Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии




1. В чем заключается системный подход в педагогической теории и практике? Дайте определение системы.

2. Назовите структуру, этапы становления и развития воспитательных систем, критерии оценки.

3. Что такое антропософия и кто ее создатель? Назовите принципы вальдорфской педагогики, раскройте вопросы организации образовательного процесса в вальдорфской школе. Какова роль родителей в организации образовательного процесса?

4. Как осуществляется управление в вальдорфской школе?

5. Что такое эвритмия?

6. Почему в вальдорфском детском саду сказку рассказывают, а не прочитывают?

7. Какова история создания воспитательной системы В.А. Караковского? Назовите главную идею данной системы.

8. Каковы организационное строение, стиль взаимоотношений в системе В.А. Караковского?

9. Раскройте содержание методики коллективной творческой деятельности. Что такое весенний коммунарский сбор? Как организуются будни (ключевые общешкольные дела)? (В.А.Караковский).

10. Каковы взаимоотношения педагогов и учащихся в школе-комплексе?

11. В чем заключаются задачи школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы, каковы ее структурные подразделения? 

12. Как реализуются в школе-комплексе № 18 г. Йошкар-Олы дифференцированный и индивидуальный подходы? Каковы новые подходы в построении учебного процесса?

13. Охарактеризуйте работу музыкальной, художественной, хореографической, спортивной школ, производственного комплекса (школа-комплекс № 18 г. Йошкар-Олы).

14. Назовите условия успешного развития школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы.

Темы докладов

1. Справедливые сообщества

2. Школа диалога культур

3. Воспитательная система школ глобального образования

4. Воспитательная система "общей заботы"

Литература:

1. Адамский А.И. Караковский // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 418.

2. Библер В. Школа диалога культур / В.Библер // Учительская газета. – 1992. - 7 января. – С 15.

3. Боккескоф И. Что такое вальдорфская педагогика? / И.Боккескоф, А.Пинский // Семья и школа. - 1990. - № 10. – С. 29-34.

4. Бондарев Г.А. «Вальдорфская педагогика» // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 126-127.

5. Бондарев Г.А. Штейнер // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 595.

6. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: УРАО, 1997. – 288с.

7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 333с.

8. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. – 155с.

9. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.- Рязань: РПИ, 1993. – 216с.  

10. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.;  Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 143с.

11. Новикова Л.И., А.М.Сидоркин Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 169-170.

12. Педагогическая психология: Учебник для педагогических вузов / Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.; Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Владос - Пресс, 2003.  – 398с.

13. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

Методические рекомендации

При работе над предложенными заданиями необходимо четко понять, что такое воспитательная система школы, ее составляющие, уметь вычленять структурные компоненты системы вальдорфской школы, системы В.А.Караковского и других систем. При характеристике названных систем необходимо объяснять их популярность и актуальность, опираясь на идеи личностно-ориентированной педагогики. Для развития критического мышления студент должен уметь моделировать собственную воспитательную систему школы

ТЕМА 4. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Ретроспектива семьи и семейного воспитания.

2. Функции семьи.

3. Типология семей.

4. Специфика формирующего влияния семьи.

5. Основные факторы формирующего влияния семьи.

6. Причины неудовлетворительного воспитания в семье.

7. Модели отношений в семьях.

8. Проблема сотрудничества педагогов и родителей. Условия эффективности взаимодействия учащихся, родителей и учителей.

9. Задачи педагога в работе с родителями.

10. Изучение семьи школьника.

11. Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем причина кризиса современной семьи?

2. Каковы функции семьи?

3. Каковы причины снижения воспитательного влияния семьи?

4. Какие типы семей вы знаете?

5. Каковы особенности и факторы формирующего влияния семьи

6. Охарактеризуйте наиболее распространенные модели отношений в семье.

7. Что входит в содержание семейного воспитания?

8. В чем состоят особенности взаимодействия педагогов и родителей?

9. Каковы условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей?

 Зафиксируйте в тетрадь ПАСПОРТ СЕМЬИ, программу наблюдения за ребенком в семье (см. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова и др. - Рязань, 1993).

10.  Проведите анализ форм сотрудничества педагога с родителями. Какие формы, на ваш взгляд, наиболее эффективны? Можно ли считать данные формы оптимальными? Какие изменения могут быть внесены? Оформите таблицу 1.

11. Почему тревожно чувствуют себя родители и учителя в случае, если преобладающей формой разрешения вопросов воспитания становится родительское собрание, а остальные формы контактов не практикуются?

12. Какие формы взаимодействия с семьей способствуют вовлечению ее в процесс воспитания детей класса?

 

 

 

Таблица 1

Формы сотрудничества педагога с родителями

 

Формы организации сотрудничества педагога с родителями Примечания
Родительский университет Научно-практические конференции Родительское собрание класса Педагогические консультации для родителей Телефон доверия Письма-характеристики Родительский совет Практикумы  

 

Темы докладов

1. Содержание воспитания в семье

2. Методы воспитания детей в семье

3. Система семейного воспитания Б.П. и Л.А. Никитиных

4. Правила семейного воспитания

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1985.- 238с.

2. Буленкова Н. Семья – это любовь / Н. Буленкова // Воспитание школьников. – 2002. - №1. – С. 42-44.

3. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Ю.В. Василькова Т.А. Василькова. - М.: Академия, 1999. – 440с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?— М.: Черо, 2004. – 240с.

5. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / О.Г. Свердлова; Под ред. В.Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.- 288с.

6. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспедагентство, 1995. – 108с.

7. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие /  Под ред.

М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. – 279с.

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн6ик для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: Академия, 2000.- 232с.

9. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 143с.

10. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.- Рязань: РПИ, 1993. – 216с.  

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

13. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

14. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 320с.

15. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

16. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

17. Фридман Л.М. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей. – М.: Сфера, 1999. – 208с.

18. Фромм А. Азбука для родителей / Пер. И.Г. Константиновой. – Л.: Ленизат, 1991. – 319с.

19. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер,

В. Юстицкис. - Спб: Питер, 1999. - 656с.

Методические рекомендации

Вопросы данного занятия требуют глубокого теоретического осмысления. Особое внимание необходимо обратить на теоретический материал, раскрывающий типы воспитания в семье и их влияние на формирование личности подрастающего человека. В ходе анализа литературы по данной проблеме важно осознать ведущую роль семьи в формировании ребенка, в его социализации. При выполнении задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии № 9 целесообразно обратиться к литературному источнику № 10. В процессе подготовки данного вопроса необходимо выработать свое профессиональное отношение к формам взаимодействия родителей и педагогов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...