Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитание младших школьников в целостном педагогическом процессе. Особенности воспитательного процесса.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания. Особенности воспитательного процесса: ü целенаправленность – наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой воспитание превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику; именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный ВП. ü многофакторность – в нем действуют объективные и субъективные причины. Особенность в том деятельность воспитания обусловлена не только объективными закономерностями, это в значительной мере искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер отношений с воспитанниками. ü неочевидность – результаты ВП не так явственно ощутимы и не так быстро себя обнаруживают, как в процессе обучения. Между проявлениями воспитанности/невоспитанности лежит длительный период формирования необходимых свойств личности ü динамичность – ВП подвижен и изменчив ü длительность – школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, т.к. НС в этом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью, но процесс воспитания длится всю жизнь ü непрерывность – постоянное систематическое взаимодействие воспитателя и воспитанника ü комплексность – единство целей, задач, содержания, форм и методов ВП, подчиненное идеи целостности формирования личности ü вариативность (неоднозначность)и неопределенность результатов – в одних и тех же условиях, одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты ü двусторонний характер – течение ВП необычно тем, что идет в 2х направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая) и наоборот (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. ü противоречивость – одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Структура ВП: В своем развитии ВП проходит определенные этапы: I. Осознание норм и правил; формирование взглядов II. Формирование убеждений деятельность III. Формирование чувств воспитанников I. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным и приступать к нему надо без промедлений. II. Знания должны перейти в убеждения – твердые, основанные на мировоззрении, определенных принципах, взгляды, которые служат руководством в жизни. III. Важный компонент ВП. Без человеческих эмоций нет и не может быть поиска истины. IV. Чем большее место в структуре ВП занимает пед. целесообразная организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к го содержанию, методами и организации. Они отражают специфику воспитания. По Подласому И.П.: - общественная направленность воспитания, - связь воспитания с жизнью и трудом, - опора на положительное в воспитании, - гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности, уважение его прав и свобод, предъявление посильных и разумных требований, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от телесных и других, унижающих честь и достоинство, наказаний), - личностный подход, - единство воспитательных воздействий (воспитание происходит во многих сферах, необходимо, чтобы требования были исходящие от них и воспитателя были едины; воспитателю необходимо подкреплять и поддерживать связь с семьей, согласовывать воспитательные действия). Принципы воспитания по Амонашвили Ш.А.: - любовь к ребенку, - очеловечивание среды, в которой живет ребенок - создание комфортных условий и единства требований общества, семьи, школы; - прожить в ребенке свое детство. Принципы воспитания по П.И. Пидкасистому: - принцип ценностной ориентации - воспитание в культурологическом духе, предполагающее знание ценностей. Воспитание человека, ориентированного на ценности (знание, труд, природу, человека, добро), - принцип субъективности в воспитании - воспитание отношения к себе самому, к окружающим, предметам, ценностям, обществу, - принять ребенка как данность - принять его таким, каков он есть (По Макаренко А.С. - это "принцип уважения и требовательности"). Принцип по Надежде Егоровне Щурковой: - принцип ценностной ориентации, - принцип субъективности, - принцип целостности. Система гуманистических принципов в педагогике: - личностный подход - сочетание личной и общественной направленности личности - связь с жизнью - опора на положительное - единство воспитательных воздействий 1. Личностный подход. Учитывает: - направленность личности - ее ценностные ориентации - доминирующие мотивы деятельности и поведения Правила: - изучать и хорошо знать индивидуальные особенности ребенка (черты характера, взгляды, вкусы, привычки, темперамент) - уметь диагностировать реальный уровень сформированности таких личных качеств, как: *мотивы *интересы *отношение к жизни, к труду *жизненные планы и т.д. - постоянно вовлекать в посильную для ребенка и все усложняющуюся по трудности воспитательную деятельность - максимально опираться на собственную активность личности. 2. Сочетание личной и общественной направленности личности. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с гос. стратегией формирования социально необходимого типа личности Правила: - избегать пустых призывов, лозунгов, многословия, т.к. воспитание осуществляется, прежде всего, в полезной деятельности - необходимо формировать общественно ценные мотивы - сочетать организацию общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанника - гражданское воспитание необходимо начинать в юном возрасте (Конституция, власть, закон, ответственность и т.д.) 3. Связь с жизнью. Этот принцип требует от воспитателей действий в двух направлениях: - широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей - привлечение воспитанников к различным видам общественно полезной деятельности Правила: *педагог должен добиться - понимания детьми роли труда в жизни общества и каждого человека - уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности - бережного отношения к общественному достоянию и природным богатствам *необходимо согласовать свои действия с семьей (главный труд-учеба; помощь по дому, выполнение посильных обязанностей) *стремиться к постоянной деятельности ребенка (безделье чуждо по природе ребенку) *следует использовать краеведческий материал в воспитательной работе *участвовать в трудовых делах наравне со взрослыми (дети приучаются к ответственности за принятые решения -> формируются гражданские качества *воспитательный процесс должен строиться так, чтобы посильный труд ребенка был нужен людям и приносил пользу 4. Опора но положительное в ребенке в воспитании – детей «отрицательных» и «положительных» не бывает; добиться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – посильная задача воспитания Правила: - в воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником – только сотрудничество, терпение и заинтересованность дает положительные результаты - недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Конечно, отрицательное надо осуждать и исправлять; главное – формирование положительных черт, которые нужно выявлять и развивать - педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (любовь к природе, животным, эстетические интересы), при помощи которых возможно решать задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания - опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить, как создание положительного воспитательного фона (спокойная деловая обстановка, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед - воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, теряют веру в себя, в свои силы, возможности; важно не скупиться на комплименты ребенку за малейшие положительные сдвиги. 5. Единство воспитательных воздействий – это принцип координации усилий школы, семьи и общественности; требует, чтобы все причастные к воспитанию действовали сообща, предъявляли к воспитанникам согласованные требования Правила: · личность воспитанника формируется под влиянием семьи, окружающих взрослых людей, общественных организаций и т.д. Важную роль играет классный коллектив и личность воспитателя, который должен помнить о других источниках воспитательного воздействия; требования, исходящие от них и от воспитателя, должны быть едины · важно поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении воспитательных задач · в практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации (несоответствование требований); важно устранять недоразумения, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет воспитательные усилия следует поддерживать разумные требования друг друга, осмысленно подходить к своим собственным суждениям, произносимым вслух (не критиковать никого при детях) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |