Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности мышления младших школьников.




Мышление – это психический познавательные процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Различают следующие логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятиеобозначается словом и отражает общие свойства предметов, отличающие их от других.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

Умозаключения – вывод нового суждения из одного или нескольких исходных суждении.

Человек пользуется двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными.

Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению (установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений).

Пример: человек узнает, что медь проводит электрический ток, потом, что электрический ток проводит серебро, а также ртуть, свинец и т.д., он приходит к выводу: все металлы проводят электрический ток.

Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению (познание отдельных фактов и явлений на основании общих законов и правил).

Пример: школьнику заранее известна общая закономерность – все металлы проводят электрический ток. Установив, что ртуть металл, он заключает, что ртуть проводит электрический ток.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизацияи обобщение.

Анализ— это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез— это мысленное объединение частей, свойств в единое целое. И синтез и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения.

Сравнение— это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

Абстрагированиесостоит в вычленении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта, в отвлечении от остальных.

Конкретизацияпредполагает возвращение от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

Обобщениемысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты».

Виды мышления

В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления.

По степени развернутостимышление может быть дискурсивным,поэтапно развернутым процессом, и интуитивным,характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

По степени новизны и оригинальностирешаемых задач выделяют мышление репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений, взятых из каких-то определенных источников, и творческое(продуктивное) мышление направлено на создание новых идей,его результатом является открытие нового решения той или иной задачи.

По характеру решаемых задачмышление делят на теоретическое основанное на теоретических размышлениях и умозаключениях, и практическое основано на суждениях и умозаключениях, связанных с решением практических задач.

В зависимости от содержания решаемой задачивыделяют наглядно-действенное,наглядно-образное, словесно-логическоеи абстрактное мышление.

Наглядно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами — человек анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Познавая объект, ребенку не обязательно трогать его руками, но ему необходимо наглядно представлять этот объект.

Словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые могут не иметь образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать общие закономерности, предвидеть развитие процессов, обобщать различный наглядный материал.

Абстрактное мышление – основано на выявлении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несуществующих.

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления проявляются в:

· самостоятельности мышленият.е.умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями.

· инициативности мышления,т.е. в стремлении самому искать и находить пути и средства для разрешения задачи.

· широте мышления,т.е. способности охватить вопрос в целом.

· критичности мышления - способности человека оценивать как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки. С возрастом критичность мышления возрастает. Наименее критичными, т.е. наиболее внушаемыми, принимающими все на веру, являются дети.

· гибкости мышленият.е. в преодолении сложившихся стереотипов мышления.

· быстроте мышления т.е. в способности принимать быстрые решения.

Развитие мышления у младших школьников










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...