Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет социальной психологии.




П С И Х О Л О Г И Я

                                         

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

                                          

Предмет, задачи и методы

Общей психологии

    Психология как наука. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факты как предмет научного изучения в психологии. Формы существования психологического знания.

    Психология в системе наук. Структура современной психологии. Основные отрасли психологии: общая психология, социальная психология, психология развития, педагогическая психология.

    Понятие о методе науки. Методология как учение о методе теоретического познания и практической деятельности человека. Методологические принципы психологического исследования. Классификация методов исследования.     

    Организация научного исследования в психологии. Этапы психологического исследования: подготовительный, исследовательский, обработки данных исследования, интерпретации данных и формулирования выводов.

 

Сознание

    Сознание как высшая форма развития психики. Вопрос о природе человеческого сознания. История изучения сознания в психологии. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского.

    Психологическая структура сознания. Основные образующие сознания. Структура сознания (В.П.Зинченко). Рефлексия. Сознание и самосознание.   Сознание и бессознательное. Неосознаваемые психические процессы.

    Состояния сознания. Сон и бодрствование как основные состояния сознания. Патологические (измененные) состояния сознания, вызываемые наркотиками и другими психотропными веществами.        

Деятельность человека

    Понятие деятельности. Деятельность и активность субъекта. Основные характеристики деятельности: субъектность, предметность, осознанность.

    Строение деятельности. Потребности как источник активности живых существ. Классификация потребностей. Потребности человека и мотивация деятельности. Уровень действия. Цели деятельности человека и процесс целеполагания.  Уровень операций. Условия совершения действия и его задача. Уровень психофизиологических функций.

    Психология освоения деятельности. Обучение как форма освоения деятельности. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения, навыки как продукты деятельности.

    Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация деятельности. Основные виды деятельности (игра, учение, труд) и их роль в становлении психики человека.

 

Ощущения и восприятие

    Понятие об ощущениях и восприятии.

    Ощущения как источник познания. Физиологические основы ощущений. Общие свойства ощущений. Общие закономерности ощущений. Чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация. Классификация ощущений.

    Восприятие и его физиологические основы. Свойства восприятия. Апперцепция, ее особенности. Классификация восприятий. Восприятие пространства, времени и движения.

 

Внимание

     Понятие о внимании. Особенности внимания как психологического процесса и состояния человека. Функции внимания. Физиологические основы внимания.

    Виды внимания. Свойства внимания. Психологические закономерности развития внимания школьников.

                  

Память

    Понятие о памяти. Память как процесс переработки следов воздействия в информацию и представление о внешнем мире. Физиологические основы памяти.      

    Классификация видов памяти и их характеристика. Виды памяти в соответствии с характером запоминаемого материала,  в зависимости от модальности следов воздействия и их восприятия, в зависимости от продолжительности хранения следов воздействия,  в зависимости от характера целей деятельности.

    Процессы памяти. Запоминание, его виды и условия эффективности. Сохранение и его свойства. Воспроизведение и его виды. Воспоминания. Забывание, его причины и темпы.

    Психологические закономерности развития памяти школьников.

 

Мышление и воображение

        Понятиео мышлении. Основные особенности мышления.

    Классификация видов мышления и их характеристика. Виды мышления по их форме, по характеру решаемых задач, по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное, по степени новизны и оригинальности, по профессиональной деятельности. Формы мышления.

    Мышление как процесс. Мыслительные операции. Мышление как процесс решения задач. Основные этапы решения задачи.

    Понятие о воображении. Воображение как процесс создания новых образов. Виды воображения. Их характеристика. Психологические особенности образов воображения. Способы создания образов.

    Психологические закономерности развития мышления и воображения школьников.

Речь

    Понятие речи. Речь и язык. Свойства речи. Функции речи в общении и мышлении. Виды речи. Речь и мышление. Внутренняя речь как форма существования мышления. Психологические закономерности развития речи школьников.

        

Эмоциональная сфера человека

    Понятие об эмоциональных явлениях. Функции эмоциональных явлений. Физиологические основы эмоций.

    Формы существования эмоциональных переживаний, их характеристика. Высшие чувства, их особенности. Основные «фундаментальные эмоции» (К. Изард). Их характеристика.

    Эмоциональные особенности личности. Содержательные и динамические характеристики эмоционального переживания.

        

Воля

    Понятие о воле. Природа волевого действия. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условие возникновения и осуществления волевого действия. Побудительная и тормозная функции воли.

    Волевая регуляция. Психологический механизм волевой регуляции.    Волевые качества личности.

 

Темперамент

    Индивидуально-типические свойства человека.

    Понятие о темпераменте. Основные сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

    Тип темперамента. Основные типы темпераментов. Смешанные типы.      

    Физиологические основы темперамента: взгляды на проблему Гиппократа (гуморальная теория), Э. Кречмера, Э. Шелдона (конституциональные теории), И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына (физиологические теории).

    Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.

Характер

    Понятие о характере. Целостность и структурность как основные особенности характера. Структура характера. Проявления характера в отношениях к людям и обществу в целом, к делу и вещественному миру, самому себе. Характер и воля. Характер и эмоциональные особенности человека. Характер и интеллектуальные свойства человека.

    Типологии характеров. Акцентуации характера. Проблема нормального характера.

    Физиологические основы характера. Биологические предпосылки и формирование характера. Социальные факторы развития и формирования характера. Характер и темперамент. Характер и личность.

    Условия и способы формирования характера.

 

 Способности

    Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Проблема измерения и определения способностей. Уровни развития способностей. Общие и специальные способности. Структура способностей.

    Способности и задатки. Активное взаимодействие с окружающим миром, обучение и воспитание в развитии способностей. Психологические закономерности развития способностей школьников.

                                 

ІІ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

        

Предмет социальной психологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...