Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Информационные технологии в повышении профессиональной компетентности воспитателя детского сада.




В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-коммуникативных технологий в дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональным компетенциям. Одной из таких компетенций является коммуникативная. Обладание этими компетенциями позволяет педагогу выстраивать коммуникации в различных формах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Цель статьи - обозначить необходимость использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как приоритетное направление образования на сегодняшний день, что определяется временем и требованиями нового поколения.

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение мотивации дошкольника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Сегодня ИКТ позволяет:

• показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

• в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

• способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который организует образовательный процесс в дошкольном учреждении занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся, то есть ориентированным на запросы ребенка. Поэтому, как содержание, так и методика построения образовательного процесса должны содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что вызывает у дошкольников познавательный интерес и способствует созданию эмоционально-положительной обстановки учения, развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. В результате повышается эффективность процесса обучения, экономится время при разработке дидактических материалов, переносится акцент на презентабельность оформления материалов, повышается уровень профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.

Педагог ДОУ с помощью ИКТ может значительно изменить предметно-развивающую среду группы. Успешно использовать компьютерные технологии можно в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, при создании презентаций проектов, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщении опытом.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети. Педагогам предоставляется возможность отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), они могут получать консультации по возникшим проблемам, а также размещать свои работы на сайтах и знакомиться с разработками мероприятий своих коллег. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. С помощью скайпа можно принимать участие в видеоконференциях, общаться с родителями воспитанников, осуществляя видеозвонки.

Используя интернет можно быть в курсе всех событий в мире, читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Нужно помнить, что информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование ноутбука, цифрового фотоаппарата, видеокамеры, мобильного телефона с возможностью выхода в Интернет, принтера, сканера, копировального аппарата, интерактивной доски, мультимедиапроектора и экрана, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет.

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества, принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, реализация программы «Электронная Россия», разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа», подключение в рамках национального проекта школ к интернету, принятие поправок к Закону «Об образовании», формирование социальных сетей, потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

Актуальность внедрения ИКТ в дошкольное учреждение обусловлена также Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами Приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, предъявляет определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является – владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта.

На основании этих компетенций должна строиться система подготовки педагогов. Это очень важно для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями, чтобы каждый педагог в перспективе мог свободно использовать современные информационные технологии в своей работе.

Для того, чтобы воспитать инициативного, творческого, самостоятельного, любознательного, уверенного в себе, физически развитого, активного, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, развитого, мотивированного и готового перейти на следующий уровень образования, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ- наличие специалистов, знающих возможности компьютера. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ.

В заключении хочется отметить, что использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении необходимо, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Сегодня уже нельзя представить работу без ИКТ.

В наш век информационных технологий человек с раннего возраста должен уметь хорошо ориентироваться в многообразии информации, уметь её фильтровать, сортировать и выбирать необходимую. Наша задача помочь дошкольнику приобрести навыки использования работы с информацией.

Применение компьютерных технологий в процессе обучения дошкольников – это возможность проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.

Но компьютер не должен ставиться для ДОУ как первоочередная задача, главное – гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...