Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Связь педагогики с другими наукамиСтр 1 из 65Следующая ⇒
Категории педагогики Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями - такими, как развитие и формирование. Педагогика – упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями. Образование: * Воспитание * Обучение * Развитие Воспитание – деятельность по передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, морали, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения. Понятие воспитание имеет 2 аспекта: · общественное явление (стихийное) – общественная функция передачи старшим поколением подрастающему социального опыта и культуры. · педагогический процесс (целенаправленное) – целенаправленный специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на развитие всех духовных и физических сил, заложенных в человеке, с целью его социализации. Воспитание, как понятие, имеет 3 значения: 1) воспитание в широком социальном смысле; 2) воспитание в широком педагогическом смысле; 3) воспитание в узком педагогическом смысле. Обучение – целенаправленный педагогический процесс взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека, передача и усвоение Знаний, Умений и Навыков (ЗУН), способов познавательной деятельности. Образование – это процесс и результат овладения учащимся системой научных знаний, умений, навыков, обобщенных в науке, обществе. Развитие человека – это процесс становления личности, качественные и количественные изменения в психическом и физическом развитии под влиянием внешних и внутренних природных и социальных факторов. Структура науки педагогики 1.Фундаментальные: Ø Школоведение Ø Теория обучения (дидактика) Ø Теория воспитания Ø Общая педагогика Ø История педагогики 2.Методические Ø Методика обучения Ø Методика воспитания 3. Специальные Ø Логопедагогика Ø Пенитенциарная педагогика (заключенные) Ø Олигофренопедагогика (умственно-отсталые) Ø Сурдопедагогика (слабослышащие и глухонемые) Ø Тифлопедагогика (слепые) 4. Практикоориентированные Ø Педагогика детских движений Ø Семейная педагогика Ø Профессиональная педагогика Ø Социальная педагогика Ø Коррекционная педагогика Ø Экспериментальная педагогика Связь педагогики с другими науками Педагогика и философия. Философия является основой педагогических идей. Философские учения способствовали появлению новых педагогических концепций и теорий. Эта связь имеет достоверный характер. С одной стороны, временами педагогику признавали как «полигон» приложения и апробации философских идей. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Педагогика и психология. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагогики, должна знать человека и его особенности. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности, ее возможности учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Следовательно, образование строится в соответствии с этими знаниями. Педагогика и биологические науки. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека является одной из центральных для педагогики Педагогика и экономика. Экономические законы, с помощью которых государство планирует развитие всех отраслей хозяйства, распространяются и на образование. Система экономических мероприятий оказывает либо тормозящее, либо активизирующее действие на образование и его востребованность, что, в свою очередь, сказывается на развитии педагогических идей. Педагогика и социология. И та, и другая науки занимаются планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях.
2. Особенности внимания младшего школьника.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания — состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Функции внимания Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций: · активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; · способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями; · обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Виды внимания В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, оно может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным. Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его появления не требуется волевых усилий. Основная его функция – сориентироваться в окружающей среде, выделить те объекты, которые в данный момент имеют жизненный смысл. На возникновение непроизвольного внимания оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: · особенности предметов и явлений – их интенсивность (громкий звук, вспышка света); · новизна; · динамичность (движущийся предмет на фоне неподвижных); · контрастность (высокая девушка – невысокий Субъективный фактор проявляется в избирательном отношении человека к окружающему: · доминирующая мотивация (голодный человек обращает внимание на места общедоступного питания); · отношение к объекту познания или деятельности (профессионал в первую очередь обращает внимание на книги по своей специализации). Произвольное внимание определяется субъективными факторами. Оно направлено на достижение заранее поставленной и запланированной цели. Основной его функцией является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание отличается следующими особенностями: · целенаправленностью; · организованным характером деятельности; · устойчивостью. Оно возникает в том случае, когда перед человеком встает задача, решение которой требует определенных волевых усилий. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и проявляется в сосредоточении на объекте ввиду особого личностного интереса. Оно совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания). Например, учащийся пишет сочинение и сначала для включения в данный вид деятельности ему необходимо произвольное внимание, однако, найдя нужный сюжет, продолжая работу с интересом, он переходит на новый уровень непроизвольного внимания, которое без волевых усилий позволяет ему завершить начатое.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |