проведена повторная диагностика. Сравнивались показатели испытуемых контрольной группы и экспериментальной группы с целью изучения эффективности использования познавательных игр при развитии познавательной активности старших дошкольников.

Показатели испытуемых контрольной группы:

Уровень сформированности самостоятельности и инициативности (методика 3)

а) высокий уровень наблюдается у 4 х детей.

б) средний уровень – у 5 х детей.

в) низкий уровень выявлен у 2 х дошкольников.

Наличие познавательной потребности (методика 2,4):

а) высокий уровень наблюдается у 5 ти детей.

б) средний уровень у 5 тидошкольников.

в) низкий уровень выявлен у 1 горебёнка.

Любознательность (методика 1):

1) высокий уровень выявлен у 3х человек.

2) средний уровень наблюдается у 6 ти детей.

3) низкий уровень - у 2 х детей.

Показатели испытуемых эксперементальной группы:

Уровень сформированности самостоятельности и инициативности

а) высокий уровень наблюдается у 7 х детей.

б) средний уровень – у 3 х детей.

в) низкий уровень выявлен у 1 х дошкольников.

Наличие познавательной потребности (методика 2,4):

а) высокий уровень наблюдается у 6 ти детей.

б) средний уровень у 4 х дошкольников.

в) низкий уровень выявлен у 1 го ребёнка.

Любознательность (методика 1):

1) высокий уровень выявлен у 6 ти человек.

2) средний уровень наблюдается у 3 х детей.

3) низкий уровень - у 2 х детей.

в) низкий уровень выявлен у 1 го ребёнка.

 

Критерии оценки уровня познавательной акивности после проведения эксперемента в двух группах представлены на рисунке 3.1

Рис. 3.1

Уровень Констатирующая группа Доля, % Экспериментальная группа Доля, %

Самостоятельность и инициативность

Высокий   36,4 63,6
Средний 45,5 27,3
Низкий 18,2 9,1

Познавательная потребность

Высокий 45,5 54,5
Средний 45,5 36,4
Низкий 9,1 9,1

Любознательность

Высокий 27,3 54,5
Средний 54,5 27,3
Низкий 18,2 18,2

 

Критерии оценки уровня познавательной акивности в констатирующей группе представлены на рисунке 3.2

 

 

Рис. 3.2

Критерии оценки уровня познавательной акивности в эксперементальной группе представлены на рисунке 3.
3


Рис. 3.3

Сравнивая диаграммы до проведения эксперемента и после, мы видим, что после включения в педагогический процесс познавательных игр повысился уровень сформированности познавательной активности, изменился показатель наличия познавательной потребности, возросла самостоятельность и инициативность. Так как это критерии познавательной активности, то мы можем сделать вывод, что повысился и сам уровень познавательной активности.

Таким образом, гипотеза доказана.

При реализации программы были созданы следующие психолого-педагогические условия, такие как: учет индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников; предоставление детям самостоятельности в поиске решений, развитие инициативы; проведение занятий с помощью познавательных игр; включение в занятия разных видов интеллектуальной активности, постепенное усложнение материала; использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей различные затруднения.

 

Заключение

Ознакомившись и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме: «Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр» можно сделать вывод, что эта тема актуальна в настоящее время, ак как уровень познавательной активности снижается, но на уровень познавательной активности, на ее развитие можно влиять, например, как мы уже выяснили в данной работе, с помощью познавательных игр.

На сегодняшний день важнейшая задача психологов, педагогов, родителей сформировать у детей познавательную активность, так как от нее зависит дальнейшая жизнь ребёнка, его успехи в обучении и воспитании, его творческий потенциал.

Познавательная активность – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием субъективных и объективных факторов.

К объективным факторам относятся: личность педагога, приемы и методы обучения, окружающие условия.

К субъективным то что зависит от самого ребёнка:воля, любознательность, усидчивость, мотивация и т.д.

Познавательной активности необходим постоянный рост. Способы передачи знаний от взрослого к ребёнку могут быть самыми различными, а средства должны быть как можно более простыми, но увлекательными.

 

Список литературы

 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г.) // "Российская газета", №6241(265), 25.11.2013

2. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Абдрахманова // Вестник ТГПУ – 2015. - №3. - 38-41 с.

3.  Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. / Э. А. Баранова - СПб.: Речь, 2005. - 128с.

4.  Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю.Березина //Теория и практика общественного развития – 2013. - № 8

5. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова - Екатеринбург, 2000. – 396 с.

6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.-Воронеж, 1995. - 520 с.

7. Вахитова, Г. Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности. / Г. Х. Вахитова. // Научно – педагогическое обозрение. - 2014. - № 4. – 12-13 с.

8. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.

9. Волошина, Е.А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. - 2014. - №9. – 37 с.

10. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годикова // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.

11. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.

12. Голицин, В. Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- 19-22 с.

13. Губанова, Н. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Губанова Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 105 с.

14. Давидчук, А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре : методическое пособие / А. Н. Давидчук. - Москва : Сфера, 2013. - 88 с.

15. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В. В. Давыдов – М.: Академия, 2004.

16. Данюшенков, В. С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении / В. С. Данюшенков. - Киров : Радуга-ПРЕСС, 2016. - 195 с.

17. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. / О. М. Дьяченко. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.

18. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1960. - 430 с.

19. Каличенко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А. В. Каличенко, Ю. В. Микляева. - М. : Академия, 2004. - 202 с.

20. Клопотова, Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации / Е. Е. Клопотова // Психологическая наука и образование. – М., 2005 - № 2

21. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджоспаров - М.: Академия, 2005. – 1, 8 с.

22. Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е. Э. Кригер. - Барнаул, 2000. - 32- 35 с.

23. Круглова, Н. Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка. / Н. Ф. Круглова. – М.: Эксмо, 2010. - 187 с.

24. Крупская, Н. К. Роль игры в детском саду. / Н. К. Крупская. М., 1959. - 345 с.

25. Кудинова, Л. С. Основные подходы к феномену «игра» как средству формирования познавательной активности детей дошкольного возраста. / Л. С. Кудинова // Вестник Тамбовского университета. – 2009. - №1

26. Ладывир, С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, / С. О. Ладывир // Дошкольное вопитание – 2008. - № - 5. - 3-6 c.

27. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. - 229 с.

28. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. 18-35 с.

29. Лобанова, Е. А. Организация развивающейся среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: учеб. -метод. пособие / Е. А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 57 с.

30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

 

31. Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) / И. В. Марусева. – М., Берлин: Директ - Медиа, 2015.

32. Марусинец М. Изучение познавательной активности/ М. Марусинец // Дошкольное воспитание - М.: Просвещение, 1999. - №11. – 12 с.

33. Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста / С. В. Мильситова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016.

34. Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста / С. В. Мильситова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. - 131 с.

35. Мухина, В. С. Психология дошкольника. / В. С. Мухина - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.

36. Никитин Б. П. Развивающие игры / Б. П. Никитин – М.: Педагогика, 2000. – 43 с.

37. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. / Б. П. Никитин - К., 1995.-130 с.

Павлова, Т. В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности / Т. В. Павлова //Журнал

Современные исследования социальных проблем - 2010.- №4

38. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. / Н.Н. Поддьяков. СПб. - М., 2013. - 26с.

39.  Подласый, И. П. Педагогика. / И. П. Подласый. М.: Юрайт - 2017.- 223 с.

40. Познавательная активность и память / под ред. Н. И. Чуприковой; Московский психолого-социальный ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: МПСИ, 2010. - 223 с.

41. Пугач, Г.В. Познавательная активность человека: Сущность, природ. и социал. предпосылки / Г. В. Пугач. - М.: Политиздат, 1985. - 96 с.

42. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер и т. д. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.

43.  Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Рябова // Вестник Череповецкого государственного университета – 2011. - №4

44. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. – М.: Питер, 2009. - 298 с.

45. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском садике. / А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1975. – 114 с.

46. Стожарова, М. Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников / М. Ю. Стожарова - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2011. - 116 с.

47. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. / Л. Д. Столяренко - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.

48. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1990. – 228 с.

 

49. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

50. Усова, А. П. Психология и педагогика игры дошкольника / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1966.

51. Усова, А.П. Обучение в детском саду. / А. П. Усова - М.: Просвещение, 1970. – 67 с.

52. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. / А. П. Усова. М. : Просвещение, 1976. - 6-7 с.

53. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина -Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.

54. Шанц, Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Шанц // Концепт. – 2016. – Спецвыпуск № 2. – 3 c.

55. Шмаков, С.А. Игра и дети. / С. А. Шмаков – М.: Знание, 1999. – 164 с.

56. Шорина, С.В Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики: метод. пособие. / С. В. Шорина - М.: ЦГЛ, 2005. – 36-40с.

57. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с

58. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. / Г. И. Щукина. М., Просвещение, 2005.

59. Щукина, Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике. Педагогика / Г. И. Щукина. М., 2007, - 22-23 с.

60. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Фельдштейна Д.И – М., 2005.

61. Эльконин, Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5.

62. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989 - 56-61 с.

63. Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности детей предшкольного возраста /С. В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации. Институт научной информации и мониторинга РАО [Электронный ресурс]. URL: http://paedagogia. ru/2010/41-04/208-litvinenko(дата обращения: 05.03.2017)

64. Жогина К. А.Дидактическая игра и ее содержание [Электронный ресурс].URL: http://infourok.ru/didakticheskaya-igra-i-eyo-soderzhanie-1239081.html (дата обращения: 05.03.2017)

 

 

[U1]ГИПОТЕЗУ НУЖНО ДЕЛАТЬ. НЕТ УСЛОВИЙ ПРИ КОТОРЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬЬНЫЕ ИГРЫ БУДУТ ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ НАПРИМЕР: РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ. ОБ ОКРУЖЫЮЩЕМ, СТИМУЛИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОГАДОК И ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ, СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ИГР С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 561.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...