Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трагедия как жанр литературы




А.П. Сумароков. Наставление хотящим быти писателями:

...По сем рассмотрим мы свойство и силу драм,

Как должен представлять творец пороки нам

И как должна цвести святая добродетель.

Посадский, дворянин, маркиз, граф, князь, владетель

Восходят на театр: творец находит путь

Смотрителей своих чрез действо ум тронуть.

Коль ток потребен слез, введи меня ты в жалость,

Для смеху предо мной представь мирскую шалость.

Не представляй двух действ моих на смеси дум:

Смотритель к оному тогда направит ум,

Ругается, смотря, единого он страстью

И беспокойствует единого напастью.

Афины и Париж, зря красну царску дщерь,

Котору умерщвлял отец, как лютый зверь,

В стенании своем единогласны были

И только лишь о ней потоки слезны лили.

Не тщись мои глаза различием прельстить

И бытие трех лет во три часа вместить:

Старайся мне в игре часы часами мерить,

Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить,

Что будто не игра то действие твое,

Но самое тогда случившесь бытие.

И не греми в стихах, летя под небесами;

Скажи мне только то, что страсти скажут сами.

Не сделай трудности и местом мне своим,

Чтоб я, зря, твой театр имеючи за Рим,

В Москву не полетел, а из Москвы к Пекину:

Всмотряся в Рим, я Рим так скоро не покину...

(Сумароков АП. Избранные произведения.

Л., 1957. С. 137—138 («Библиотека поэта». Большая сер.) 

                                                                                                                 

В.А. Жуковский. Рассуждение о трагедии: «Удовольствие, кото­рое во время представления хорошей трагедии зритель находит в ощу­щениях ужаса, горести, сострадания, по натуре своей неприятных, может с первого взгляда показаться неизъяснимым. Чем более сердце наше растрогано, тем привлекательнее для нас и самое зрелище; ко­нец пиесы есть та минута, в которую перестают в нас действовать сии неприятные страсти. В трагедии может быть одна только сцена пол­ной радости, счастья, безопасности, и эта сцена обыкновенно бывает последняя; если ж такая сцена встречается в середине пиесы, то это единственно для разнообразия, для противоположности, дабы минут­ным ощущением радости усилить то чувство печали, которое должно произвести изображение следующих несчастий. Единственная цель стихотворца — возбудить и беспрестанно усиливать в сердце зрите­лей жалость, негодование, ненависть и ужас; чем живее сии чувства, тем живее и самое наслаждение; мы счастливы в ту минуту, когда сле­зами, рыданиями или воплями можем облегчить сердце свое, испол­ненное сострадания и нежной скорби... Душа, приведенная в волнение страстию и в то же время пленяемая красноречием, наполнена сме­шанным чувством, которое в целости своей для нее восхитительно... Для совершенного удовлетворения зрителей надлежит вооружить добродетель силою отчаяния, а преступления наказать или унизить». (Жуковский ВЛ. Эстетика и критика. М., 1985. С. 272—278).

А.С. Пушкин. О трагедии (черновой набросок, написанный в пе­риод работы над «Борисом Годуновым»): «Изо всех родов сочинений самые неправдоподобные сочинения драматические, а из сочинений драматических — трагедии, ибо зритель должен забыть, по большей части, время, место, язык; должен усилием воображения согласиться в известном наречии — к стихам, к вымыслам. Французские писатели это чувствовали и сделали свои своенравные правила: действие, ме­сто, время. Занимательность, будучи первым законом драматического искусства, единство действия должно быть соблюдаемо. Но место и время слишком своенравны... Заговоры, изъяснения любовные, госу­дарственные совещания, празднества — все происходит в одной ком­нате! — Непомерная быстрота и стесненность происшествий, наперсники... столь же несообразны с рассудком... Не короче ли сле­довать школе романтической, которая есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства?..

Смешение родов комического и трагического, напряжение, изысканность необходимых иногда простонародных выражений.» (Пуш­кин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т. 7. С. 37—38)

 

Занятие 5

Поэтика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

План:

1. Комедия как жанр в русской литературе классицизма. Принцип «трех единств» и другие «правила» создания комедий. Проблема типо­логии и эволюции жанра в русской литературе XVIII в.

2. Новаторство Фонвизина-драматурга: «Недоросль» как первый опыт русской социально-политической комедии. Проблематика про­изведения и особенности решения автором вопросов воспитания, любви и брака, крепостного права и государственной власти, героя времени. Взаимодействие разных жанровых образований в пьесе: элементы любовной, бытовой и воспитательной комедии, «слезной» драмы и трагедии в произведении.

3. Композиция комедии «Недоросль». Макро- и микроструктура произведения. Минимальная структурная единица в классицистиче­ской комедии и комедии Фонвизина. Идейно-смысловая и сюжетная завершенность как критерий выделения драматической сценки. Типы связей между сценками в пьесе.

4. Особенности конфликта и сюжетной организации произведе­ния. Основные сюжетные линии и их роль в общем идейном замысле комедии. Структура сюжета. Особенности анализа компонентов сю­жета в драматическом произведении, содержащем несколько сюжетных линий. Роль интермедий и фарсовых сцен в комедии, в частно­сти — в развитии сюжета.

5. Система образов пьесы. Принципы деления героев на группы (этический, социальный, сценический и др.). Внесценические персо­нажи и их роль в комедии. Понятие об ансамбле действующих лиц пье­сы. Основные приемы создания образа (предыстория героя, круг его чтения, речевая характеристика, "говорящее" имя, художественная деталь и пр.). Мастерство Фонвизина-сатирика.

6. Проблема художественного метода комедии «Недоросль»: причины и ход полемики, трудности в решении вопроса, обоснование своей позиции.

Задания

1. Определите основные жанрообразующие признаки комедии. Какие типы комедий знала русская литература XVIII в. ? Почему коме­дия Фонвизина «Недоросль» не укладывается в рамки традиционной типологии жанра? При ответе на эти вопросы используйте материал статьи «Комедия» в книге «Русская литература XVIII века: Сло­варь-справочник» (М., 1997).

2. Проследите, как развиваются в пьесе различные сюжетные ли­нии, вычлените в них завязку, кульминацию и развязку. Кто из героев произведения и каким образом движет эти сюжетные линии? Какая из этих линий является ведущей? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Напишите тезисный план ответа на вопрос: В чем заключается новаторский характер комедии Фонвизина «Недоросль»?

  4. Сравните принципы создания сатирического образа в первой са­тире А.Д. Кантемира «На хулящих учения. К уму своему» и в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5. Определите позицию Фонвизина в журнальной полемике о ха­рактере и задачах сатиры 60—70-х годов.

6. Проследите развитие темы фонвизиновского «Недоросля» в пьесе П.А. Плавильщикова «Сговор Кутейкина».

7. На материале пьес Д.И. Фонвизина «Бригадир» и «Недо­росль» подготовьте сообщение на тему Круг чтения литературного героя как средство его характеристики.

8. Составьте конспект урока по комедии Фонвизина «Недо­росль» для школы. Определите круг источников и основных проблем занятия. Продумайте иллюстративный ряд урока.

Литература

Тексты

Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. 1.С. 105—178 (или любое другое издание).

Для сравнения

Кантемир АД. Сатира I. На хулящих учения. К уму своему // Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., 1956. С. 57—67 («Библиотека поэта». Большая сер.).

Плавильщиков П.А. Сговор Кутейкина // Русская драматургия XVIII века / Сост. Г.Н.Моисеева. М., 1986. С. 445—460.

Исследования

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954. С. 166—198.

Макогоненко ГП. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961. С. 266—287.

Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской лите­ратуры XVIII века. Статья 2: Ранний русский реализм // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1978. С. 69—100.

Дополнительная литература

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.

Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма: Из лекций по спецкурсу. Горький, 1974. 4.2. С. 122 132.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 212—241.

Бухаркин П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И. Фонвизина // Вестник ЛГУ. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 1986. Вып. 3. С. 32 38.

Стенник Ю.В. Проблема народности в литературе XVIII века и Фонвизин // Русская литература. 1987. № 3. С. 57—71.

Глухов В.И. Метод и образный строй комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (К спорам о художественной природе пьесы) // Взаимо­действие жанров, художественных направлений и традиций в русской драматургии XVIII—XIX вв. Куйбышев, 1988. С. 19—35.

Материалы к занятию










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...