Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Русская философия XIX-XX вв.




Методические рекомендации

Русская философия XIX века развивалась как под влиянием внешних источников (французского просвещения, немецкой классической философии, марксизма), как и в силу обстоятельств сугубо национального характера (влияние православия, традиции, особенностей политического расклада, остроты социального вопроса и др.). Именно в этот период складываются основные направления и течения политической мысли, объединенные преимущественно вокруг проблемы выбора Россией общественного идеала, путей и форм дальнейшего развития общества. Русский марксизм (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.) кроме обозначенных проблем занимался дальнейшей разработкой диалектического материализма, теории познания, диалектики, исторического материализма.

Русская религиозная философия представлена очень интересными мыслителями. Например, Вл. Соловьев, его философия «всеединства» возникла как антитеза материализму и свидетельствует о стремлении автора к обновлению религиозного сознания в условиях развития естественнонаучного знания. Мир, будучи однажды создан Творцом, не застыл в своем движении. Мировая душа – творческое, активное начало, воплощение принципа всеединства. Мировая душу – София, связывает воедино Творца и тварь, мир и человечество. Н. Бердяев в своей философии развивает учение о бытии, личности и свободе, объединяя все в «микротеосе» (малом боге) – человеке как участнике божественного миротворения.

 

Литература

1.        Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебн. Пособ. для гумм ВУЗов. М. 1995.

2.        Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Учеб. Пособ. для студентов ВУЗов. СПб. 1995.

3.        Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995.

4.        Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л. 1989.

5.        Шапашников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX вв. Н.Новгород. 1992.

6.        Бенедиктов Н.А., Пушкин С.Н. и др. Философия истории в России XIX век. Н.Новгород. 1994.

7.        Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии).- М.: «Книга» 1991.

8.        Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю / Избранные произведения. Т.1. М. 1956.; К вопросу о роли личности в истории. Там же.

9.        Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл.2, 5. заключение. Полное собрание сочинений. М. 1986. Т. 18.; Философские тетради. К вопросу о диалектике. Там же т.29.

10.    Чаадаев П.Я. Философские письма. Письмо первое. Соч. М. 1989; Апология сумасшедшего. Там же.

11.    В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия. 2-е изд. М.1997, раздел 1.2.

 

Темы контрольных работ раздела.

Характерные черты и этапы становления отечественной философии.

 Литература.

1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебн. Пособ. для гумм ВУЗов. М. 1995.

2. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Учеб. Пособ. для студентов ВУЗов. СПб. 1995.

3. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995.

 

Исторический путь России и судьба человека в творческом наследии почвенников, славянофилов, западников; светских и религиозных мыслителей.

Литература.

1. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия. 2-е изд. М.1997, раздел 1.

2. Бенедиктов Н.А., Пушкин С.Н. и др. Философия истории в России XIX век. Н.Новгород. 1994.

3. Плеханов Г.В. Западники и славянофилы. // Плеханов Г.В. Соч. в 24-х тт. т..23, М.-Л. 1926

 

Декабризм как идейное течение, социально-философские, этические и эстетические идеи декабристов.

Литература.

1. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в 3-х томах. М.1952

2. Нечкина М.В. Декабристы. М. 1982

3. Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Проблемы декабристского движения . Вопросы философии. №2. 1985

 

Социальная теория П.Я.Чаадаева. Философские письма.

 Письмо 1-е и 2-е.

Литература.

1. Чаадаев П.Я. Философические письма. / Чаадаев П.Я. Сочинения . М. 1989

2. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Там же.

 

Философские взгляды ранних славянофилов: А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, А.С.Аксакова, Ю.Ф.Самарина.

Литература

4. Аксаков К.С. О русском воззрении / Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М. 1982

5. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии / Киреевский И.В. ИПзбранные статьи. М. 1984

6. Хомяков А.С. О старом и новом / Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт., т.1. М. 1994

7. Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб. 1994

 

Философия революционного демократизма середины Х1Х века (В.Г.Белинский, Н.П.Огарев, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский).

Литература

1. Белинский В.Г. Литературные мечтания. / Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. В 2-х тт., т.1. М.1948

2. Герцен А.И. Письма об изучении природы. / Герцен А.И. Соч. в 2-х тт., т.1. М.1986

3. Огарев Н.П. Частные письма об общем вопросе. / Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения в 2-х тт., т.1 М.1952

4. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. / Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения в 3-х тт., т.3. М. 1950

5. Никоненко В.С. Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Л. 1983

6. Панин И.К., Плимак Н.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1983-1883гг. М. 1986

 

Философия «всеединства» В.С.Соловьева.

Литература

1. Соловьев В.С. Несколько слов о настоящей задаче философии. Три силы. / Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт., т.1. М.1989

2. Кувакин В.А. Философия В.С.Соловьева. М.1988

3. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.1990

 

Русский космизм. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

Литература

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.1988

2. Русский космизм. М.1993

 

 

Раздел 2. Панорама западной философии XX века

Методические рекомендации

В данном разделе контрольные работы должны содержать изучение хрестоматийных текстов (например, работ Гуссерля, Фромма, Лоренца), определяющих специфику новейшей философии. Поскольку каждое направление развивает свою систему понятий, приводить перечень ключевых терминов нецелесообразно. Надо признать, что перечисленные ниже семь широких течений не исчерпывают всего многообразия философских направлений и школ XX в. Современная философия – это разбитое на множество осколков огромное зеркало. Классифицировать направления можно по разным основаниям. В частности, есть деление школ в зависимости от решения основного вопроса философии (материализм, идеализм, дуализм). Однако это основание является сетью с весьма крупными ячейками, и такие школы, как герменевтика и постструктурализм, просто проскальзывают сквозь сеть, не задевая ее.

Данная классификация преследует лишь учебные цели и не претендует на глубокую систематику. В основе ее качественной разнородности лежит качественная разнородность самого человека. У человека есть тело, душа (чувство, разум, воля, интуиция) и набор установок (интенций или отношений). Тройственная структура (тело – душа – отношение) предопределяет разность направлений. Биологические направления держат в объективе человеческую телесность. Феноменологические – нацелены на чувственную часть души. Логико-рациональные – исследуют разум. Культурологические и социологические направления концентрируются вокруг отношений, угадывая в них скрытые культурные архетипы (структуры Леви-Строса), то экономические интересы (Маркс).

Феноменология – обширная область философских течений. В центре ее – гуссерлианское понятие «интенции» (англ. Intend – намереваться). Имеется в виду то, что человек – это какая-то психологическая готовность (направленность) действовать в каком-либо отношении.

Биологические направления связаны с представлениями о цепи безусловных рефлексов (инстинктов). В психоаналитических произведениях З.Фрейда важную роль играют инстинкты «либидо» и «мортидо» (или «этос» и «танатос» – инстинкты жизни и смерти). В работах К. Лоренца главное внимание уделяется инстинкту агрессии как источнику агрессивности человека. Биологические направления смыкаются с психологическими течениями, рассматривающими психику как природное образование (бихевиоризм Скиннера).

Логико-рационалистические направления анализируют формы мышления и их представленность в языке. При этом в качестве языка рассматриваются как обыденные, так и научные языки (математики, физики и т.д.). Герменевтика оказалась симбиозом феноменологии и рационализма (здесь в качестве предмета философии рассматривается интерпретация текста).

Культурологические направления представляют философию в недрах культуры. Здесь философия выступает в качестве «проявителя» скрытых смыслов культуры. Естественнонаучные направления занимаются поиском законов развития человеческой истории как истории человеческих взаимодействий. Социологические направления лишь усиливают эту тенденцию и акцентируют внимание на понятии социального взаимодействия между людьми.

Необычным, о мощным течением современности является философско-мистическое (даже магическое) направление, где тайны связаны с «путями» движения людей, их траекториями (судьбой, кармой). Это восточные философские системы.

 

Литература

1. Урманцев Ю.А. Девять плюс один этюд о системной фиософии. Синтез мировоззрений. М.: Ин-т Холодинамики, 2001.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. Учеб. Пособ. М.: Высш. шк. 2001.

3. Долгов К.М. Диалектика и схоластика: критический анализ философии неотомизма. М.1983.

4. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. Теоретический анализ мсторико-философского процесса. М.1984.

5. Антология мировой философии В 4 т. М., 1969-1972. Т.4

6. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

7. Франк Ф. Философия науки. М.1961

8. Новая философская энциклопедия. В4т. М., 2000-2001

9. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...