Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая характеристика учебной деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Психологическая характеристика учения. Психологические факторы, определяющие успешность в учении. Структура учебной деятельности. Внешняя и внутренняя стороны учебной деятельности. Психологическая характеристика субъекта, предмета, средств, способов и продукта учебной деятельности. Психологическая характеристикаучебной мотивации, учебных целей и задач, действий (учебных, самоконтроля и самооценки). Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Условия формирования учебной мотивации учащихся. Интерес как компонент учебной мотивации. Основные факторы, способствующие проявлению интереса к учению. Возрастные особенности мотивации учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды, их учет при организации обучения.
Психология педагогической деятельности и личности учителя
Понятиепедагогической деятельности. Основные функции педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Характеристики индивидуального стиля деятельности: содержательные, динамические, результативные. Виды индивидуального стиля педагогической деятельности. Педагогическое общение как форма учебного взаимодействия, сотрудничество учителя и учеников. Структура педагогического общения. Особенности восприятия и понимания учителем личности ученика и учеником личности учителя. Основные механизмы межличностного восприятия. Типичные ошибки при восприятии и понимании учителем личности ученика. Барьеры педагогического общения: физические, социально-психологические и личностные. Стиль общения учителя с учащимся и его влияние на формирование личности учащегося. Психологические требования к личности учителя.Профессионально значимые качества педагога. Общие и специальные способности педагога. Структура общих педагогических способностей: личностные, дидактические и организационно-коммуникативные способности. Специальные педагогические способности как условие успешности обучения конкретным предметам. Воспитание коммуникативных способностей педагога. Педагогический такт как способность. Направления и способы самосовершенствования учителя.
Психологическая характеристика воспитания и самовоспитания
Психологическая характеристика воспитания. Воспитательные возможности коллектива. Психологические механизмы формирование свойств личности. Стратегии психологического воздействия. Условия, при которых предпочтительно применение каждой их них. Понятие самовоспитания. Самовоспитание и воспитание. Психологические предпосылки самовоспитания. Психологическая готовность к самовоспитанию. Мотивы занятий самовоспитанием. Условия и пути самовоспитания, их характеристика. Методы самовоздействия и их характеристика. Формирование психологической готовности школьников к самоопределению. Психология педагогической оценки
Психологическая характеристика педагогической оценки. Место оценки в структуре обучения. Контрольно-оценочная деятельность учителя. Оценка как обратная связь между учеником и учителем. Оценка и самооценка. Функции педагогической оценки. Средства стимулирования учебной деятельности детей. Стимулирующая роль поощрений и наказаний. Комплексный характер стимулирования учебной деятельности и самовоспитания детей. Личная и ситуативная обусловленность действий различных стимулов. Виды педагогической оценки. Социально-психологические формы педагогического оценивания. Условия эффективности педагогической оценки. Условия формирования у учащихся самооценки. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка.
Сотрудничество в педагогическом коллективе
Психологическая характеристика образовательной системы, ее структура.Взаимодействие субъектов образовательной системы. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Результаты взаимодействия субъектов образовательного процесса. Стиль и методы руководства педагогическим коллективом. Достоинства и недостатки разных стилей. Организация работы педагогического коллектива как условие формирования детского коллектива. Характеристика работы педагогического коллектива. Основные цели организации и управления педагогическим коллективом. Основные управленческие функции организатора. Критерии эффективности деятельности коллектива. Роль руководителя педагогического коллектива в профессиональном росте учителя. Особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе. Виды взаимоотношений. Сплоченность как важнейшая интегральная социально-психологическая характеристика педагогического коллектива. Психолого-педагогическое сопровождение. Основные виды работы школьного практического психолога.
ЛИТЕРАТУРА
Основная 1. Абрамова Г.М. Возрастная психология. Мн., 1999. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002. 3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: в 2 т. М., 1980. 4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 5. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2004. 6. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 7. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. М., 1996. 8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984. 9. Возрастная и педагогическая психология: курс лекций / Т.П. Березовская, А.М. Гадилия, Е.Л. Головашко и др. – Мн., 2010. – 104 с. 10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 11. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003. 12. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986. 13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. 14. Доценко Е.А. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. М., 2000. 15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2005. 16. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. Минск, 2006. 17. Климов Е.А. Психология: воспитание и обучение. М., 2000. 18. Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие от рождения до полной зрелости. М., 2001. 19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1982. 20. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2008. 21. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998. 22. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. М., 2004. 23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1998. 24. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / под ред. А.В. Райгородского. Самара, 1999. 25. Радионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль, 2001. 26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 2000. 27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. 28. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991. 29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Минск, 1995. 29. Столяренко А.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000. 30. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. 31. Хрестоматия по общей психологии. М., 1979. 32. Хрестоматия по педагогической психологии. Мозырь, 1998. 33. Хрестоматия по социальной психологии. М., 1999. 34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применения). СПб, 1997. 35. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. 36. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Минск, 2005.
Дополнительная
37. Абульханова-Славская Н.А. Стратегия жизни. М., 1991. 38. Ананьев Б.Г. Проблемы формирования характера / Избр. психол. тр.: в 2 т. М., 1980. 39. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. М., 1985. 40. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 41. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1979. 42. Введение в практическую социальную психологию. М., 1996. 43. Введение в психологию. / под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. Минск, 2004. 44. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2005. 45. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984. 46. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. 47. Годфруа Ж. Что такое психология?: в 2 ч. М., 2000. 48. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 49. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1987. 50. Кан-Калик В.В. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 51.Карандышев Ю.Н. Психология развития. Введение. Минск, 1997. 52. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989. 53. Крижинская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990. 54. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1991. 55. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. 56. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. 57. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990. 58. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 59. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1997. 60. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. 61. Познавательные процессы: ощущение и восприятие. М., 1982. 62. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.М.Щербакова. М., 1987. 63. Практикум по общей психологии. М., 1972. 64. Практикум по социальной психологии. М., 1999. 65. Психология индивидуальных различий: тексты. М., 1982. 66. Психология личности: тексты. М., 1982. 67. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана. СПб, 2002. 68. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999. 69. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1997. 70. Тихомиров О.Н. Психология мышления. М., 1984. 71. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1998. 72. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 73. Шакуров Р.Х. Социально-психологическая проблема руководства педагогическим коллективом. М., 1982. 74. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1985. 75. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999. 76. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.
Составители: М.Ф. Бакунович, кандидат психологических наук, доцент; А.М. Гадилия, кандидат психологических наук, доцент; С.А. Месникович, кандидат психологических наук, доцент; Т.С. Юрочкина, кандидат психологических наук; Н.Ю. Клышевич, кандидат психологических наук, доцент; В.А. Зайцев, старший преподаватель; О.М. Евдокимова, старший преподаватель; Н.Н. Поплавский, старший преподаватель.
Рецензент: Л.А. Пергаменщик, доктор психологических наук, профессор.
Рекомендована к утверждению в качестве базовой: Кафедра психологии Протокол № 6 от 13.12.2011г.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |