Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 1. Древняя философия.




1. Философия Древней Индии.

Значение «Вед» для индийской философии. Философские идеи «Упанишад». Ортодоксальные даршаны (санкхья-йога, вайшешика-ньяя, миманса-веданта.) Неортодоксальные даршаны (адживика, джайнизм, локаята-чарвака). Философия буддизма.

2. Истоки китайской философии. «И-цзин». Школа «Инь-ян», даосизм, школа легистов, Конфуций и конфуцианство, Мо-цзы и моизм, «Школа имен» (миндзя), материалист Ван Чун.

3. Греческая философия и мифология. Зарождение философских идей в Милетской школе. Учение Гераклита. Ксенофан и элейская школа. Философия Платона и Аристотеля. Античный атомизм. Философия стоицизма.

 Ключевые термины

Апории, апейрон, атом, бытие и небытие, движение, логос, благо, единое и многое, число, форма и материя, космос, истина, этика, субстрат, субстанция, метод.

Методические рекомендации

В древности мир воспринимали как нечто целое, единое. Это утверждение своими корнями уходит в миф. Представление древних о целостности мира отличаются от современных, они носили пространственный характер (космос – все находится в одном). В космосе все устроено единообразно (подобие) и имеет одну вещественную основу. Речь шла о первоэлементах, из которых сделан мир. У разных народов их набор разный, но всегда колеблется в пределах пяти первоэлементов: земля (глина), вода, воздух, огонь, металл. На этих основах строятся мировоззренческие и философские системы древности.

Кроме этого, признается существование и некого материального единства мира. На самых ранних этапах становления философии «это» не определяется, а обозначается словами-символами с мистическим смыслом. Далее эти символы вырастают в философские понятия всемирного духа, надындивидуального начала или подлинного бытия (единое, брахман и т.д.).

Независимо от двух перечисленных начал мира существует и третья сила – неумолимый. Неподвластный богам и людям закон мироздания, естественный ход вещей. Далее эти представления развиваются в теорию изменчивости мира, то есть – диалектику. Это Логос Гераклита, Дао в даосизме, дхарма в индуизме и буддизме.

Все античные философы также были единодушны в утверждении, что мир един. Но почти все они расходились во мнении, что именно служит цементирующим мировым началом. Субстанция – это то начало, которое объединяет великое многообразие всех вещей и явлений. Фалес считал, что субстанцией является «вода», Гераклит – «огонь», Анаксимандр – «апейрон» (нечто беспредельное), Эмпедокл – 4 стихии (земля, огонь, воздух, вода), Пифагор – «числа», Платон – «идеи» и т.д. огромное разнообразие точек зрения обусловило появление принципа «эпохэ» Пиррона и скептиков (т.е. принципа воздержания от суждений). Если мнений много, то истину не знает никто, а потому следует избегать всяких категорических суждений о вещах. В конце концов, «человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они существуют» (Протагор).

В отличие от скептиков и софистов. Многие другие античные философы думали, что есть инструмент познания, способный привести пытливого исследователя к истине путем преодоления тьмы мнений. Инструмент этот – диалектика. Античными мыслителями диалектика трактуется неоднозначно. И все же общим местом является ее определение как метода, способного вывести человека из сетей противоположностей. Умение найти скрытое единство за внешне враждебными противоположностями объекта (или суждения) есть диалектический метод. Отсюда надо полемизировать, спорить. Сталкивать противоположные мнения, чтобы добраться до истины, ведь мудростью обладает не тот, кто владеет богатством, обширными знаниями, кто стремится к вершинам славы и власти. Различные античные школы, разумеется, проповедовали свой идеал мудреца: Нои говорили – мудр тот, кто познал покой и счастье; другие утверждали, что мудр многознающий; третьи убеждали – «многознание уму не научает» (Гераклит). Но. Так или иначе, мудрец должен владеть истиной. Вопрос лишь в том, где она.

 

Литература

1.        Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. С.150-181.

2.        Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1989. С.9-80.; История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль. 1989.; античная философия истории. – СПб.: Алетейя.2000.

3.        Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986. С.404-414ю

4.        Реале Дж.. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994.

5.        Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (начало древнегреческой философии) Учеб. Пособие – Интерпракс. 1996.

6.        Рассел Б. Мудрость Запада – М.: Республика, 1997.

7.        Великие мысли великих людей: Антология афоризма. В 3-х тт. Т.1 Древний мир. Сост. Кондрашев А. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.

8.        Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость. Учеб. Пособ. для ВУЗов. М:-СПб.: Амфора, 2001.

9.        В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. Сб. ст. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., и др. Пер. с англ. СПб.: Амфора, 2001.

10.    История восточной философии: Учеб. Пособ. Сост. Степанянц М.Т. РАН Ин-т философии. М.1998.

11.    Древнерусская космология. Григорьев А.В. и др. СПб.: Алетейя,2004.

12.    Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высш. шк. 2003.

13.    Чанышев А.Н. Философия древнего мира. Учеб. Пособ. М.: Высш.шк.,2003.

14.    Лукьянов А.С. Становление философии на востоке. Древний Китай и Индия. М.:1989.

 

 

Занятие 2. Средневековая философия

1.      Библия и античное наследие как источник фундаментальных идей средневековой философии.

2.      Религиозно-философская картина мира (западная византийская традиция). Теоцентризм.

3.      Соотношение разума и веры – центральная проблема философии средневековья. Проблема универсалий.

4.      Учение о Боге и человеке. Человек в жизни и смерти. Провиденциализм и проблема человеческой свободы.

5.      Средневековая философия истории: телеологизм и эсхатологизм.

 

Ключевые термины

Бог, бытие, вера, разум, догматизм, знание, истина, креационизм, монотеизм, откровение, реализм, патристика, номинализм, схоластика, свобода воли, теология, теоцентризм, томизм, универсалии, телеология, эсхатология, исихазм, апологетика, провиденциализм

 

Методические рекомендации

Изучение средневековой философии должно проходить под знаком Библия.

После знакомства с содержанием Библии легче понять новую роль философии в эпоху господства христианских идей (а это не много, ни мало почти 15 веков: с I по XV вв. н.э.). Поскольку разум в Библии оценивается ниже, чем вера, постольку философия рассматривалась отцами церкви в качестве «служанки богословия». Её (философии) главная задача – служить распространению христианских идей путем их доказательства для неверующих. В Ветхом Завете выдвигается идея существования двух миров (тварного и нетварного), один из которых является объектом вдохновения и утешения для богословов (нетварный мир или сам Бог с его ангелами-помощниками), другой – объектом размышления для философов (сотворенный земной мир). Следует учесть, что религиозная картина мира становится теоцентричной – Бог держит в своей деснице власть над всеми вещами и существами. Существуют два периода в развитии средневековой философии: 1) патристика и 2) схоластика. В период патристики философия – это прерогатива отцов церкви. Здесь она не имеет сколько-нибудь самостоятельного значения, ибо философствовать дозволялось лишь в рамках веры. Рекомендуется обратить особое внимание на взгляды выдающихся представителей патристики – Августина Аврелия (западная), каппадакийцы (византийская).

В период схоластики философия (на западе) выходит из лона церкви и поселяется в университетах (XII-XV вв.). Это означает, что она возымела самостоятельное значение и её идеи не сводятся лишь к обоснованию библейских догматов. Наиболее значительной фигурой в схоластический период был Фома Аквинский (XIII в.).

Проблема соотношения веры и разума решалась по-разному в эпоху патристики и в эпоху схоластики. В раннем средневековье разум рассматривался как составляющая веры, в схоластический период ему отводится собственное поле деятельности, связанное с тварным миром. В это время на авансцену выдвигается проблема существования общих понятий – универсалий (таких как природа, разум, человек и т.п.). Проблема человека решалась в зависимости от библейских сюжетов о свободе воли и божественном предопределении. Сходные проблемы решаются в философии русских мыслителей-книжников X-XIII веков – Илларион Киевский, Никифор Грек, Климонт Смолятич.

 

Литература

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994.

2. История средневековой философии. Хрестоматия в 2х чч. Ч.1. Патристика. Сост. Г.Я. Миненков. Минск: ЕГЦ. 2002.

3. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В 2х тт. СПб.: РХГИ, 2001. сост. С.С. Неретина и др.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2,3. СПб. 1995.

5. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПб ун-та. 1995.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: 1991. В 2х тт. 4х чч.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...