Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАНЯТИЕ 4. Тема: Закон Российской Федерации
«О безопасности дорожного движения»
Цель занятия: Ознакомить учащихся с основными положениями Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
Автомобилизация является важной составной частью прогресса общества. Автомобильный транспорт имеет огромное значение для удовлетворения не только экономических, но и социальных потребностей населения. Однако процесс автомобилизации имеет и негативные стороны. Существенным отрицательным его последствием является аварийность на дорогах. В настоящее время ежегодно на дорогах мира погибает не менее 250 тыс. человек и более 10 млн. получают ранения. Переломить неблагоприятные тенденции с ростом аварийности на автомобильном транспорте можно путем совершенствования всей деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»,принятый Государственной Думой 15 ноября 1995 г. и подписанный 10 декабря 1995 г. Президентом Российской Федерации. Закон включает в себя 8 глав. В первой главе определяются задачи закона: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Здесь же дается объяснение основных терминов, используемых в законе (дорожное движение, участник дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие и др.). Далее обосновываются основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: - приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности; - приоритет ответственности государства над ответственностью граждан за обеспечение безопасности дорожного движения; - соблюдение интересов граждан, общества и государства. Глава вторая раскрывает основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Выделяются основные направления обеспечения безопасности дорожного движения: - установление полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; - координация их деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; - разработка и утверждение законодательных и иных нормативных актов; - осуществление деятельности по организации дорожного движения; - организация подготовки водителей транспортных средств и ряд других. Устанавливаются полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения; порядок лицензирования, связанный с этой деятельностью. Раскрывается порядок участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и их права. Устанавливается порядок организации государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Приводится перечень показателей учета: количество дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; количество нарушителей Правил дорожного движения; количество административных правонарушений и уголовных преступлений; а также другие показатели. В третьей главе обосновывается необходимость разработки государственных, региональных и местных программ, направленных на обеспечения безопасности дорожного движения. В четвертой главе раскрываются основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Три статьи Закона посвящены обоснованию основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, обустройству их объектами сервиса. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, запасных частей и дополнительного оборудования изложены в ст. 15 Закона. В ней говорится о том, что все эти составляющие подлежат обязательной сертификации. На изготовителей возлагается ответственность в соответствии с действующим законодательством. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется после регистрации и выдачей соответствующих документов. После внесения изменений в конструкцию транспортного средства необходимо проводить повторную сертификацию. В статье приводится порядок сертификации, а также перечень групп запасных частей, подлежащих обязательной сертификации. Сюда относятся: детали и узлы тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, ремней безопасности и многие другие. В ст. 16 Закона приводятся основные требования по обеспечению безопасности движения при эксплуатации транспортных средств. Техническое состояние транспортных средств должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на их владельцев либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Здесь же приводятся требования по оборудованию транспортных средств регистрационными знаками. Излагаются требования к регистрационным знакам, приводятся коды регистрационных знаков субъектов Российской Федерации. Цели и порядок проведения обязательного государственного технического осмотра транспортных средств устанавливается в ст. 17 Закона. В соответствии с этой статьей осмотру подлежат: - автомобили, мотоциклы и прицепы к ним – 1 раз в два года, а находящиеся в эксплуатации свыше 5 лет – 1 раз в год; - пассажирские транспортные средства – 2 раза в год. В 2006 г. вступают в силу изменения в порядке прохождения технического осмотра. Новые транспортные средства будут проходить технический осмотр по формуле 3+2+2, то есть сначала через 3 года, затем - через 2 и через 2. В последующем – 1 раз в год. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, обучении участников дорожного движения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований устанавливается федеральным законом и предусматривается не реже одного раза в пять лет. Права и обязанности участников дорожного движения изложены в ст. 24 Закона. Участники дорожного движения имеют право: - свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам; - получать от должностных лиц информацию о причинах ограничения или запрещения движения по дорогам; - на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы при дорожно-транспортных происшествиях; - на возмещение материального ущерба в случаях. Предусмотренных законодательством; - обжаловать незаконные действия должностных лиц. Участник дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона. Граждане Российской Федерации, достигшие установленного возраста, могут после соответствующей подготовки быть допущены к сдаче экзаменов на получение права управления транспортным средством. Право на управление транспортными средствами предоставляется: - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») – лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста; - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (категория «С») – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д») – лицам, достигшим двадцатилетнего возраста; - составами транспортных средств (категория «Е») – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категории «В», «С» или «Д», - при наличии стажа управления транспортным средством данной категории не менее 12 месяцев; - трамваями и троллейбусами – лицам, достигшим двадцатилетнего возраста. Далее приводятся основные требования по подготовке водителей транспортных средств и порядок получения ими права на управление транспортными средствами. Ст.29 Закона посвящена вопросам обучения граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм. Обучение проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями. Положения об обязательном обучении граждан безопасному поведению на дорогах включаются в государственные образовательные стандарты. Глава пятая посвящена вопросам обеспечения государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения. Здесь приводится Положение о Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) МВД России; раскрываются задачи, которые возлагаются на этот орган: - осуществление государственного контроля за соблюдением действующих в Российской Федерации законодательных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; - принятие экзаменов по правилам дорожного движения и выдача удостоверений на право управления транспортными средствами; - осуществление регистрации автомототранспортных средств; - организация и проведение государственного технического осмотра транспортных средств; - регулирование дорожного движения; - участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; - организация и проведение работы по розыску угнанных, похищенных транспортных средств; - осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий; - учет дорожно-транспортных происшествий; - изучение условий дорожного движения, принятие мер к его совершенствованию; - осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств; - согласование проектов строительства, реконструкции и ремонта дорог; - разъяснение законодательства, действующего в сфере дорожного движения с использованием средств массовой информации. В этой же главе представлены Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, а также Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ. Глава шестая подробно раскрывает вопросы, связанные с ответственностью за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Эти вопросы были подробно рассмотрены нами на предыдущем занятии. Глава седьмая устанавливает приоритет международных договоров над федеральными законами в области дорожного движения в случае, если они противоречат друг другу. В заключительной восьмой главе устанавливается срок вступления в силу настоящего Федерального закона.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |