Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательных игр




На основе результатов проведенного исследования был организован и проведен второй этап экспериментальной работы. На данном этапе была разработана и апробирована развивающая программа, целью которой явилось развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами познавательных игр.

Программа направлена на решение таких задач, как:

стимуляция познавательной потребности;

формирование положительных эмоций у ребенка во время занятий;

повышение уровня инициативности и самостоятельности дошкольника.

Направления в работе:

Мотивационное направление. Развитие потребностей, интересов, мотивов, вызывающих желание у детей принимать участие в занятии, игре.

Интеллектуальное направление. Повышение уровня развития интеллектуальной деятельности дошкольников.

Практическое направление. Включение взрослого в процессе умственной деятельности ребенка.

Данные задачи и направления реализовывались в комплексе занятий.

С целью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста был проведён ряд познавательных (творческих познавательных и дидактических игр), направленных на развитие познавательного интереса, внимания, мышления, памяти детей, а также на формирование таких качеств личности как самостоятельность и инициативность.

В программу были включены такие познавательные игры как «Буквы», «Все наоборот», «Что здесь лишнее?», «На что похоже?», «Похожи - не похожи», «Магазин цветов»,«Кем был?», «Охотник и пастух», «Сочинитель».

Игра «Буквы»

Цель игры: развитие наблюдательности, закрепление знаний о бкувах.

Ход игры: попросите ребенка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.

Например: А - астра, Б - блакнот, В - вешалка и т.д.

Игра «Все наоборот»

Цель: развитие любознательности, закрепление у детей знаний об окружающем мире, развитие умения анализировать.

Ход игры: имеются несколько фраз, в каждой из которых допущена ошибка, например, «Наступит ночь, и солнышко начнёт светить». Такие «нелепицы»интересны для ребёнка, поэтому занятие будет проходить в позитивной фтмосфере. Ребёнка нужно спросить допущена ли ошибка? Если да, то где и почему?

Игра «Что здесь лишнее?»

Цель игры:развитие уменя выделять предметы по одним свойствам

Игровой материал:развивающие картинки

Ход игры: предлагаются несколько изображений. Ребёнку нужно распределить их по определенным группам, например, «одежда», «еда» и так далее. Если дошкольник не может отнести ту или иную картинку ни к одной группе, нужно спросить почему она является лишней.

Игра «На что похоже?»

Цель: развитие воображения, мышления

Ход игры: эту игру хорошо проводить на прогулке. Нужно обратить внимание ребёнка на облака (или контуры деревьев, сугробы, лужицы) и спросить: «На что похоже?»

Игра «Магазин цветов»

Цель: развитие речи, закрепление знаний свойств предметов, в данном случае цветов.

Ход игры:один из детей «покупатель», он должен описать выбранный им цветок так, чтобы «продавец», сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Игра «Кем был?»

Цель: развитие мышления, памяти

Ход игры: ребёнку предлагаются названия явлений, предметов, а он должен сказать, кем или чем эти предметы были раньше. Например, бабочка была гусеницей, варенье - ягодами, томат – семечкой, гроза – тучей, весна-зимой, тигр-котёнком.

Игра «Охотник и пастух»

Цель: расширение словарного запаса, развитие у детей внимания, любознательности, умение доказать правильность своего суждения.

Игровой материал: картинки с домашними и дикими животными.

Ход игры: ребёнку предлагается картинка с животным, он должен ответить что это за животное, дикое или домашнее, к кому оно относится к охотнику или пастуху, и объяснить почему.

Игра «Сочинитель»

Цель: формирование понимания прилагательных

Игровой материал: любой предмет, игрушка

Ход игры: необходимо выбрать определенный предмет, например, игрушку. После этого вместе с детьминужно подобрать несколько прилагательных, которые подходят для описания предмета. Далее нужно придумать предложение с этим прилагательным.

Игра «Похожи - не похожи»

Цель: научить детей сравнивать предметы, находить различия и сходства.

Ход игры: ребёнок загадывает двоих животных и объясняет чем они отличаются друг от друга, и чем похожи, а остальные дети должны отгадать что это за животные.

Развивающая программа реализовалась в групповой форме с детьми экспериментальной группы. Программа была рассчитана на 18 занятий 3 раза в неделю.

Все игры подбирались в соответствии с программным материалом и отражали определенную тематику.

Программа реализовывалась при создании таких психолого-педагогических условий как:

проведение развивающих занятий в ведущем виде деятельности детей - познавательной игре;

учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

предоставление дошкольникам самостоятельности при решении предоставляемых задач, предоставление условий для развития инициативы;

предоставление стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, которые вызывают затруднения у детей;

постепенное усложнение материала.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 565.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...