Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




                               

1. Общественно-политические преобразования в России начала XVIII века и их отражение в художественной литературе.

2. Русская литература XVIII века в отечественном литературоведении последнего десятилетия.

3. Русская комическая опера.

4. Что такое «лёгкая поэзия»?

5. Художественные особенности произведений «лёгкой поэзии»: автобиографизм, психологизация, субъективизм, внимание к быту, пластичность образов.

6. Значение львовско-державинского круга в истории русской литературы и искусства.

7. Новгородская тема в русской литературе XVIII века: Я.Княжнин «Вадим Новгородский», А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.Карамзин «Марфа Посадница».

8. «История о царстве Казанском» и русская поэзия XVIII века.

9. Мотивы «Слова о полку Игореве» в поэзии XVIII – нач. XIX вв.

10. Традиции агиографической литературы в творчестве писателей XVIII века.

11. Тематика и проблематика повестей. Какие новые темы и проблемы появились в русской прозе, как они реализуются в сюжете, композиции, стиле «гистории».

12. Как решаются в «гисториях» такие вечные темы, как «человек и судьба», «герой времени», «отцы и дети», проблемы любви и брака.

13. Жанровое своеобразие пьесы «Владимир» Ф.Прокоповича. Трагическое и комическое в пьесе как отражение борьбы старого и нового в истории.

14. Сатирическое начало в трагедокомедии Ф.Прокоповича «Владимир» и его проявление на уровне тематики, сюжета, системы образов, стиля произведения.

15. Монографический анализ сатиры А.Кантемира «На зависть и гордость дворян злонравных». «Филарет и Евгений» (1729-1730).

16. Особенности композиции сатир А.Кантемира. Что лежит в основе композиционного деления текста? Мотивируйте двучастное деление вступления. Как связаны отдельные фрагменты в основной части композиции? Докажите, что произведение имеет кольцевую композицию (на примере сатиры №1).

17. Как в сатирах А.Кантемира, А.Сумарокова, В.Капниста реализуются принципы изображения характера, присущие эстетике классицизма.

18. Каковы особенности проявления личности автора и его оценок явлений действительности в сатирах А.Кантемира, А.Сумарокова, В.Капниста?

19. Тема науки и просвещения в творчестве А.Кантемира и М.Ломоносова.

20. Проблема воспитания в русской литературе XVIII века (Кантемир, Сумароков, Фонвизин, Радищев).

21. Трагедия А.Сумарокова «Димитрий Самозванец» и трагедия А.Пушкина «Борис Годунов».

22. Проблема историзма трагедий А.Сумарокова.

23. Особенности басен А.Сумарокова. (Тексты подбираются студентом).

24. Сравнительный анализ комедий А.Сумарокова «Рогоносец по воображению» и Д.Фонвизина «Бригадир».

25. Философско-эстетические взгляды А.Сумарокова в его работах по теории и истории классицизма.

26. А.Сумароков – создатель жанровой системы русской лирики.

27. Роль А.Сумарокова в создании русской басни.

28. Комедии А.Сумарокова и их эволюция.

29. Русская проза 50-70-х годов XVIII века: А.Сумароков «Письмо о некоторой заразительной болезни», М.Чулков «Ставленник» и «Драгоценная щука». Идейно-тематическое своеобразие, жанровая специфика, стилевые особенности.

30. Монографический анализ повести М.Чулкова «Пригожая повариха».

31. Эстетические взгляды М.Ломоносова.

32. Художественные особенности научно-философской лирики М.Ломоносова.

33. Научно-патриотическая тема в творчестве М.Ломоносова.

34. Тема войны и мира в поэзии М.Ломоносова и Г.Державина.

35. Библейская тема в поэзии М.Ломоносова.

36. Поэтика «Оды на взятие Хотина» М.Ломоносова.

37. Проблемы стиля од М.Ломоносова в современном литературоведении.

38. Поэтический идеал М.Ломоносова и принципы его выражения («Ода …1747 года», «Разговор с Анакреоном»).

39. Поэтико-стилистические особенности од М.Ломоносова как высокого жанра. Композиция, ритмика, символика, эпитетика, «высокая лексика», излюбленные синтаксические конструкции.

40. Общественная коллизия и любовная интрига в трагедии М.Ломоносова «Тамара и Селим».

41. Монографический анализ духовной оды М.Ломоносова («Вечерние размышления о Божием величестве»).

42. Анакреонтическая поэзия Г.Державина.

43. Новаторство Г.Державина в жанре оды.

44. Изображение мира и человека, собственной жизненной позиции в поэзии Г.Державина. («К первому соседу», «Храповицкому», «Снигирь»).

45. Авторская личность и формы выражения в одах Г.Державина «Фелица», «Евгению. Жизнь Званская».

46. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Державина.

47. Сравнительный анализ стихотворения Г.Державина «Памятник» и стихотворения А.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

48. Восточная повесть в русской литературе. Повесть И.Крылова «Каиб».

49. Пародийный характер шутотрагедии И.Крылова «Трумф».

50. Проблематика «Почты духов» И.Крылова.

51. Масонская поэзия. М.Херасков и поэты его школы.

52. Своеобразие лирики М.Хераскова.

53. Роль М.Хераскова и поэтов его школы в формировании русского сентиментализма.

54. Особенности сюжетосложения в комедии Д.Фонвизина «Недоросль».

55. Композиция комедии Д.Фонвизина «Недоросль». Типы связей между героями в комедии.

56. Проблема художественного метода комедии Д.Фонвизина «Недоросль». Взгляды Пигарева К., Макогоненко Г., Западова В. на особенности метода Фонвизина. Определите и мотивируйте свою точку зрения.

57. Автобиографическое начало в книге А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

58. Проблема жанра книги А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

59. Особенности системы образов в книге А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

60. Специфика сюжетосложения в книге А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Традиционные мотивы путевой литературы, их роль в организации сюжета.

61. Ода «Вольность» А.Радищева и ода «Вольность» А.Пушкина. (Сравнительный анализ).

62. Лирика Н.Карамзина. Тематика, лирический герой, жанровое своеобразие, «новый слог».

63. Повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза».

64. Повесть Н.Карамзина «Остров Борнгольм».

65. Особенности и характер историзма повестей Н.Карамзина «Наталья – боярская дочь» и «Марфа Посадница».

66. Круг решаемых проблем в журнальной сатире Н. Новикова. Способ изображения человека и мира. Жанрово-стилевые особенности его произведений.

67. Формы и виды комического в журналах Н. Новикова.

68. Быт и нравы поместного дворянства в изображении Н. Новикова, Д. Фонвизина, А. Радищева.

69. «Пейзаж души» в лирике М.Муравьёва. Взаимосвязь мира природы и мира человеческих чувств в поэзии Муравьева. Причины обращения автора к ночному пейзажу. Значение творчества М.Н. Муравьева в истории русской по­эзии XVIII—XIX столетий

70. Значение романа В.Тредиаковского «Езда в остров любви» в формировании любовно-галантного этикета в русской литературе 30-х – 40-х годов XVIII века.

71. Особенности литературно-теоретических взглядов В.Тредиаковского.

72. Анализ стихотворения И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек».

73. Особенности сатирического творчества И.Дмитриева.

74. Поэзия В.Петрова и её место в литературе своего времени.

75. Ироикомическая поэма В. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» и «Душенька» И. Богдановича.

76. Комедия В.Капниста «Ябеда».

77. Образ Петра I в произведениях русских писателей XVIII века.

78. Историческая тема и особенности её решений в художественных произведениях писателей Петровского времени.

79. Екатерина II как писатель.

80. Процесс обмирщения русской литературы и культуры переход­ного от средневековья к новому времени периода.

81.  Значение нравственно-дидактической литературы петровско­го времени в формировании нового бытового и литературного этикета («Юности честное зерцало», «Приклады, како пишутся комплимен­ты»).

82. Образ Петра Первого в произведениях русских писателей XVIII в.

83.  Проблема воспитания в русской литературе XVIII столетия (А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин).

84. Национально-патриотическая тема в творчестве М.В. Ломо­носова.

85.  Художественные особенности научно-философской лирики М.Ломоносова.

86. Значение творчества М.Ломоносова в развитии русского литературного языка.

87.  Проблема историзма трагедий А.П. Сумарокова.

88.  Сравнительный анализ комедий «Рогоносец по воображению» А.П. Сумарокова и «Бригадир» Д.И. Фонвизина.

89. Образ Самозванца в трагедиях А.П. Сумарокова («Димитрий Самозванец») и А.С. Пушкина («Борис Годунов»).

90.   Просветительский характер «Письмовника» Н.Г. Курганова.

91.  Ирои-комическя поэма В.И. Май­кова «Елисей, или Раздраженный Вакх». Монографический анализ

92.  Национальная эпопея М.Хераскова «Россияда».

93.  Своеобразие творчества Я.Б. Княжнина-комедиографа.

94.  История и современность в трагедии Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

95.    Жанр басни в творчестве И.И. Хемницера.

96.   Цикл произведений о Фелице в творчестве Державина.

97. Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» М.В. Ло­моносова, Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.

98.   «Душенька» И.Ф. Богдановича и «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Опыт сопоставительного анализа.

99. Своеобразие поэтического творчества Н.А. Львова.

100. Письма русского путешественник» Карамзина. Проблематика и поэтика 

 

              

 

Экзаменационные вопросы  и задания по дисциплине

 

1.Культура первой четверти XVIII века как переходное явление. Просвещение, театр, печать, литература.

2. Выполните анализ басни И.И. Хемницера «Добрый царь» (1872). Определите авторскую позицию и способы ее выражения.

2

1.Тематика и проблематика безавторских повестей. Какие новые темы и проблемы появились в русской прозе, как они реализуются в сюжете, композиции, стиле «гисторий». «Повесть о российском матросе Василии Кариотском».

2. Выполните анализ стихотворения Н.М.Карамзина «К соловью» (1793). Какие характерные для сентиментализма мотивы и образы использует автор? В чем особенности стилевой манеры поэта?

3

1.Феофан Прокопович как общественный деятель, публицист и писатель. Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича.

2. Стихотворения И.Дмитриева «Стонет сизый голубочек» (1792) как образец русского сентиментализма.

4

1.Проблематика и поэтика сатир А. Кантемира (генезис, идеология, типология образности, особенности словоупотребления).

2. Выполните анализ отрывка из повести Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм». Какие художественные приемы использует писатель? Какова их функция? О каких особенностях творческого метода прозаика можно говорить на примере этого произведения?

5

1.Художественные искания В.К. Тредиаковского.

2.Анализ стихотворения М.Н.Муравьева «Ночь» (1776, 1785). Каковы особенности авторского мироощущения? Образный строй стихотворения.

В чем своеобразие его стилевой манеры?

6

1..Философия и эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров, стилей. Теоретико-литературные труды В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова.

2.Анализ басни И.Дмитриева «Суп из костей» (1805). Какие аллегорические образы использует поэт для выражения своей позиции? В чем, с вашей точки зрения, проявляются особенности поэтической манеры И.Дмитриева в жанре басни?

7

1.Жанр оды и его разновидности в творчестве М.В. Ломоносова. Понятие канона, типология образности, мирообраз, особенности словоупотребления в торжественной оде. Своеобразие философских и духовных од М.В.Ломоносова.

2.Выполните анализ произведения Н.И.Новикова «Рецепт для г.Злорада». Каков предмет сатирического обличения? С помощью каких приемов это осуществляется? В чем особенности избранной формы?

8

1. Жанр комической оперы и его место в русской драматургии XVIII века. («Анюта» М. Попова; «Мельник колдун, обманщик и сват» А. Аблесимова; «Несчастье от кареты» Я. Княжнина).

2.Анализ произведения И.А.Крылова «Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии его приятелей за чашею пуншу». Каков предмет сатирического обличения? С помощью каких приемов это достигается? Как в художественном строе произведения отражается жанровая установка?

9

1. Проблема героя и особенности романтической эстетики в романе Н.М.Карамзина «Рыцарь нашего времени».

2.Выполните анализ отрывка из шутотрагедии И.А.Крылова «Трумф» («Подщипа»). Что и как пародирует автор в представленных образах? Какие приемы комического определяют стилевые особенности произведения?

10

1.Категория личности и уровни её проявления в поэзии Державина 1780-90-х годов.

2.Выполните анализ произведения Н.И.Новикова «Отписки крестьянские». В чем проявилось новаторство сатирика в создании образов, способах типизации, в форме повествования?

11

1. Проблематика и поэтика жанра трагедии в русской литературе XVIII века: своеобразие конфликта, художественная образность, пространственно-временная структура, стиль (М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, Я.Б.Княжнин).

2. Анализ стихотворения Н.М.Карамзина «Осень» (1789). В чем смысл названия? Как раскрывается тема человек и природа? В чем заключались поэтические открытия Карамзина?

12

1. «Письма русского путешественника» Н. Карамзина. Проблематика, автор и герой, жанр, стиль.

2. Анализ отрывка из комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир». Как в данной сцене раскрываются характеры действующих персонажей? Какова авторская позиция и с помощью каких комических приемов она выражается?

13

1.Сатирическая публицистика 1769-1774-х годов. Журналы Н.И.Новикова. Осмысление прозы Н.И. Новикова в трудах В.И. Глухова.

2. Анализ стихотворения Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская» (1807). Поэтический идеал автора и формы его воплощения?

14

1.Русская комедия второй половины XVIII века. (Сумароков, Лукин, Фонвизин). Суждения П.Н. Беркова о русской комедии этого времени.

2.Выполните анализ отрывка из поэмы И.Ф.Богдановича «Душенька». Какие новые творческие установки автора? Как это проявляется в художественном строе и стиле произведения?

15

1.Поэзия А.П. Сумарокова: жанровый состав, стиль, поэтика (песня, басня, сатира, пародия).

2. Выполните сопоставительный анализ отрывков из произведений А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и И.А.Крылова «Каиб». В чем причины сходства и отличий авторских описаний? Определите особенности повествовательной манеры Радищева и Крылова.

16

1.Проблематика, поэтика и жанровое своеобразие демократической прозы 1760–1770-х годов (Ф. Эмин, М.Чулков, В.Левшин).

2.Выполните анализ стихотворения Ф.Прокоповича «Плачет пастушок в долгом ненастии» (1730). Какие аллегорические образы использует автор, их значение и функции в барочном произведении?

17

1. Своеобразие русской литературы XVIII века. Проблема периодизации.

2.Выполните анализ отрывка из трагедии Я.Б.Княжнина «Вадим Новгородский». Какова роль монолога для раскрытия действующего персонажа? Особенности построения и звучания монолога.

18

1. Эволюция жанра исторической повести: от «Натальи, боярской дочери» к «Марфе – посаднице».

2. Выполните анализ отрывка из поэмы В.И. Майкова «Елисей или раздраженный Вакх». Какие комические приемы использует автор? Каково их значение для формирования нового поэтического стиля?

19

 

1. Героическая поэма в русской литературе XVIII века. (А.Кантемир, М.Ломоносов, М. Херасков). Книга А.Н. Соколова о русской поэме XVIII - пер. пол. XIX века.

2.Выполните анализ отрывка из произведения А.Н.Радищева «Письмо другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782). Как в данном фрагменте раскрывается герой-повествователь? В чем особенности стилевой манеры Радищева?

20

1.Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»: проблематика, сюжетосложение, особенности изображения персонажей, жанровое своеобразие.

2.Выполните сопоставительный анализ произведения В.К.Тредиаковского «Стихи похвальные России» (1728) и отрывка из стихотворения М.В.Ломоносова «Разговор с Анакреоном»(1761). Как воплощается в них поэтический идеал русского классицизма? Можно ли говорить о развитии художественных принципов?

21

1.Поэтика жанра высокой стихотворной комедии В.Капниста «Ябеда» (П.Н. Берков об этой комедии).

2. Анализ стихотворения Г.Р.Державина «Храповицкому» (1797).Какова авторская позиция и способы ее выражения?

22

1.Проблематика, жанрово-стилевое своеобразие лирики Державина 1779–1783гг. Поэтика оды «Фелица».

2. Анализ отрывка повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» (его проблематика и поэтика).

 

23

1.И.А.Крылов – писатель XVIII века. «Почта духов», «Каиб», «Ложные панегирики», «Трумф».

2. Анализ отрывка из поэмы М.М.Хераскова «Россияда». Как создаются эпические образы? В чем особенности стилевой манеры автора?

24

1.Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Книга П.А. Орлова.

2.Выполните анализ стихотворения М.В.Ломоносова «Утреннее размышление о Божием Величестве». Почему это произведение можно считать памятником философской поэзии?

25

1.Творчество А.Н. Радищева до «Путешествия из Петербурга в Москву»: проблематика, жанровый состав, стиль.

2.Выполните анализ басни А.П.Сумарокова «Болван» (1760) Какие аллегорические образы создает автор? Их значение? В чем особенности басенного слога Сумарокова?

26

1.Особенности сюжетосложения, композиция, жанровое своеобразие книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

2. Выполните анализ стихотворения Г.Р.Державина «Венец бессмертия» (1798). В чем особенность авторской позиции и каковы способы ее выражения?

 

27

1.Поэтика и эстетика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

2.Выполните анализ отрывка из произведения А.Д.Кантемира «Сатира VII. О воспитании. Князю Никите Юрьевичу Трубецкому». Авторская позиция и формы ее выражения.

28

1. Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: «Остров Борнгольм».

 

2. Анализ стихотворения Г.Р.Державина «К первому соседу» (1780). Определите жанровые особенности произведения. Как жанровая установка воплощается в художественном пространстве стихотворения? В чем своеобразие поэтической манеры автора?

 

Список текстов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

 

Приклады, како пишутся комплименты разные.

Юности честное зерцало.

Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли.

Феофан Прокопович. О поэтическом искусстве. Владимир (Трагико­медия). Слово на погребение Петра Великого.

А.Д. Кантемир. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских. Сатира I ("На хулящих учения. Куму своему"). Сатира II ("На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений"). Сатира VII ("О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому").

В.К. Тредиаковский. Новый и краткий способ к сложению российских стихов. Басенка VIII. Ворон и Лисица. Тилемахида. Баллад о том, что любовь без заплаты не бывает от женска пола. Ода торжественная о сдаче го­рода Гданска. Псалом CXLIII.

М.В. Ломоносов. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Разговор с Анакреоном. Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года. Ода на день восшествия на всерос­сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петров­ны 1747 года. Вечернее размышление о Божием величестве при случае вели­кого северного сияния. Утреннее размышление о Божием величестве. Пере­ложение псалмов 14, 143, 145. Ода, выбранная из Иова. "Я знак бессмертия себе воздвигнул...". Гимн бороде. "Случилось вместе два Астронома в пиру..." "Ночною темнотою...". Тамира и Селим.

А.П. Сумароков. Эпистола о стихотворстве. Трагедии: "Синав и Трувор", "Димитрий Самозванец". Комедии: *"Тресотиниус", "Ро­гоносец по воображению. " Песни: "Савушка грешен...", "Не грусти, мой свет! Сатиры ("О благородстве", "Пиит и друг его", "О худых рифмотворцах", "Кривой толк", "Наставление сыну").

В.И.Лукин. Мот, любовью исправленный.

М.М. Херасков. К Ничтожность. Время. О терпении. Бог. Чесмесский бой.  

В.И. Майков. Елисей, или Раздраженный Вакх. Переложение псалма 81. И.Ф. Богданович. Душенька.

Екатерина II. «Всякая всячина». Сказка о царевиче Хлоре. Историче­ское представление из жизни Рюрика. О время! Житие преподобного Сергия Радонежского. 3аписки.

М.Д.Чулков. Пригожая повариха.

М.Комаров. Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российского мошенника, вора, разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина.

В.А.Левшин. Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся чрез пересказы­вание в памяти приключения.

М.И. Попов. Анюта.

Н.П. Николев. Розана и Любим. Сорена и Замир.

А.О. Аблесимов. Мельник — колдун, обманщик и сват.

Я..Б. Княжнин. Несчастие от кареты. Вадим Новгородский.

Д.И. Фонвизин. Куму моему. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке. Лисица-казнодей. Бригадир. Недоросль.

М.Н. Муравьев. Желание зимы. Ночь. Роща. "Товарищи, наставники, друзья..." "Итак, опять убежище готово..." Сила гения. Богине Невы. Неверность. К Музе.

Г.Р.Державин. На смерть князя Мещерского. К первому соседу. На рождение в Севере порфи­рородного отрока. Фелица. Видение мурзы. Изображение Фелицы. К цареви­чу Хлору. Бог. Христос. Властителям и судиям. Осень во время осады Очако­ва. Ласточка. Вельможа. Памятник. Тончию. Цыганская пляска. Храповицко­му (1797). К лире. Русские девушки. Снегирь. Водопад. Евгению (Жизнь Званская). Венец бессмертия. Признание. "Река времен...".

Н.А.Львов. Песенка. Русский 1791 год. Песнь норвежского витязя Га-ральда Храброго. Добрыня (Богатырская песнь). Ночь в чухонской избе на пустыре. Музыка, или Семитония. Песня. К лире. К женщинам. Любовь. Видение. На самого себя. На богатство. К ласточке. На кузнечика. На старость.

А.Н. Радищев. Вольность. "Осьмнадцатое столетие. Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. Житие Фе­дора Васильевича Ушакова. Путешествие из Петербурга в Москву.

И.А. Крылов. Каиб (Восточная повесть). Трумф, или Подщипа (Шутотрагедия). Журнал "Почта духов". Басни "Ворона и Лисица", "Рыбьи пляски", "Пестрые овцы".

И.И. Дмитриев. Послание Н.М. Карамзину. "Сто­нет сизый голубочек..." "Други, время скоротечно..." "Видел славный я дво­рец..." Чужой толк. Змея и Пиявица. Дуб и Трость.

Н.М. Карамзин. Поэзия. "Я в бедности на свет родился..." Веселый час. Прости. Осень. Кладбище. Меланхолия. К соловью. К самому себе. К мило­сти. Раиса. Послание к Дмитриеву. Послание к А.А. Плещееву. Выбор жениха. Бедная Лиза. Наталья, боярская дочь. Юлия. Остров Борнгольм. Письма русского путешественника. Мелодор к Филалету. Филалет к Мелодору. Чувствительный и холодный. Марфа Посадница, или Покорение Новгорода. Рыцарь нашего времени.

Литература:

а) основная литература:

 

Учебная литература

 

Русская литература XVIII века/Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. Русская литература XVIII века. 1700— 1775/Сост. В.А. Западов. М., 1979.

Русская литература последней четверти XVIII века/Сост. В.А. Западов. М., 1985.

Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990.

Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учебно-методический комплекс. М., 1999.

Лебедева О.Е. История русской литературы XVIII века. М., 2000. М., 2003.

История русского искусства/Под общ. ред. Н.Э. Грабаря. М., 1960. Т. VI.

История русского романа: В 2 т. М.; Л., 1962. Т. 1.

Хрестоматия по русской литературе XVIII века/Сост. А.В. Кокорев. 4-е изд. М., 1965.

История русской поэзии. Л., 1968. Т. 1.

История русской журналистики XVIII—XIX вв. М., 1973.

История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977. Т. 1.

История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 465—780.

История русской драматургии: XVII — первая половина XIX века. Л., 1982.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1988. Т. 5.

Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М.; Самара, 1995.

Исследования

XVIII век: Сб. М.; Л., 1935. Т. 1. (и последующие выпуски).

Гуковский  Г.А. Русская поэзия XVIII века. Л., 1937.

Берков П.И. Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.; Л., 1950.

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952.

Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с ли­тературой, театром и бытом. М., 1952—1953. Т. 1—2.

Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. М., 1955.

Фонвизин в русской критике. М., 1958.

Коваленская И.М. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М.; Л., 1962.

Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.

Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964.

Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века. М., 1965.

Морозов А.А. Ломоносов. М., 1965.

Бабкин Д.С. А.Н. Радищев: Литературно-общественная деятельность. М., 1966.

Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя. М.; Л., 1966.

Пигарев КВ. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII — первая четверть XIX века): Очерки. М., 1966.

Канунова З.Ф. Из истории русской повести (Историко-литературное значение повестей Н.М. Карамзина). Томск, 1967.

Бадалич И.М., Кузьмина В.Д. Памятники русской школьной драмы. М., 1968.

Кулакова Л.И. Очерки по истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

Овсянников Ю. Лубок: Русские народные картинки XVII—XVIII вв. М.. 1968.

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина: Из истории русского реализма. М., 1969.

Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов: Очерк жизни и поэтического творчества. М., 1969.

Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех

стилей. М., 1970.

Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

Западов В.А. Русский стих XVIII — начала XIX века (Ритмика). Л., 1974.

Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. "Путешествие из Петербур­га в Москву": Комментарий. Л., 1974.

Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века. Саратов, 1974.

Русское искусство первой четверти XVIII века / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1974.

Западов А.В. В глубине строки: О мастерстве читателя. М., 1975.

Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе XVIII — начала XIX века. Волгоград, 1976.

Лебедев Е.Н. Огонь — его родитель. М., 1976.

Асеев Б.И. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Демин А.С. Русская литература второй половины XVII — начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977.

Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

Западов А.Б. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р.Державин: Литературные очерки. М., 1979.

Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979.

Глумов А. Н.А.Львов. М., 1980.

Павлова Г.Е., Федорова А.С. М.В.Ломоносов. М., 1980.

Муравьев В.Б. Московские литературные предания и были. М., 1981.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Софронова Л.A. Поэтика славянского театра XVII—XVIII веков. М., 1981.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия второй половины XVIII века (Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков): Учебное пособие. Куйбышев, 1982.

Горшков А.И. Язык предпушкинской прозы. М., 1982.

Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М., 1982.

Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. М„ 1983.

Гордин М.А., Гордин Я.А. Театр Ивана Крылова. Л., 1983.

Западов А.В. Поэты XVIII века: А.Кантемир. А.Сумароков. В.Майков. М.Херасков: Литературные очерки. М., 1984.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия последней трети XVIII века: Учебное пособие. Куйбышев, 1985.

Доброва Г.Р. Русская стихотворная пародия и ее роль в общественно-литературной борьбе XVIII — начала XIX века. Л., 1985.

Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1985.

Ершов А.А. Русская стихотворная сатира от Кантемира до Пушкина. М., 1985.

Осетров Е. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985—1990. Ч. 1—4.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII — нача­ла XIX века: Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. М., 1985.

Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. М., 1986.

Калашникова О.Л. Становление русского реально-бытового романа XVIII века. Днепропетровск, 1986.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. М., 1986.

Евангулова О.С Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987.

Рыцарева М.Г. Русская музыка XVIII века. М., 1987.

Калашникова О.Л. Жанровые разновидности русского романа. 1760—1770 гг. Днепропетровск, 1988.

Любченко О.Н. Андрей Тимофеевич Болотов. Тула, 1988.

Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.

Шкуринов П.С. А.Н.Радищев: Философия человека. М., 1988.

Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII — начала XVIII в. М., 1989.

Шайтанов И.О. Мыслящая Муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. М., 1989.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1.

Знаменитые русские масоны. М., 1991.

Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII — начало XVIII в.). М., 1991.

Уткина Н.Ф., Ничик ВМ. Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.

Каменский А.Б. "Под сенью Екатерины...": Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. М., 1992.

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. Л., 1994.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII — начало XIX века. СПб., 1994.

Некрасов С.М. Апостол добра: Повествование о Н.И. Новикове. М., 1994.

Смирнов В.Г Феофан Прокопович. М., 1994.

Юсупов Т.Ж. Развитие русской прозы XVIII века (Проблематика, поэтика, восточные мотивы). М., 1994. Ч. 1—2.

Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства: По материалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург, 1995:

Топоров В.Н. "Бедная Лиза" Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

Вишневская И. Аплодисменты в прошлое: А.П. Сумароков и его траге­дии. М., 1996.

Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

Коровин В.И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. М., 1996.

Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.

Грот Я.К. Жизнь Державина. М., 1997.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Лебедев Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов-на-Дону; М., 1997.

Николаев Н.И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века. Архангельск, 1997.

Масонство и масоны: Сб. статей. М., 1997—1998. Вып. I—II.

Новиков В.И. Масонство и русская культура. М., 1998.

Масоны в России: вчера, сегодня, завтра. Сб. научных трудов. М., 1999.

Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 1999.

Саськова Т.В. Пастораль в русской поэзии XVIII века. М., 1999.

Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. М., 2001.

Рублева Л.И. Из истории русской прозы 70—90-х годов XVIII века. Юж­но-Сахалинск, 2001.

Семенова Е.В. Система жанров русской духовной поэзии XVIII — начала XIX вв. М., 2001.

Смолина К.А. Русская трагедия. XVIII век. Эволюция жанра. М., 2001.

Луцевич Л.Ф. Псалтырь в русской поэзии. СПб., 2002.

Справочно-библиографическая литература

 

 

Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий гражданской печати. 1708—1725. М.; Л., 1955.

История русской литературы XVIII века: Библиографический указатель/Сост. В.П. Степанов и Ю.В. Стенник. Л., 1968.

Деятели русской культуры XVIII века: Указатель/Под ред. Б.И. Краснобаева. М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Словарь русского языка XVIII века. Л., 1984. Т. 1 (и последующие).

Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988. Вып. 1 (и последующие).

Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй полови­ны XVIII — начала XIX вв.: Рекомендательно-библиографический справоч­ник. М., 1988.

Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М. Мелетинский М., 1992.

Рогов Е.Н. Атлас истории культуры России. М., 1993.

Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993—1995. Т. 1—3.

Русские писатели XI — начала XX века: Библиографический сло­варь/Под ред. Н.Н.Скатова. М., 1995.

Знаменитые россияне XVIII—XIX веков: Биографии и портреты/Сост. Е.Ф.Петинова. СПб., 1996.

Исторический лексикон. XVIII век: Энциклопедический справочник. М., 1996.

Русская литература XVIII века: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Федорова. М., 1997.

Энциклопедия литературных героев. М., 1997.

Соловьев О.Ф. Масонство: Словарь-справочник. М., 2001.

Русские писатели. XVIII век: Библиографический словарь / Сост. С.А. Джанумов. М., 2002.  

Новая советская литература по литературоведению: Библиографический бюллетень (изд. с 1953, выходит ежемесячно).

б) дополнительная литература подбирается студентом самостоятельно

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...