Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Связь педагогики с другими науками




Категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями - такими, как развитие и формирование.

Педагогика – упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.

Образование:

* Воспитание

* Обучение

* Развитие

Воспитание – деятельность по передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, морали, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения.

Понятие воспитание имеет 2 аспекта:

· общественное явление (стихийное) – общественная функция передачи старшим поколением подрастающему социального опыта и культуры.

· педагогический процесс (целенаправленное) – целенаправленный специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на развитие всех духовных и физических сил, заложенных в человеке, с целью его социализации.

Воспитание, как понятие, имеет 3 значения:

1) воспитание в широком социальном смысле;

2) воспитание в широком педагогическом смысле;

3) воспитание в узком педагогическом смысле.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека, передача и усвоение Знаний, Умений и Навыков (ЗУН), способов познавательной деятельности.

Образование – это процесс и результат овладения учащимся системой научных знаний, умений, навыков, обобщенных в науке, обществе.

Развитие человека – это процесс становления личности, качественные и количественные изменения в психическом и физическом развитии под влиянием внешних и внутренних природных и социальных факторов.

Структура науки педагогики

1.Фундаментальные: 

Ø Школоведение

Ø Теория обучения (дидактика)

Ø Теория воспитания

Ø Общая педагогика

Ø История педагогики

2.Методические

Ø Методика обучения

Ø Методика воспитания

3. Специальные

Ø Логопедагогика

Ø Пенитенциарная педагогика (заключенные)

Ø Олигофренопедагогика (умственно-отсталые)

Ø Сурдопедагогика (слабослышащие и глухонемые)

Ø Тифлопедагогика (слепые)

4. Практикоориентированные

Ø Педагогика детских движений

Ø Семейная педагогика

Ø Профессиональная педагогика

Ø Социальная педагогика

Ø Коррекционная педагогика

Ø Экспериментальная педагогика

Связь педагогики с другими науками

Педагогика и философия. Философия является основой педагогических идей. Философские учения способствовали появлению новых педагогических концепций и теорий. Эта связь имеет достоверный характер. С одной стороны, временами педагогику признавали как «полигон» приложения и апробации философских идей. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Педагогика и психология. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагогики, должна знать человека и его особенности. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности, ее возможности учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Следовательно, образование строится в соответствии с этими знаниями.

Педагогика и биологические науки. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека является одной из центральных для педагогики

Педагогика и экономика. Экономические законы, с помощью которых государство планирует развитие всех отраслей хозяйства, распространяются и на образование. Система экономических мероприятий оказывает либо тормозящее, либо активизирующее действие на образование и его востребованность, что, в свою очередь, сказывается на развитии педагогических идей.

Педагогика и социология. И та, и другая науки занимаются планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях.

 

2. Особенности внимания младшего школьника.

 

 

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение внимания — состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.

Функции внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций:

· активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

· способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

· обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Виды внимания

В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его появления не требуется волевых усилий.

Основная его функция – сориентироваться в окружающей среде, выделить те объекты, которые в данный момент имеют жизненный смысл.

На возникновение непроизвольного внимания оказывают влияние объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам относятся:

· особенности предметов и явлений – их интенсивность (громкий звук, вспышка света);

· новизна;

· динамичность (движущийся предмет на фоне неподвижных);

· контрастность (высокая девушка – невысокий

Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении человека к окружающему:

· доминирующая мотивация (голодный человек обращает внимание на места общедоступного питания);

· отношение к объекту познания или деятельности (профессионал в первую очередь обращает внимание на книги по своей специализации).

Произвольное внимание определяется субъективными факторами.

Оно направлено на достижение заранее поставленной и запланированной цели.

Основной его функцией является активное регулирование протекания психических процессов.

Произвольное внимание отличается следующими особенностями:

· целенаправленностью;

· организованным характером деятельности;

· устойчивостью.

Оно возникает в том случае, когда перед человеком встает задача, решение которой требует определенных волевых усилий.

Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и проявляется в сосредоточении на объекте ввиду особого личностного интереса.

Оно совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).

Например, учащийся пишет сочинение и сначала для включения в данный вид деятельности ему необходимо произвольное внимание, однако, найдя нужный сюжет, продолжая работу с интересом, он переходит на новый уровень непроизвольного внимания, которое без волевых усилий позволяет ему завершить начатое.

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы
Непроизвольное. Действие сильного, контрастного или значимого раздражителя. Легкость возникновения и переключения. Ориентировочный рефлекс.
Произвольное. Постановка (принятие) задачи. Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. Ведущая роль второй сигнальной системы (речевой приказ).
Послепроизвольное. Интерес к деятельности. Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Доминанта, возникающая в процессе данной деятельности, интерес.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...