Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая структура Паскаль-программы




Программа на языке Турбо Паскаль имеет следующую общую структуру:

Program имя;

Uses

{Раздел подключения модулей};

{Разделы описаний}

Type {описание типов};

Const  {описание констант};

Var   {описание переменных};

Label {описание меток};

Function {описание функций};

Procedure {описание процедур};

Begin

Операторы основной программы

end.

В первой строке указывается заголовок программы, содержащий ее имя. Затем после ключевого слова usesуказывается список имен модулей, используемых в программе. Модуль – это компонента программы, которая хранится и транслируется отдельно от основной программы.

Далее размещаются разделы описаний основных объектов программы. Порядок их расположения может быть любым, часть разделов может отсутствовать. Каждый раздел заканчивается символом ‘;’.

После ключевого слова beginразмещаются операторы, описывающие действия алгоритма программы. Эта часть программы называется операторной частью или телом. Программа заканчивается ключевым словом endи точкой.

 

Типы данных и их классификация

Объектами действий в программах являются данные, которые определяются числовыми, логическими и символьными значениями. Для сокращения объема программы и возможности использования ее при различных значениях данных в записи программ используются не сами значения, а их имена (идентификаторы), которые вводятся программистом. Поскольку имена могут принимать множество различных значений, то для них устанавливается понятие типа, которое является одним из основных понятий языка.

Под типом переменной понимается множество допустимых значений этой переменной и совокупность операций, которые могут быть применены к ней.

Тип каждой переменной программы задается при ее описании в одном из разделов описаний.

К основным типам данных языка Турбо Паскаль относятся следующие:

 

 

1). Простые типы, не требующие предварительного описания. 2) Структурированные (сложные) типы, также не требующие предварительного описания. 3) Пользовательские типы, определяемые программистом и требующие предварительного описания в разделе Typeпрограммы.

Простые типы в свою очередь подразделяются на целые, вещественные, булевские (логические) и символьные. Каждый из этих типов имеет установленное в языке название (имя типа), которое указывается при описании переменных.

В Турбо Паскале имеется несколько разновидностей целого типа:

 

№ п/п Имя типа Диапазон значений Объем памяти для хранения одного значения
1 Byte – короткое целое без знака 0..255 1 байт
2 Shortint - короткое целое со знаком -128..127 1 байт
3 Integer - целое со знаком -32768..32767 2 байта
4 Longint – длинное целое со знаком -2147483648.. 2147483647 4 байта
5 Word – целое без знака 0..65535 2 байта

В следующей таблице представлены основные разновидности вещественного типа.

 

№ п/п Имя типа Диапазон значений (по модулю) Объем памяти для хранения одного значения
1 Single 1.5*10-45..3.4*1038 4 байта
2 Real 2.9*10-39..3.4*1038 6 байт
3 Double 5.0*10-324..1.7*10308 8 байт
4 Extended 3.4*10-4932..1.1*104932 10 байт

 

Булевский (логический) тип имеет имя Boolean и два значения — TRUE («истина») и FALSE («ложно). Над значениями допустимы операции сравнения, причем считается, что false <true. Значения булевского типа занимают один байт памяти.

Символьный тип имеет имя Char. Его значениями являются символы из множества ASCII (американского стандартного кода для обмена информацией) — это 256 различных символов, упорядоченных по возрастанию двоичных кодов символов. Если символьное значение имеет графическое представление, то оно изображается соответствующей символьной константой, например: '*', 'х', ‘А’. Если символ не имеет графического представления, то можно воспользоваться эквивалентной формой записи, состоящей из символа «решетка» # и целочисленного кода символа от 0 до 31, например, #13.

Символьный, целый и булевский типы относятся к порядковым типам: каждый элемент множества допустимых значений здесь имеет свой порядковый номер.

К структурированным типам данных языка Турбо Паскаль относятся массивы, записи, множества и файлы. Часть из них будет рассмотрена в последующих лабораторных работах.

Пользовательские типы данных — это новые типы данных, определяемые программистом и требующие предварительного описания в разделе программы Type. В языке Турбо Паскаль имеется два пользовательских типа: перечисляемый тип и тип-диапазон.

Перечисляемый тип задается перечислением тех значений, которые могут принимать переменные, например: Type Color = (red, white, blue); здесь Color – имя типа, назначаемое программистом.

Тип-диапазон: — это подмножество базового типа, в качестве которого может выступать любой порядковый тип, кроме типа диапазона. Тип-диапазон задается указанием минимального и максимального значений, разделенных двумя точками, например: Type Date: 1..31.

 

Описание меток, констант, типов и переменных

В данном разделе приводятся примеры описаний наиболее часто используемых объектов программы.

Описание меток:

Label Ml, Met2, 10; {M1, Met2 и 10 – значения меток, которые могут быть обычным идентификатором или целым числом в пределах от 0 до 9999}.

Описание констант:

Const

Name = 'Таня'; R = 4.15; st = ‘*’;

Здесь Name – строковая константа, имеющая значение Таня, R – числовая константа со значением 4.15 и st – символьная константа, которой присвоено значение символа ‘*’.

В языке имеется несколько стандартных констант, которые не описываются:

Pi = 3.141592653 – число p;  Maxint = 32767 – максимальное число целого типа; True и False со значениями соответственно «истина» и «ложь».

Описание типов:

Туре

Dip = 1..20; {Тип-диапазон с числовыми значениями и именем Dip}

Let = 'а' .. 'z'; {Тип-диапазон с символьными значениями и именем Let}.

Month=(jan,feb,mar); {Перечисляемый тип с именем Month}.

Ms=Array[1..4] of real; {Тип-массив}.

Описание переменных:

Var

a, b, с: Integer; {переменные с именами a, b, с имеют целый тип}

s, name: Char; {переменным s и name назначен символьный тип}

а12: Boolean; xl,x2: real; { a12 – переменная логического типа, x1, x2 – переменные

                                       вещественного типа}

k,s: Let; {переменные k и s относятся к пользовательскому типу с именем Let,

           который должен быть предварительно описан в разделе типов}

Переменные используются для представления значений, изменяющихся в программе. Выбор имен переменных должен осуществляться программистом так, чтобы были понятны их смысл и назначение.

Операторы языка Паскаль

По функциональному назначению операторы подразделяются на следующие группы: присваивания, ввода/вывода, управления, операторы определения функций и процедур.

Операторы присваивания имеют следующую общую форму записи:

<Имя переменной или функции> : = <выражение>;

Для оператора используется знак присваивания ‘:=’, слева от которого записывается имя переменной или функции, которой присваивается значение, а справа – выражение, значение которого вычисляется перед присвоением, например:

С:= А/В; D:=(32*S-(18+c)*F); S:=S + Un;

Операторы ввода-вывода. В Паскале нет специальных операторов ввода-вывода. Для обмена информацией с окружающим миром в программах используются стандартные (т. е. встроенные в язык) процедуры. Процедура — это некоторая последовательность операторов языка Паскаль, к которой можно обратиться по имени. Стандартная процедура не нуждается в предварительном описании, она доступна любой программе, в которой содержится обращение к ней. Обращение осуществляется по имени процедуры, которое не является зарезервированным словом.

Для ввода данных используются следующие операторы обращения к встроенным стандартным процедурам ввода данных:

Read (А,В,С); где А, В, С — имена переменных, значения которых подлежат вводу для запоминания в оперативной памяти.

 

Ввод осуществляется набором численных значений переменных на клавиатуре минимум через один пробел. После ввода последнего значения нажимается клавиша <Enter>.

Readln (A,B,C); ввод выполняется так же как в первом случае, но после окончания ввода курсор перемещается к началу новой строки.

Readln; означает ожидание нажатия клавиши <Enter>. Обычно этот оператор вставляется в текст программы перед последним End для сохранения на экране содержимого окна результатов выполнения программы.

Для вывода данных на экран монитора используется оператор обращения к стандартным процедурам вывода данных:

Write ('а = ', а:7:3, ' b =', b:6:3) — выводятся значения переменных a и b. Цифра 7 после первого двоеточия означает общее количество позиций, выделяемых для вывода значения численной переменной, включая знак, целую часть, десятичную точку и цифры после запятой, цифра 3 после второго двоеточия означает количество цифр после десятичной запятой. Лишние позиции будут заменены пробелами перед целой частью числа и нулями после дробной части.

Writeln ('Значение числа ПИ=', pi); вывод значения числа pi на экран будет осуществлен в экспоненциальной форме: 3.14159265358979Е+0000.

Writeln; означает пропуск одной строки и переход к началу новой строки.

Операторы других групп рассматриваются в последующих лабораторных работах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...