Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй тип логопедического занятия по формированию навыков описательной речи.




Цель:знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений в описательной речи.

Структура логопедического занятия этого типа фактически повторяет предыдущее, но включает и новый этап — этап знакомства с различными средствами соединения предложений в рассказ.

Принципиально иная организация связности предложений в описательных рассказах, заключающаяся, по мнению известного лингвиста Д.Н. Шмелева, в «синтаксическом однообразии» (194) строения его предложений, когда частотным средством их сочетания выступает повтор слова, стоящего в начале предложения (так называемые анафорические, конструкции), обусловила включение в программу следующих речевых умений:

§ нахождение в прослушанном описательном рассказе главного слова;

§ определение его позиции (места) в линейной структуре предложений;

§ выявление его роли как элемента, цементирующего, связывающего все предложения рассказа;

§ нахождение других, вариативных средств связи предложений, при которых было бы ясно, о каком предмете идет речь. Как известно, таким средством является местоимение.

Отсюда задача сводится к тому, чтобы научить детей чередовать начала предложений: одно из них должно включать наименование предмета, другое — начинаться с местоимения. Контроль над таким чередованием помогает осуществлять сенсорно-графическая схема, в которой логопед помещает на соответствующих словах-стрелках фишку — знак «запрета», не разрешающую называть предмет (как это было показано ранее, при работе с повествовательным рассказом).

Таким образом, применение графической системы записи смысловой программы позволяет наглядно показать детям как приемы построения каждого отдельного предложения, так и приемы построения целого рассказа (равного по объему одной смысловой части), что, безусловно, способствует развитию операций упреждающего синтеза и создает возможность слежения за правильной реализацией содержания рассказа, развивая тем самым осознанный контроль за собственной речью.

Мысленное слежение за смысловой программой повышает возможности осуществления осознанного самоконтроля за речью, что обеспечивает переход к третьему разделу работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...