Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выявление уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: определение уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников в обеих группах. На основе теоретического анализа проблемы было организованно экспериментальное исследование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, цель которого - изучение особенностей развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательных игр. Опытно-экспериментльная база исследования: МДОУ «Детский сад Теремок". В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 22 человека. Дошкольники были разделены на две группы :контрольную: Артём В., Богдан И., Варвара Д., Юра С., Софья Л., Дарья В., Арина Щ., Диана С., Максим Л., Елизавета Л., Ульяна К. и экспериментальную: Наташа Ш., Егор П., Саша И., Алина Е., Юля М., Рома Б., Дарья Ч., Катя К., Олег П., Кирилл К., Илья Г. В ходе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах. На втором этапе эксперимента проводились познавательные игры, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились только мероприятия, предусмотренные педагогическим планом. Дошкольники, входящие в данную группу, не включались в формирующий эксперимент. На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов. В качестве критериев оценки уровней познавательной активности выступили: 1) любознательность; 2) инициативность; 3) познавательная потребность; 4) самостоятельность ребёнка. На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий. Низкий уровень:ребёнок не проявляет интереса к познанию, не самостоятелен и не инициативен при выполнении задания, не задаёт познавательных вопросов, при затруднениях проявляет отрицательные эмоции, такие как раздражение, огорчение и т.д., не задаёт познавательных вопросов, нуждается в отдельном объяснении задания. Средний уровень: ребёнок проявляет интерес к познанию, большая степень самостоятельности и инициативности. При затруднении не проявляет отрицательных эмоций, а обращается за помощью к педагогу, и получив подсказку, выполняют задание до конца. Высокий уровень: ребенок очень любознателен, проявляет инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. При затруднении ребенок не отвлекается, а проявляет настойчивость и упорство в достижении результата. Деятельностьприносит ему удовлетворение и радость. Список методик, на основе которых строилось исследование: 1. Методика «Сказка» (И. Ганошенко, В.С. Юркевич), 2.Методика «Определения доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка»(М. Н. Ильина), 3. Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), 4.Методика «Вопрошайка»(М.Б. Шумакова).
Задания методик изучения развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста направлены на выявление у детей степени любознательности дошкольника, его инициативности, познавательной потребности, а также самостоятельности ребёнка. 1)Методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка Цель: Выявить степень выраженности любознательности у дошкольников. Ход выполнения: Ребёнку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырёх: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать. Обработка данных: Фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, пусть даже и желая послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности. 2)Методика «Определения доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка» М. Н. Ильиной. Цель: определение уровня познавательной потребности. Ход выполнения: Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем ребенку читают интересную сказку и на самом интересном месте чтение прерывается.Вопрос ребенку: что он сейчас хочет - поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца? Критерии оценки: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно, возьмутся, то за другое. 3)Методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), направленная на изучение инициативности, настойчивости, самостоятельности и произвольности эмоциональных проявлений. Цель: изучение самостоятельности. Ход выполнения: Проводится наблюдение за ребенком в разных видах деятельности (в игре, на занятиях, в повседневной жизни). Какие волевые качества у ребенка сформированы: - самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности) или не умеет; - инициативность: умеет ли ребенок проявлять инициативу; в каких видах деятельности и как она проявляется. Делаются выводы о том, насколько сформированы самостоятельность и инициативность. 4)Методика «вопрошайка» (М.Б. Шумакова) Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы. Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты. Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка. Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям: – широта охвата предметов, изображенных на картинках; – количество вопросов, задаваемых одним ребенком; – тип вопросов. 1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»). 2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»). 3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»). 4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»). Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. В качестве критериев оценки уровней познавательной активности выступили: 1) самостоятельность и инициативность ребёнка; 2) любознательность; 3) познавательная потребность. В свою очередь, уровни развития познавательной активности характеризуются так: Низкий уровень: у ребёнка слабая память, он пассивен, не проявляет заинтересованности, остро переживает неудачи, не самостоятелен, не способен обобщать информацию, включается в деятельность только под давлением педагога, необходима постоянная поддержка; Средний уровень: у ребёнка хорошая память. Дошкольник активен лишь тогда, когда ему интересно содержание занятия, необычны приемы предоставления информации. Ребёнок не стремится искать нестандартные решения задания; Высокий уровень: дошкольники обладает большим объемом информации, имеет богатый словарный запас, умеет рассуждать, испытывают потребности в знаниях и саморазвитии, проявляют познавательные интересы, могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно. Количественный и качественный анализ полученных данных контрольной группы позволил сделать следующие выводы. Инициативность и самостоятельность (методика 3): а) высокий уровень наблюдается у 4х детей. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения. б) средний уровень – у 4х детей.Дети проявляют самостоятельность в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоциональное отношение к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения. Получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым. в) низкий уровень выявлен у 3х детей. Дети этой подгруппы не проявляют инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. Наличие познавательной потребности (методика 2,4): а) высокий уровень наблюдается у 3 ти детей. У этой группы дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии. б) средний уровень у 6 х детей. Дети этой группы не стараются искать нестандартные решения, требующие поиска дополнительной информации. в) низкий уровень выявлен только у 2 х дошкольников. Они пассивны, слабо реагируют на требования педагога, включаются в деятельность только под его давлением, не проявляют заинтересованности. Любознательность (методика 1): 1) высокий уровень выявлен у 3 х человек. Дети проявляют внимание и интерес к деятельности или предмету, задают много вопросов, которые свидетельствуют о глубине проникновения в наблюдаемые явления (о явлениях природы, об окружающей действительности). У них складывается положительное эмоциональное отношение к деятельности или предмету. 2) средний уровень наблюдается у 6 х детей. Дети ситуативно проявляеют осознанное внимание и интерес к предмету или деятельности, задают вопросы о внешних признаках предмета. Они не всегда проявляет активные и самостоятельные действия, направленные на познание предмета или деятельности, на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности и экспериментировании. 3) низкий уровень - у 2 х детей. Дошкольники не проявляют осознанного внимания и интерес к предмету или деятельности, задают вопросы только о внешних признаках предмета. У детей не наблюдается положительного эмоционального отношения к предмету или деятельности. Такаже был проведён количественный и качественный анализ полученных данных эксперементальной группы: Инициативность и самостоятельность (методика 3): а)высокий уровень наблюдается у 3х детей, б) средний уровень у 5х в) низкий уровень у 3х Наличие познавательной потребности (методика 2): а)высокий уровень у 2 ти детей б)средний у 5 ти в)низкий у 4 х Любознательность (методика 1): а) высокий уровень у 3 х дошкольников б) средний у 5 ти в) низкий у 3х Критерии оценки уровня познавательной акивности вначале эксперемента представлены на рисунке 2.1
Критерии оценки уровня познавательной акивности в констатирующей группе вначале эксперемента представлены на рисунке 2.2 Рис. 2.2
Критерии оценки уровня познавательной акивности в эксперементальной группе вначале эксперемента представлены на рисунке 2.3 Рис. 2.3 Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у детей и эксперементальной и констатирующей группы низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. На основе данных результатов была разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами познавательных игр.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 2856. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |