Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познавательные игры - как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста




Для воспитания творческих, всесторонне развитых людей, которые необходимы нашему обществу, важно повысить уровень культуры детей в дидактическом процессе. Всё это диктует необходимость повышения познавательной активности дошкольников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Если не принимать во внимание развитие познавательной активности детей, то такой подход, не будет способствовать успешному усвоению программного материала и повышению уровня знаний дошкольников. Наоборот, материал, который плохо усвояется детьми, не может быть надежной опорой для усвоения новых знаний. Решение этой проблемы можно найти в использовании таких методов обучения детей старшего дошкольного возраста, которые базируются на передовых представлениях детской психологии и педагогике. Игра – один из актуальных методов обучения детей дошкольного возраста. Дошкольник усваивает информацию быстрее в процессе игровой деятельности. Существует множество игр, с помощью которых детям можно объяснить, как себя правильно вести, что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя, что вредно, что полезно и т.д.

В возрасте 5-7 лет ребенок проходит очень важный этап своей жизни – он готовится к долгому периоду обучения в школе. Необходимо, чтобы ребёнок к моменту поступления в первый класс уже имел достаточное количество необходимых знаний, умений и навыков.

Предшкольное образование, являясь полноценным жизненным этапом в развитии ребенка, направлено на формирование предпосылок будущей учебной деятельности. Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, которые обеспечат успешность формирования учебной деятельности в дальнейшем. Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. [7] Нужно помнить, что в дошкольном возрасте длительные занятия еще не доступны малышам, так как дети быстро устают и не сосредоточены на преподаваемой информации. Чтобы информация усваивалась быстро, а главное надолго, нужно проводить обучение детей в форме веселой и развивающей игры.

Игра - это средствовоспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности. В активной игровой форме ребенок лучше усваивает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы.[50]

Значение игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети учатся особенности взаимоотношений со взрослыми, формируют свои знания об окружающей действительности. В игре происходит развитие всех сторон личности — умственных способностей, моральных качеств, творчества. В игровой деятельности все эти качества формируются в единстве и взаимодействии. Игра — это, своего рода, средство познания ребенком действительности.Важность игры в дошкольном возрасте бесспорна, так как она необходима для роста и развития ребёнка. Дети, которые мало играют, плохо развиваются.[49]

Как писала Н.К. Крупская «Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства…» [24]

В работах А. П. Усовой говориться, что игра – это «…подлинная социальная практика ребёнка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности.» Также автор говорит о том, что в игровой деятельности дошкольника существуют реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. [52, с. 42]

А. П. Усова отмечает, что для игровой деятельности ребёнка очень важно педагогическое руководство. Она подчёркивает, что педагог в этом процессе выступает в роли организатора. Советский педагог А. С. Макаренко разделяет эту же точку зрения. Он считал, что роль организатора важнейшая и специфическая в воспитательном процессе. [50]

Подтверждение данной позиции можно найти в статье Л. С. Кудиновой, в которой автор отмечает, что важная роль в формировании личностных качеств, а также познавательной активности детей принадлежит игровым технологиям, это означает, что от методов и приемов организации педагогического процесса зависит уровень развития художественно-творческих, духовно-нравственных и коммуникативных свойств индивида.[25]

Таким образом, можно сделать вывод – чтобы развивать личностные качества ребёнка, вообще формировать его как личность, воспитателю необходимо уметь правильно организовывать игровую деятельность детей.

При правильном подходе организации игрового процесса изученный материал хорошо запоминается детьми. Это объясняется прежде всего, тем, что в форме игровой деятельности процесс познания для дошкольников становитсяувлекательным и доступным, и благодаря заинтересованности детей усвоение знаний становится более качественным.

Из этого следует, что в образовательно-игровой деятельности должны использоваться такие методы, материалы,формы и средства, которые были бы интересны для дошкольника, активизировали все способы познания. Для этого нужно создавать ребенку разнообразную предметно-пространственную, социальную и образовательно-игровую среду, разнообразные условия для освоения мира, расширения кругозора, социального взаимодействия, общения со сверстниками, взрослыми, предоставлять ему возможность для развития способностей, интеллектуального потенциала. Важно помнить, что обучение в форме игры может и должно быть занимательным, интересным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игра обладала четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и учебно-познавательной направленностью.

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

Коллективность. Она позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, которая способна решать сложные задачи,более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку;

Актуальность дидактического материала. Актуальные формулировки, актуальность наглядного пособия помогает дошкольникам воспринимать обучение как игру, чувствовать интерес к заданию, ребёнок становится заинтересован в получении правильного результата, он стремиться к лучшему из возможных решений;

Соревновательность. Она создает у дошкольника или группы детей стремление для выполнения задания. Ребёнок хочет выполнить задание быстрее и качественнее конкурента. Это позволяет сократить время на поиск решения, с одной стороны, и добиться успешного результат - с другой.

Принято различать два основных вида игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. К играм первого вида относится большинство познавательных,дидактических и подвижных игр, а также развивающие музыкальные,интеллектуальные, игры-забавы. К играм второго вида относятся сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно. Они находятся в нормах поведения воспроизводимых героев.

О.С. Газман классифицировал игры, по характерным особенностям этих видов, таким образом:

 Подвижные игры – одно из средств физического воспитания дошкольников. Они требуют детей активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, которая есть в правилах. Психологи отмечают, что основные особенности подвижных игр у детей дошкольного возраста - это их творческий, соревновательный, коллективный характер. В таких играх проявляется умение действовать командой при этом в непрерывно меняющихся условиях. Огромное влияние оказываютподвижные игры на нравственное воспитание. Они развивают чувство взаимопомощи, ответственности за действия друг друга, коммуникативные навыки.

 Сюжетно-ролевые игры (или сюжетные) занимают особое место в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Такие игры носят обычно коллективный характер и отражают взаимоотношения в обществе. В свою очередь, их подразделяют на игры- драматизации,ролевые и режиссерские. К ним можно отнести театрализованные детские праздники, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных ситуаций или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются необычные ситуации, которые ещё не имеют аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.[11]

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

диагностические, коммуникативные;

познавательные, развивающие, воспитательные;

обучающие, тренировочные, обобщающие, контролирующие;

продуктивные, репродуктивные, творческие и др.

Рассмотрим более подробно познавательные игры. Познавательные игры (дидактические) — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. [ 39, 223 с.]

Познавательная активность формируется главным образом в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями детей. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. [52]

Активизировать такие психические процессы, как восприятие, мышление, память, внимание, речь помогают познавательные игры, а значит они непосредственно влияют и на развитие познавательной активности дошкольников. В игре развиваются общие механизмы интеллектуальной деятельности ребёнка.

Детские игры созданы для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные и т.д.

Рассмотрим роль познавательных или дидактических игр в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательные игры для детей в своем разнообразии делятся на несколько групп. Вот основные из них:

1. Ранние познавательные игры малышей с игрушками, предметами. Манипулируя ими, ребенок узнает такие понятия как форма, размер, цвет, объем, материал, растительный и животный мир, люди и т.д.

2. Творческие познавательные игры, где присутствует сюжет и распределение ролей. Игры, моделирующие различные жизненные ситуации, будь то «дочки-матери» и их многочисленные варианты, подготавливают к жизни в реальном мире, заставляя детей примерять на себя различные социальные роли.

3. Собственно дидактические игры. Это игры с готовыми правилами. Сюда относятся различные настольные, настенные игры, игровые наборы, интерактивные викторины и викторины с использованием карточек. Их многообразие радует, так как такой широкий выбор позволяет с легкостью найти игру и для дошкольника, и для старшеклассника по какому-то учебному предмету. Отличительные черты дидактических игр это реализуемые в их процессе самообучение и самоконтроль.

4. Разнообразные конструкторы, технические игровые наборы типа «Сделай сам» или «Юный доктор», направленные на овладение конкретных приемов постановки, допустим, несложных научных экспериментов, или сборки конструкций различного типа сложности.

5. Игры на тестовой основе, позволяющие развить приемы самооценки усвоенных знаний и умений и стимулирующие к дальнейшему развитию. Сюда относятся игры по тренировке глазомера, внимания, координации движений.

Познавательные игры для детей нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка. В педагогической практике принято познавательные игры для детей дошкольного возраста и младших школьников называть дидактическими.[63]

Познавательные игры для детей позволяют развивать ум, прививают умение сопоставлять и анализировать, узнавать связи и взаимосвязи, проявлять творческие и интеллектуальные способности. Также познавательные игры стимулируют ребенка к принятию самостоятельных решений, подталкивают к личностному развитию.

Существуют требования к проводимым на занятиях дидактическим играм с целью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Каждая игра должна содержать элемент новизны, чтобы вызвать у детей интерес к ней. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное - игра не урок. Игровой прием, включающий детей старшего дошкольного возраста в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это общая, богатая впечатлениями, работа детей на занятии. К тому же, в отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Воспитателю необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

Ребенок раскрывается в игре во всех своих качествах, иногда не лучших, но это далеко не повод применять дисциплинарные меры к детям старшего дошкольного возраста, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это всего- на всего повод для доброжелательного разговора или объяснения. Но все же лучше вместе с детьми проанализировать поведение детей в игре и как можно было избежать конфликта.

Дидактическая игра - явление сложное, но ее основные элементы характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Познавательное содержание ее черпается из программы. Наличие дидактических задач подчеркивает направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.[64]

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей старшего дошкольного возраста, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии.

Познавательные игры как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности, такие как:

развитие творческих способностей детей;

развитие любознательности и познавательного интереса;

развитие художественно-эстетического вкуса;

развитие умения применять на практике полученные знания;

воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;

развитие коммуникационных способностей;

формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.

Развитие познавательной активности и самостоятельности детей для современного дошкольного образования является не только необходимым результатом обучения, но и условием превращения знаний в убеждения. Это объясняется тем, что овладение теоретическим обобщением обеспечивает дошкольнику активную позицию в изучении последующих вопросов учебного предмета. Повышение теоретического уровня содержания учебного материала и развитие познавательной самостоятельности дошкольников рассматриваются в качестве взаимозависящих и взаимодополняющих друг друга педагогических проблем.

При подготовке к изучению нового материала детьми старшего дошкольного возраста учебно-познавательное задание облекается в игровую форму. Задание связано, с одной стороны, с новым материалом, который предстоит изучать, а с другой стороны - с предстоящей игрой. Готовясь к игре, дети должны взять необходимую для ее проведения информацию из изучаемого материала. Таким образом, выполняя учебно-познавательное задание, дошкольники осваивают новый материал, и в то же время принимают участие в игре или в ее подготовке. Благодаря тому, что ребёнок заинтересован, лучше воспринимаются и усваивается новый материал, что влияет на уровень знаний ребёнка.

Познавательная игра является одной их уникальных форм обучения детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне, но и по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной активности.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной познавательной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

Обобщая всё вышесказанное можно сделать такие выводы: познавательная активность - это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием различных факторов: объективных (личность педагога, методы и приёмы обучения, окружающие условия) и субъективных (усидчивость, воля, мотивация, любознательность, инициативность и так далее).

Познавательные игры как метод обучения и ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрастеимеетогромные потенциальные возможности для активизации познавательных процессов. Познавательные игры воспитывают внимательность детей, вызывают интерес к обучению, учат дошкольников действовать по правилам, развивают любознательность,развивают самостоятельность, помогают взаимодействию с другими детьми, адаптируют ребёнка к новой среде,вводят детей в новые жизненные ситуации; закрепляют знания и умения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 412.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...