Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.




1. Пантеизм философии эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Диалектика Н. Кузанского.

2. Философия Ф. Бэкона, Т.Гоббса, Р. Декарта, Б.Спинозы, философские системы Дж. Локка и Т.В. Лейбница.

3. Механическая картина мира и задачи философии (П. Гольбах «Система природы»).Человек как машина Ж. Ламетри. Гилозоизм Д. Дидро.

 

Ключевые термины

Макрокосмос и микрокосмос, пантеизм, совпадение противоположностей, пути познания: муравья, науки, пчелы; истина и заблуждение, рационализм, сенсуализм, идеализм, материализм, механицизм, деизм, первичные и вторичные качества, опыт, дуализм, эмпиризм.

 

 Методические рекомендации

Николай Кузанский, Джордано Бруно и другие мыслители эпохи Возрождения исходили из идеи пантеизма о равноправии духа и материи, Бога и Космоса. Вот почему они так тщательно обосновали тезис о совпадении противоположностей. Но если тело столь же божественно, как и разум, то его грешно прятать в лохмотья. Им надлежит восхищаться. Эпоха Ренессанса возродила интерес человека к природе телесного и способствовала экспансии любознательности на вещи, которые раньше считались недостойными человеческого разума. Схоласты были далеки от действительности, они витали в облаках нематериальных первосущностей. Философы раннего и позднего Возрождения указали на природу как весьма интересный объект. С их точки зрения, человек есть божество в миниатюре (микрокосм), укладывающийся в законы «золотого сечения».

В XVII в. появилось экспериментальное естествознание. Наука, и в первую очередь механика, углубилась в изучение Природы. Для этого ей не требовалась гипотеза Бога, за исключением обоснования идеи первотолчка. Философские направления четко оформились. Господствующим стал материализм и идеализм. Материализм опирался на механику и представлял собой направление, в соответствии с которым утверждался примат (первичность) материи над духом. Идеализм отстаивал идею первичности духа (объективного, вселенского или субъективного, индивидуально-личностного) над материей. Материализм и идеализм – крайние полюса. Между которыми оформились промежуточные, компромиссные направления – дуализм (равноправие и безначальность духа и материи), пантеизм (торжество Природы и Бога), деизм, гилозоизм (одушевление всей Природы) и др.

Материализм, в особенности английский (Ф. Бэкон. Дж. Локк, Т. Гоббс) и французский (Р. Декарт, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри), оказался в роли лидера в XVII-XVIII вв. Вселенная здесь рассматривалась по аналогии с огромным часовым механизмом, а законы механики трактовались как универсальные, всеобщие законы природы, общества и человека. Человек тоже уподоблялся машине. Обладающей физической чувствительностью и, подобно арифмомету, интеллектуальными способностями. Материализм развивался в острой борьбе с идеализмом (Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм).

 

 Литература

1.         История философии в кратком изложении.- М.: Мысль, 1990. С.320-323, 346-404, 427-454.

2.         Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика. 1997.

3.         История западноевропейской философии. Учеб. Пособ. Сост. Мотрошилова Н.В. РАН ин-т Философии. М.: 1998.

4.         Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. Пособ. изд. 3-е. М.: Высш. школа. 2003.

5.         Рассел Б. История западной философии. М. 1993.

6.  Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М. 1986.

7. Бэкон Ф. Новый Органон. / Бэкон Ф. Соч. в 2х тт., 2-е изд. М. 1977, т.2.

8. Декарт Р. Рассуждение о методе; Первоначала философии. / Декарт Р. Соч., М. 1989. Т.1.

9.         Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Учеб. Пособ. М.: Унив.кн. 2000.

 

 Занятие 4. Западная философия 18-19 веков.

1. И. Кант: переход от метафизики субстанции к теории субъекта. Гносеология и этика Канта. Априоризм и антиномичность. Категорический императив. Ноуменальная свобода и природная необходимость. Человек как житель двух миров. Категорический императив.

2. Г.В.Ф. Гегель: абсолютная идея как демиург бытия. Метод и система Гегеля.

3. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

4. Критика классического разума: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

5. Философия марксизма: диалектика природы, материалистическое понимание истории, отчуждение и эмансипация человека.

Ключевые термины

Априорный, апостериорный, аналитика, диалектика, аналитические и синтетические суждения, антиномии, разум, рассудок, вещь в себе, абсолютная идея, законы диалектики, бытие, сущность, понятие, развитие, историзм, антропологический принцип, религиозное отчуждение, материалистическая диалектика, основной вопрос философии, материя и сознание, практика и познание, отуждение, труд, формф движения материи, разделение труда, практика и история, собственность частная и общественная, общественно-экономическая формация, способ производства, производственные отношения.

Методические рекомендации

Иммануил Кант (1724-1804) – первый и наиболее серьезный философ среди блестящей плеяды представителей немецкой классической философии . Его философское наследие велико и до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Важнейшие работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов». Сложность языка и философских суждений И. Канта не располагают к легкому чтению, но удивительная ясность мысли обнаруживается как бы «вдруг», когда пытаешься ответить на знаменитые кантовские вопросы.

Человек – это существо разумное, потому нравственное. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч.Т.4.М., 1965. С.499).

Кант рассматривает три этапа процесса познания: опыт (апостериорное знание, идущее от органов чувств изучается трансцендентальной эстетикой); рассудок (изучается трансцендентальной аналитикой); разум (изучается трансцендентальной диалектикой). Уже на уровне разума, когда появляются синтетические суждения (дают новое знание, не имевшееся в посылках), обнаруживается скрытый источник знаний (априорное – доопытное и внеопытное знание). Этот источник существует наряду с опытом. Опыт и рассудок позволяют раскрывать содержание феноменов (явлений); априорные знания и разум раскрывают содержание ноуменов (сущности явлений).

И все же остается в этом лучшем из миров что-то непостижимое (вещь-в-себе). Изощренный в спекуляциях разум постигает в антиномиях свое собственное бессилие.

Кант — это настоящий диалектик. Его учение о противоречивости познания и человеческой истории показывает всю сложность и удивительные перевоплощения человеческого существования.

Г. Гегель (1770-1831) – крупнейший философ-энциклопедист. Главный результат его творчества – диалектика как учение о развитии Духа (абсолютной идеи и субъективного духа). Пользуясь методом диалектики, Гегель создал грандиозную философскую систему, которая имеет началом абсолютную сущность мира (или абсолютную идею).

Абсолютная идея есть логика в чистом виде. Здесь кроется тайна для понимания, т.к. очень трудно понять самое начало гегелевской мировой схематики. Обычно мысль обладает предметным содержанием (она «о чем-то», т.е. можно мыслить, например, о погоде, о природе, о деле, о другой мысли). Абсолютная идея пуста. Эта мысль «ни о чем», поскольку она может существовать сама по себе (без природы, общества и мышления). Абсолютная идея существует вне человека и над миром. Она есть великое и всеобъемлющее Ничто. Но это Ничто беспокойно, словно алчущий ум, который хочет что-то придумать.

Как творческий импульс абсолютная идея есть Нечто. Противоречие между небытием и стремлением стать чем-то – исходное противоречие абсолютной идеи. История ее вписывается в триаду: абсолютная идея – природа – мировой дух. Логика триады составляет основы феноменологии Духа. Фрагменты «Философской пропедевтики» – популярный конспект, в котором зафиксированы основные этапы становления абсолютной идеи.

Л. Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист. Сначала он был гегельянцем, впоследствии перешел на позиции антропологического материализма. Л.Фейербах полагал, как и К. Гельвеции, что человек – продукт природы, а не собственной деятельности и истории. Личность – это «мыслящее тело», а раз тело, то человек есть скорее чувственное, но не разумное существо. Телесное взаимодействие между людьми является природным (единоборство, любовь, помощь, уничтожение). История общества есть история

смены религий (в виду своей слабости человек «изобретает» Бога). Самая совершенная религия связана с самым совершенным типом взаимодействия людей (любовью). Отсюда вывод о том, что в перспективе все религии сольются в единую религию любви.

Философия Фейербаха оказала существенное влияние на формирование марксизма. В раннем марксизме любовь рассматривалась как «мерило человеческого в человеке».

Философские взгляды К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) достаточно хорошо известны в нашей стране. Марксизм широко распространился в Западной Европе во второй половине XIX в. и овладел сознанием половины населения Земли в XX в. Сейчас наступило время упадка влияния его идей. Причины распространения, как и причины упадка, связаны с тем, что основополагающие принципы марксизма – материализм, революционное преобразование общества, равенство, коллективизм, упразднение частной собственности – являлись и остаются привлекательными для беднейших народных масс (пролетариата).

Необходимо отличать философские основания марксизма от его социальной доктрины: путь от философского материализма к идее диктатуры пролетариата не является однозначным и прямолинейным.

Марксистская философия выросла на основе немецкой классической философии. В наследство от Г.В.Ф. Гегеля досталась диалектика, которая в системе Маркса и Энгельса получила материалистическое воплощение (материалистическая диалектика). Идея развития была применена к материальным объектам (вещам, отношениям, свойствам вещей), а не только к идеям. В наследство от Л. Фейербаха достался антропологический материализм, в центре которого живой, действующий и страдающий человек. В результате совмещения и доработки гегелевской диалектики и антропологического материализма Л. Фейербаха получился диалектический материализм.

Диалектика природы с ее разделением форм движения материи (механической, тепловой, химической, биологической) имеет смысл только в том случае, если идея всеобщего развития «работает» на линию социального прогресса. То есть философия природы не является самоцелью. Дело философии природы – обоснование прогресса в социальной жизни. Главное содержание марксизма заключается в утверждении материалистического понимания истории. Способ производства материальных благ является детерминантой исторического прогресса. Чем выше этот способ, тем совершеннее общество. Способ производства, согласно К. Марксу, предстает как совокупность производственных отношений между людьми, основанных на отношениях собственности. Поэтому именно от отношений собственности зависит экономический и социально-политический строй общества. Общественное бытие определяет общественное сознание (мораль, право, науку, религию, искусство).

Одной из отличительных черт марксистской философии является ее тяготение к науке и, прежде всего, к естествознанию. Требование научности философии сочетается здесь с требованием революционного переустройства общества. Законы развития предопределяют недолговечную судьбу буржуазного общества. За обломками капитализма возникает образ будущего общества – обобществившееся (единое) человечество, где нет государств, частной собственности, денег, погони за прибылью.

 

Литература

1. Нарский И.С. Зпадно-европейская философия XIX века. М.: Высшая школа, 1976.

2. История диалектики. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1978.

3. Лапин Н.И. Маркс. М. 1976

4. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия 2-й половины XVII – начала XIX вв. М. 1989.

5. Гулыга А. Гегель. М. 1994.

6. Гулыга А. Кант. М. 1994.

7. Асмус В.Ф. И. Кант. М. 1973.

8. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. соч.-М.: Политиздат, 1955. Т.13. С.5-9.

9. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М.: Наука, 1974. С.290-312, 341-366, 467-474.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. соч.- М.: Политиздат, 1955. Т.21 С.269-317.

 

 КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...