Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пробный запуск программы на выполнение
Если компиляция программы завершена успешно, то можно выполнить пробный запуск выполняемой программы, используя первичный набор исходных данных, называемый контрольным примером. Перед пробным запуском программы следует сохранить текст исходной программы в файле. Чтобы запустить на выполнение программу, текст которой находится в окне редактирования, надо в пункте меню Run(Выполнить) выполнить команду Run. В результате запуска программы с экрана исчезает окно Turbo Pascal и появляется так называемое окно пользователя (user screen). В это окно программа выдает сообщения и результаты выполнения программы (результаты выполнения операторов write и writeln), и из этого окна она получает от пользователя необходимые исходные данные (операторы read и readln). По завершении работы запущенной программы вновь появляется главное окно Turbo Pascal. Просмотреть результаты работы программы можно, переключившись в окно пользователя. Для этого надо в пункте меню Debug(Отладка) выполнить команду User Screenили, удерживая нажатой клавишу <Alt>, нажать <F5>. Вернуться в главное окно из окна пользователя можно, нажав любую клавишу. Чтобы по завершении программы окно пользователя сразу не исчезало с экрана, добавьте в конец текста программы следующие операторы: writeln('Программа завершила работу.'); writeln('Нажмите <Enter>'); readln; Отсутствие в тексте программы синтаксических ошибок и генерация компилятором исполняемого файла программы не является гарантией отсутствия ошибок в программе. Ошибки в программе могут проявляться во время ее работы. Такие ошибки называются ошибками времени выполнения программы (runtime error). В этом случае на экран выводится сообщение типа: Runtime error N at..., где N – номер ошибки. Причиной ошибок времени выполнения, как правило, являются ошибки в логике алгоритма, положенного в основу программы, или неверные исходные данные. С помощью команды Runпункта меню Runзапускается программа, текст которой находится в окне редактора. Чтобы иметь возможность использовать созданную программу вне среды программирования (не запуская Turbo Pascal и не загружая текст программы в редактор), нужно создать исполняемый файл программы. Для этого требуется установить режим компиляции "на диск" и выполнить повторную компиляцию программы. В результате в каталоге, предназначенном для хранения файлов выполняемых программ, появится файл, имя которого будет совпадать с именем файла исходной программы и расширением .ехе. После этого созданная программа может быть запущена вне системы программирования, например из Norton Commander или DOS обычным образом. Завершение работы Для завершения работы с системой программирования Turbo Pascal 7.0, нужно в пункте меню File(Файл) выполнить команду Exit(Выход) или ввести клавишную команду <Alt> - <X>. Программирование линейных вычислительных процессов Линейным называется вычислительный процесс, все действия которого, начиная от ввода исходных данных и заканчивая получением результатов, выполняются последовательно, одно за другим. П р и м е р. На плоскости координатами своих вершин x, y в декартовой системе координат задан треугольник ABC. Найти площадь этого треугольника. Блок-схема алгоритма решения задачи приведена на рис. 10. Рис. 10 Текст программы: Program Treygolnik; Var x1, y1, x2, y2, x3, y3 : real; {координаты вершин треугольника} ab, bc, ac : real; {длины сторон треугольника} p, s : real; {полупериметр, площадь} Begin writeln(‘Ввод исходных данных’); writeln(‘Ввод координат вершины A’); readln(x1,y1); writeln(‘Ввод координат вершины B’); readln(x2,y2); writeln(‘Ввод координат вершины C’); readln(x3,y3); ab:=sqrt(sqr(x1-x2) + sqr(y1-y2)); {длина стороны AB} bc:=sqrt(sqr(x2-x3) + sqr(y2-y3)); {длина стороны BC} ac:=sqrt(sqr(x1-x3) + sqr(y1-y3)); {длина стороны AC} p:=(ab+bc+ac)/2; s:=sqrt(p*(p-ab)*(p-bc)*(p-ac)); {полупериметр и площадь}
write('Площадь =’, s:6:2) end.
Практическая часть 2.1. Ознакомиться с теоретической частью описания лабораторной работы и по указанию преподавателя запустить систему программирования Turbo Pascal. 2.2. Изучить структуру окна системы программирования и основные операции в ней по пункту 1.3 описания. 2.3. Для каждого из заданий составить блок-схему алгоритма решения и текст программы в рабочей тетради и предъявить их преподавателю. Для пояснения исходных данных, результатов и основных операций текст программы следует сопровождать комментариями. 2.4. По указанию преподавателя войти в режим редактирования, набрать текст программы и сохранить его в рабочем каталоге. 2.5. Выполнить компиляцию программы. 2.6. При выполнении п. 2.5 могут возникнуть ошибки. Сообщение компилятора об ошибке выдается в верхней части окна редактирования. При этом курсор устанавливается в ту позицию текста, где возможна ошибка. Если сразу после этого нажать <F1>, то на экране появляется дополнительная информация об ошибке. Нажатие любой другой клавиши стирает эту информацию. При возникновении ошибки необходимо исправить ошибку и повторить п. 2. 5. 2.7. Подобрать исходные данные и запустить программу на выполнение. Результаты зафиксировать в отчете в рабочей тетради. Если возникли ошибки на этапе выполнения, то необходимо внимательно проверить алгоритм решения и текст программы, затем изменить исходные данные и повторить пп. 2.5 - 2.7. 2.8. Аккуратно оформить отчет по лабораторной работе и предъявить его преподавателю. В отчете по каждому заданию должны быть отражены следующие пункты: 1. БСА алгоритма задачи. 2. Исходный текст программы с комментариями. 3. Результаты отладки по п.2.6. 4. Результаты решения по п. 2.7. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |