Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА




Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Этапы развития социальной педагогики.

2. Понятие социальной педагогики, ее предмет и объект.

3. Функции социальной педагогики.

4. Основные категории социальной педагогики

5. Социальная педагогика в системе наук о человеке и обществе.

6. Социальная педагогика и социальная работа.

7. Социальное воспитание.

8. Социально-педагогическая виктимология.

9. Понятие, сущность социализации.

10. Этапы, агенты, средства, факторы, механизмы социализации.

11. Составляющие процесса социализации.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. Назовите этапы развития социальной педагогики.

2. Кто впервые использовал термин «социальная педагогика»?

3. Кто из зарубежных и отечественных педагогов занимался проблемами социальной педагогики?

4. Сравните различные определения социальной педагогики. Выделите то общее, что их объединяет.

5. Определите объект и предмет социальной педагогики.

6. Перечислите функции социальной педагогики, раскройте их содержание. Каковы прикладные задачи социальной педагогики?

7. Назовите основные категории социальной педагогики, дайте им определение.

8. Определите место социальной педагогики в системе социальных наук.

9. Раскройте взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

10.  Дайте определение и охарактеризуйте социальное воспитание.

11. Что такое социально-педагогическая виктимология, каковы ее задачи? Определите понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность».

12. Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации? Перечислите эти условия на каждом из возрастных этапов?

13. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации?

14. Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

15. Дайте определение социализации и обоснуйте его. Проанализируйте различие подходов к понятию социализация в различных концепциях.

16. Охарактеризуйте составные части процесса социализации. В чем основные отличия воспитания от стихийной социализации?

17. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.

18. Охарактеризуйте основные факторы социализации. Докажите их влияние на личность и приведите примеры.

19. Определите влияние социальных факторов на вашу собственную социализацию.

Темы докладов

1. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия, 1999. – 440с.

2. Мудрик А.В. Социализация // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 359- 361.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А.Сластенина. – М. Академия, 2000. – 200с.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. Академический проект, 2001. – 416с.

5. Семенов В.Д. Социальная педагогика // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 361- 363.

6. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Владос, 2001.- 415с.

7. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений  / Под ред. В.А.Никитина. – М.: Владос, 2000. – 272с.

8. Тарабарина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы / Н.В. Тарабарина, Е.О. Лазебная // Психологичесукий журнал. – 1992. – Т13. - №2. – С.14-30

9. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /

П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 208с.

Методические рекомендации

В процессе изучения данной темы необходимо сформировать общие понятия о социальной педагогике, процессе социализации, социально-педагогической виктимологии; определить место социальной педагогики в системе наук о человеке и обществе. Студенту важно ориентироваться в понятийно-терминологическом аппарате по данной проблематике. Целесообразно проанализировать влияние объективных и субъективных факторов на собственную социализацию.

 

ТЕМА 10. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

(для самостоятельного изучения)

ПЛАН

1. Формирование готовности школьников к социальным отношениям (в политической, нравственно-духовной, экологической, экономической области).

2. Нравственное развитие и воспитание. Уровни нравственного развития (Л. Колберг). Гражданское воспитание.

3. Правовая культура и предупреждение правонарушений в дет­ской среде.

4. Уровни экономической подготовки в школе. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

5. Формирование эстетической культуры учащихся.

6. Воспитание физической культуры школьников.

7. Развитие сущностных сфер человека.

8. Три главные роли в жизни человека (гражданин, работник, семьянин).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие этапы морального развития выделены американским ученым Л. Колбергом? От чего зависит уровень морального развития ребенка?

2. Назовите задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

3. В чем вы видите причины нравственной запущенности детей?

4. Раскройте место и роль гражданского воспитания молодежи в формировании базовой культуры личности.

5. Каковы трудности формирования правовой культуры современной молодежи?

6. Назовите основные направления педагогической работы по формированию политической культуры школьника.

7. Какова цель экономического воспитания школьников? Назовите компоненты конкурентноспособой личности.

8. Перечислите уровни экономической подготовки в школе. Какие деловые игры можно использовать в ее ходе.

9. Назовите особенности трудового воспитания школьников на современном этапе. Каковы основные педагогические условия эффективности трудового воспитания детей?

10. Каковы компоненты системы профессиональной ориентации? Зависимость проведения профориентации от возрастных особенностей школьников.

11. Что такое эстетическая культура? Раскройте систему работы школы по формированию эстетической культуры учащихся.

12. Какие качества школьников необходимо формировать в интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сферах, сфере саморегуляции?

13. К каким трем главным ролям в жизни должно подготовить воспитание?

Таблица 2

Базовая культура личности

 

Виды воспитания Понятие Цели и задачи Содержание Формы и средства
Духовно-нравственное воспитание        
Экологическое воспитание        
Воспитание экономической культуры        
Трудовое воспитание        
Профессиональная ориентация школьников        
Эстетическая культура        
Физическая культура        

 

Таблица 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...