Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсужденияСтр 1 из 8Следующая ⇒
Методические рекомендации к практическим занятиям По дисциплине «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» Арзамас АГПИ, 2007 УДК 370.1 (075.8) ББК 74.200 я 73 Р 77
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»
Россова Ю.И. Р 77 Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика». - Арзамас: АГПИ, 2007. - 29 с.
Методические рекомендации посвящены основным разделам теории воспитания и социальной педагогики. Рекомендации предназначены для использования на практических занятиях по теории воспитания и социальной педагогике студентами дневного и заочного отделений педагогических высших учебных заведений.
УДК 370.1 (075.8) ББК 74.200 я 73
© Россова Ю.И., 2007. © Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, 2007
Оглавление стр.
ВВЕДЕНИЕ Современная педагогика переживает этап нового осмысления многих постулатов, долгие годы служивших основой процесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, тоталитаризма, утверждение гуманистических принципов образования не позволяют решать проблему формирования личности старыми средствами. В настоящее время поиск новых средств воспитания детей становится все более актуальной задачей. Для школы как социального института проблема организации воспитательного процесса становится наиболее значимой. Необходима новая школа, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем. Обновление педагогического процесса теснейшим образом связано с подготовкой учителя нового типа, творческой личности, глубоко владеющей достижениями наук о человеке и закономерностях его развития, новыми педагогическими технологиями, искусством обучения и воспитания. Особое значение на современной этапе приобретает педагогический профессионализм, высокий уровень психолого-педагогической и методической грамотности учителя. Исходя из вышесказанного, можно определить цели курса "Теория и методика воспитания. Социальная педагогика": ¨ знакомство с новыми подходами к организации процесса воспитания в современной школе; ¨ вооружение студентов теоретическими и методическими основами организации воспитательного процесса; ¨ обеспечение становления творческой индивидуальности будущего учителя; ¨ выработка нового гуманистического мышления, нравственной направленности мировоззрения, развитие социальной и педагогической культуры, стимулирование самообразования и самовоспитания.
В ходе изучения курса у студентов необходимо сформировать следующие знания и умения: ¨ знание теоретических основ воспитательного процесса, категориального аппарата теории воспитания; ¨ знание теорий, концепций, систем воспитания, движущих сил, закономерностей, принципов, методов, средств, организационных форм воспитания; ¨ знание основных задач воспитания разносторонне развитой личности, вопросы взаимодействия участников воспитательного процесса; ¨ знание основных направлений деятельности классного руководителя, вопросов формирования детского сообщества; ¨ знание теоретических основ социальной педагогики, ее категориального аппарата; ¨ умения организовать воспитательную деятельность на уроке и во внеурочное время; ¨ умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; ¨ умения диагностировать уровень воспитанности школьников; ¨ умение проводить социально-педагогическую диагностику; ¨ умения решать педагогические задачи; ¨ умения в области педагогического мастерства.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Занятие 1 - 2 часа ПЛАН 1. Сущность воспитания. 2. Условия, основное противоречие, субъект и объект воспитания, его содержание, методы. 3. Взаимосвязь понятия "воспитание" с понятием "социализация". 4. Виды воспитания. 5. Специфика воспитания. Отличие воспитания от обучения. 6. Особенности воспитательного процесса. 7. Цель и задачи гуманистического воспитания. 8. Движущие силы воспитания. 9. Диагностика воспитанности школьника. Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии 1. "Сегодня ясно одно: время отрицания воспитания как важнейшей задачи образования прошло. И школа должна найти новые формы и методы решения этой задачи, адекватные нашей действительности" (Шадриков В.Д. К проблеме духовных способностей / В.Д. Шадриков // Магистр - 1996. - № 5. - С. 15). Прокомментируйте это высказывание. 2. Почему в педагогике существует несколько дефиниций воспитания? Докажите. 3. В чем заключается сущность воспитания? В чем отличие процесса воспитания как руководства от воспитания как взаимодействия? 4. Каково основное противоречие воспитательного процесса? 5. Кто является субъектом воспитания? Назовите объект воспитания как деятельности? 6. Существует ли взаимосвязь между процессами воспитания и социализации? Приведите пример стихийной и целенаправленной социализации. 7. Раскройте особенности воспитания и его отличие от обучения. Имеются ли сходства между процессами обучения и воспитания? 8. Перечислите особенности воспитательного процесса. 9. Каковы трактовки цели воспитания в современной педагогике? 10. Какова цель гуманистического воспитания? Что отражает самость и социумность как сферы личностного проявления? 11. Каковы составляющие «базовой культуры личности»? 12. Какие социокультурные явления предопределили необходимость поиска новых подходов к содержанию воспитания? 13. Кто из современных ученых занимается разработкой новых концепций воспитания? 14. Если в воспитательной работе возникают вопросы "что?", "как?" и "кто?" - Какой их этих вопросов для Вас основополагающий? 15. Какие критерии диагностики вам известны? 16. В чем смысл диагностики воспитанности? 17. Раскройте содержание практических методов диагностики воспитанности: прямые вопросы, сочинения, позиция "умолчания", "метод воспитывающих ситуаций", проблемная воспитывающая ситуация. 18. Зафиксируйте методики для изучения воспитанности учащихся ("Акт добровольцев", ситуация выбора, "недописанный тезис", шкалирование для определения ведущих мотивов школьников и др.). Вопросы для самостоятельного изучения 1. Личность воспитателя 2. Содержание процесса воспитания Темы докладов 1. Роль воспитания и его место в системе факторов развития личности 2. Технократическое воспитание 3. Гуманистическое воспитание 4. Гуманистические концепции воспитания Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова. Литература: 1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В.Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36. 2. Воспитание: Современные парадигмы: монография / А.К.Быков, И.А. Липский, Л.Е.Никитина и др. – М.: Московский Север,2006. – 159с. 3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001 – 128с. 4. Кларин М.В. Гуманистическая педагогика // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С.239. 5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 272с. 6. Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 165-168. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с. 8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с. 9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с. 10. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с. 11. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с. 12. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В.Сериков // Педагогика. - 1994. - №5. - С. 16-21. 13. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с. 14. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с. 15. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с. 16. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с. 17. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. - М.: Политиздат, 1989.- 512с. Методические рекомендации Теоретические основы воспитания, его сущность, цели, особенности, содержание, методы рекомендуем рассматривать с позиций личностно-ориентированной педагогики. Необходимо уметь давать сравнительный анализ технократического и гуманистического воспитания. Работа над вопросами для самостоятельного осмысления, особенно над вопросами 1, 3, 9, 12, 14 требует анализа современной социокультурной ситуации. В процессе изучения данной темы необходимо сформировать четкую собственную позицию по отношению к явлениям, происходящим в сфере воспитания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |