Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система аналитических показателей




 

Под показателем понимается качественно определенная величина, имеющая переменное количественное значение.

Аналитические показатели представляют собой понятия, в которых находят отражение объем результатов, ресурсов, затрат и уровень экономической эффективности хозяйственной деятельности.

Различают содержание показателей и их числовое значение. В содержании показателей выражается их экономическая сущность, а в числовом значении – их конкретное количественное измерение.

Аналитические показатели могут быть классифицированы по следующим основным признакам:

I. По способу выражения показатели могут быть:

- абсолютными;

- относительными.

Абсолютные показатели отражают объем ресурсов, результатов и затрат на их получение. Например, объем продукции в натуральном, стоимостном выражении, среднесписочная численность рабочих за период и т.д.

Относительные показатели рассчитываются как частное от деления двух абсолютных показателей и предназначены для характеристики динамики, степени выполнения бизнес-плана, структуры изучаемых показателей и эффективности. Например, удельный вес активной части фондов в общей стоимости производственных фондов, фондоотдача, материалоемкость и т.д.

II. По порядку исчисления:

а) абсолютные показатели могут быть:

1) исходя из применяемых измерителей:

- натуральными (шт, метры и т.д.);

- трудовыми (объем продукции в н/час, в ч/час и т.д.);

- стоимостными (руб.);

2) по способу расчета:

- интервальными;

- моментными;

- средними.

Интервальные показатели отражают величину результатов хозяйственных процессов за определенный период времени (например, все показатели отчета о финансовых результатах являются интервальными).

Моментные показатели отражают величину какого-либо ресурса или всей их совокупности на определенную дату (например, показатели по всем статьям бухгалтерского баланса являются моментными).

Средние показатели отражают средний размер ресурса за определенный период времени (среднегодовая стоимость основных фондов или активов организации и т.п.);

б) относительные показатели могут быть:

- коэффициентами;

- удельными показателями;

- структурными показателями.

Коэффициентом называется частное от деления одного абсолютного показателя на другой абсолютный показатель в одинаковых единицах измерения.

Удельным показателем называется частное от деления одного абсолютного показателя на другой абсолютный показатель в разных единицах измерения;

Структурный показатель характеризует долю какого-либо слагаемого в общей величине показателя, т.е. в числителе часть, а в знаменателе общая величина.

III. По содержаниюпоказатели могут быть:

- количественными;

- качественными.

Количественные показатели характеризуют величину хозяйственных результатов и ресурсов. Например, количество единиц оборудования, среднесписочная численность рабочих и т.д.

Качественные показатели отражают существенные особенности хозяйственных процессов, их экономическую целесообразность. Например, рентабельность активов и продукции, затраты на 1 рубль проданной продукции и т.д.

IV. По участию в процессе факторного моделированияпоказатели могут быть:

- анализируемыми;

- факторами.

V. По назначению (цели применения) показатели могут быть:

- характеристиками результатов деятельности организации (например, объем продаж, величина прибыли);

- характеристиками затрат организации (например, численность работников, объем основных производственных фондов, материальные затраты, расходы на оплату труда, себестоимость);

- характеристиками эффективности использования капитала, совокупности ресурсов, отдельных видов ресурсов или их текущих затрат.

VI. По широте использованияпоказатели могут быть:

- универсальными, характеризующими деятельность организаций любой отрасли;

- специфическими.

VII. По степени обобщения показатели могут быть:

- частными;

- обобщающими.

Частные показатели отражают составные части хозяйственных процессов, отдельные стороны деятельности организации. Например, показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов (см. табл. 5).

Обобщающие показатели отражают наиболее общие признаки, свойственные деятельности организаций. Например, обобщающие показатели эффективности деятельности организации (см. табл. 4).

 

Сравнение. Приведение показателей в сопоставимый вид

 

Сравнение – важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть: показатели бизнес-плана, проектные данные, нормативы, показатели предыдущих отчетных периодов времени, показатели аналогичных объектов.

Наиболее распространенными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений:

1) сравнение отчетных показателей с плановыми. Бизнес-план является важным критерием для оценки результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации;

2) сравнение плановых показателей с плановыми и отчетными показателями предыдущего периода позволяет определить напряженность (оптимальность) плановых заданий, качество бизнес-плана;

3) сравнение отчетных показателей с показателями предыдущих отчетных периодов позволяет наблюдать за динамикой экономических показателей, определять тенденции развития коммерческой организации;

4) сравнение фактически достигнутых показателей отчетного периода с нормативами обеспечивает возможность объективной оценки результатов хозяйственной деятельности организации;

5) сравнение между собой показателей работы внутренних структурных подразделений коммерческой организации;

6) сравнение с показателями аналогичных российских и зарубежных организаций в развитых странах.

Результаты сравнений оформляются в виде абсолютных отклонений, отклонений в процентах к базисным показателям и в виде индексов. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости.

Основные способы приведения показателей к сопоставимости:

1. устранение влияния изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, фактический объем продаж предыдущего и отчетного периодов выражается в единой оценке, допустим, в продажных ценах отчетного периода;

2. устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних на одинаковый объем и ассортимент продукции. Например, при сравнении себестоимости базовая себестоимость пересчитывается на фактический объем и ассортимент продукции, работ, услуг;

3. приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления;

4. периоды времени, за которые производятся сравнения, должны быть тождественными.

 

Детализации и группировки

 

Показатели, представленные в учетных регистрах и в отчетности коммерческих организаций, являются, как правило, результатом группировки и обобщения единичных хозяйственных фактов и факторов. При экономическом анализе возникает необходимость их детализации по многим признакам, в различных разрезах. Такая детализация обеспечивает глубину исследования, его всесторонний характер, конкретность познания изучаемых процессов, дает возможность выявить причины, повлиявшие на конечные результаты.

Детализация изучаемых показателей может быть осуществлена по многим направлениям: по времени совершения операций, по месту их совершения, по составным частям, а также возможна детализация по факторам, обусловившим достигнутые результаты.

Детализация по времени, например, годовых показателей, осуществляется по кварталам, квартальных – по месяцам, месячных – по декадам или пятидневкам, внутри декад или пятидневок – по рабочим дням, сменам, часам и т.п. Такая детализация позволяет проследить равномерность отдельных процессов, например, равномерность выпуска и отгрузки продукции, равномерность поступления сырья и материалов, а также выявить тенденции в динамике процессов.

Детализация по месту совершения хозяйственных процессов, например, разделение отраслевых показателей по организациям, внутри организаций – по отдельным структурным подразделениям. Эта детализация позволяет выявить ведущие и отстающие подразделения, сосредоточить внимание на изучении их деятельности.

Детализация показателей по их составным частям необходима для изучения структуры совокупностей с целью выявления роли отдельных частей в формировании сложных показателей и в их изменении. Так, себестоимость проданной продукции может детализироваться в разрезе калькуляционных статей, в разрезе экономических элементов, по группам освоенной и новой продукции, в разрезе важнейших видов продукции; и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...